Дата:________________
Класс 3 «Б»
Познание мира
Тема: ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ И ИХ ФУНКЦИИ
Цель: Дать понятие о значении пищи для организма, рассказать о работе пищеварительных органов.
— Режим питания и его польза для здоровья человека.
— Развивать внимание, память, мышление, речь;
— Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Базовые знания
Понятие об органах пищеварения и их функциях; об изменениях, которым подвергается пища в пищеварительном тракте, о необходимости пищи для организма.
Опорные знания
Знания о кровообращении человека, дыхательных органах; пища и жизненный опыт, условия правильного питания.
Ход урока:
1.Орг. Момент
2.Проверка дом. задания
3.Объяснение.
- Вы уже знаете, что кровь берет питательные вещества из организма. А теперь разберем, в каком виде и как кровь их получает.
На доске: «Какой орган является началом пищеварительного тракта?», «Какому воздействию подвергается пища в полости рта?» Ученики должны сказать, что пища размягчается с помощью слюны, пережевывается зубами и через гортань попадает в пищевод.
- Чтобы наш организм нормально существовал, его нужно кормить. Вот как машина без бензина не будет ездить, так и человек, чтобы жить и работать, должен есть. С пищей человек получает все необходимые питательные вещества. А пищу человеку тоже дает матушка – природа, ведь человек – ее частица. И мы с нетерпением ждем наступления весны, потому что с ее приходом просыпаются растения, а значит, все живые существа получат новую порцию витаминов, питательных веществ, и т.п.
А сейчас мы проникнем в тайны процесса, который называется пищеварением. Благодаря ему все клетки нашего организма получают питание. Это очень сложный процесс, и для того чтобы весь организм человека был накормлен, природа создала в нем самом фабрику – кухню, которая представляет из себя очень длинный конвейер. Его длина равна 10м.
Давайте с помощью бельевой веревки продемонстрируем и укажем органы пищеварительной системы.
Итак, полюбуемся со стороны на длину кухонного конвейера в натуральную величину. А теперь приступим к приему пищи. Взяли кусочек хлеба и съели его. Что произошло с ним в первом отсеке (во рту) нашего конвейера?
Разжевали, смочили слюной и проглотили. И ой как длинен еще путь этого хлеба в нашем организме!
Давайте поподробнее остановимся в нашем первом отсеке нашей кухни – ротовой полости.
Полость рта от полости носа отделяет твердое небо. В своей задней части ротовая полость переходит в 2 трубочки, одна из которых называется пищевод. Предназначенный для проведения пищи в желудок, вторая трубочка называется трахея, которая проводит воздух к бронхам и легким. Вход в трахею может закрывать и открывать специальный клапан.
Итак, пища попала к нам в рот, где она механически размельчается зубами, перемешивается, обильно смачивается слюной при активном участии нашего языка. Очень важную роль играет в это время глотка. Она, как начальник железнодорожной станции, следит, чтобы продуктовые и кислородные поезда попадали только в свои тоннели.
Давайте попробуем проглотить слюну. Вы заметили, что в этот момент не дышали? Это происходит потому, что мягкое небо во рту приподнимается и закрывает путь кислороду, идущему от носа, в момент проглатывания слюны. В этот же момент специальный клапан захлопывает вход в трахею и получается, что еда сможет въехать только в свой тоннель, называемый пищеводом.
Если во время еды вы будете разговаривать или смеяться. То твой «начальник станции» подумает, что ты уже кончил есть, и откроет кислородный путь. Тогда произойдет крушение. Продуктовый поезд сойдет с пути и попадет в дыхательную трубку (трахею) и закроет ее. Человек может умереть от удушья.
Пища попала в пищевод, во второй отсек нашей фабрики – кухни. С помощью специальных мышц, расположенных в стеках пищевода, пища следует вниз. Через 5 секунд она оказывается в тесной маленькой пещере – желудке. Без еды наш желудок похож на спущенный воздушный шарик, а когда мы его заполнили едой, то он растянется и превратится в целую пещеру. Стенки в желудке, как в настоящей пещере, не гладкие, а шероховатые. И из них сочится желудочный сок. Он постепенно пропитывает всю пищу и растворяет даже твердые леденцы до жидкой каши. Вся эта сложная работа называется перевариванием пищи.
Переваренная пища постепенно движется из желудка, который заперт до поры до времени. И пока пища хорошо не переварится, выход из желудка не откроется.
Далее пищевые части из желудочной пещеры попадают в коридор длиной в 13 пальцев (12 перстов). Из стенок этого коридора вытекает горькая желтая желчь. Она растворяет жирные пищевые части, с которыми не справился желудок. Называется этот коридор 12-перстная кишка.
Из 12-перстной кишки медленно, как на лифте, жидкая кашица плавно въезжает в тонкую кишку, которая внутри имеет бархатистую поверхность, покрытую мелкими ворсинками. Эти ворсинки служат насосом для всасывания питания в кровь. А кровь донесет эти питательные вещества всем клеткам нашего организма. Но наша умница тонкая кишка всю еду до конца переварила, а ненужные курки да косточки вместе с водой отправляет дальше, в толстую кишку.
Здесь происходит дальнейшее всасывание воды, а ненужные отходы выбрасываются наружу.
-Теперь вы представили себе весь путь, который предстоит проделать этому кусочку хлеба, который вы съели на сегодняшнем уроке.
3. Заключение
Гигиена питания Работа по учебнику
У человека, у которого нет зубов, ухудшается пищеварение. Как вы думаете, с чем это связано? Говорим о функциях зубов и о том, как за ними ухаживать.
- В чем причина болезни и выпадения зубов? Избежать болезней желудка и потери зубов можно, если за ними ухаживать (не грызть кости, не колоть орехи, не есть много сладкого, а также полоскать рот после еды и регулярно чистить зубы).
Вывод: «Здоровые зубы способствуют здоровой работе желудка».
5. Итог, дом.зад. стр. 20 – 22 пересказ