ЛИЧНОСТНЫЕ: учащиеся имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, понимают личную ответственность за свое здоровье.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: учащиеся должны уметь: формулировать учебную задачу урока, наблюдать, рассуждать, самостоятельно работать с литературой, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать друг с другом и учителем. Учащиеся должны уметь: соблюдать правила ЗОЖ.
Подготовительная работа: учащиеся делятся на группы, распределяют роли, подбирают материал по своей теме, самостоятельно работают с литературой, проводят исследования, создают памятки.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
1. Орг.момент. (Слайд 1) | Утром ранним кто–то странный заглянул в мое окно, На ладони появилось Ярко рыжее пятно. Это солнце заглянуло, Будто руку протянуло, Тонкий лучик золотой. И как с первым лучшим другом Поздоровалось со мной! Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость. - Ребята, а что нужно человеку, чтобы быть всегда в хорошем настроении, в хорошей форме? - Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Пока ты здоров, кажется, что так будет всегда. Вы уже догадались: Тема нашего урока… | Ответы учащихся Ответы учащихся: Сегодня, на уроке мы поговорим о том, как следует вести себя, чтобы сохранить здоровье. (Слайд 2) | П: умение отвечать на вопросы П: выделять существенную информацию на основе ранее полученных знаний Р: умение определять тему урока, ставить задачи |
2. Актуализация знаний. |
Составьте поговорку в паре. Что такое здоровье?
Проверка (Слайд 3)
Все мы помним сказку Валентина Катаева «Цветик–семицветик». Кто кратко расскажет ее?
| Работа в паре: составление поговорки. Здоровье – это красота Здоровье – это сила и ум. Здоровье – это самое большое богатство. Здоровье – это то, что нужно беречь. Здоровье – это долгая счастливая жизнь. Здоровье – это когда ты весел и у тебя всё получается. Ответы учащихся: В ней рассказывалось о том, как однажды Волшебница подарила девочке Жене цветок с семью разноцветными лепестками. Стоило оторвать один лепесток, подбросить вверх и сказать волшебные слова, как тот час же любое желание исполнялось. Женя истратила целых шесть лепестков. И вот, когда остался один – единственный лепесток, девочка пожелала, чтобы ее знакомый мальчик, Витя, у которого болела нога, выздоровел. Витя стал здоровым. | К: умение работать в паре Р: умение принимать и сохранять учебную задачу К: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество Л: проявляют интерес к знаниям, выражают внимание |
3. Постановка учебной задачи. | Но на этом сказка не заканчивается. Витя не просто выздоровел. Он хотел остаться здоровым и никогда не болеть, и решил вырастить свой цветок, цветок здоровья и подарить его всем детям на планете. Сегодня на уроке мы поможем мальчику, создадим модель цветка-здоровья. Каждый лепесток - это одно направление, над которым работали 5 групп. Ребята изучили много литературы, открывая новые знания, провели исследования, а помогали им в этом родители, учителя, специалисты. В листах оценки будете ставить + по указанным критериям + + + - 5 + + - 4 + - 3 | Режим дня | Здоровое питание | Движение | Чистота | Вредные привычки | Постановка задач, гипотезы | | | | | | Раскрытие темы | | | | | | Выводы: продукт-памятка | | | | | | Итоговая оценка | | | | | | | | Р: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать деятельность Л: умение оценивать работу |
4. Работа по теме урока. | Первая группа работала над темой: «Режим дня» (Слайд 4) Наш цветок начинает распускаться, появляется первый лепесток. От того, как распланировать день зависит очень многое. О том, каким должен быть режим дня школьника расскажут ребята. (слайд 5,6) | Ученик: Режим дня – это распорядок дня (в переводе с французского языка означает установленный распорядок жизни, работы, питания, отдыха, сна). Наша гипотеза: все знают о важности режима дня, но не всегда соблюдают. Мы ставили задачи отслеживать за ребятами в классе, проводить опрос, проверить в рабочих тетрадях режим дня. В итоге режим дня составлен у всех, многие по распорядку приходят в школу, домой, на кружки и секции, имеют дома обязанности, помогают маме. Но есть случаи опозданий, невыполнение домашних заданий, и другие нарушения режима дня. Наша гипотеза подтвердилась, что не всегда соблюдается режим дня. Мы составили примерный режим дня для школьника. | К: умеют участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом Р: умение анализировать, систематизировать, обобщать |
| Один мудрец сказал: «Человек есть то, что он ест». (Слайд 7) Это действительно так, ведь от того, как и что ест человек зависит его здоровье. Над этой актуальной темой работала вторая группа. Ребята нам расскажут, что относится к правильному питанию. Появляется второй лепесток. Слово «витамин» составил американский ученый Казимир Функ. Он открыл вещество «амин», содержащее в зерне риса, жизненно необходимое людям. Соединив латинское слово Vita «жизнь» с «амин», получилось слово «витамин». Белки – это строительный материал для клеток: это молоко, творог, мясо, рыба, яйцо. Углеводы – топливо для клеток, энергии, как бензин для машины: фрукты, овощи, крупы. Жиры – для образования тепла и энергии. Минеральные вещества – для роста костей, мышечной и нервной ткани (20 веществ). (Слайд 8,9)
(Слайд 10) Основные правила: питаться разнообразно, в одно и то же время. Не переедать. | Выступление 2-ой группы. Наша гипотеза: ребята еще мало знают о правильном питании. Мы ставили задачи наблюдать, как ребята принимают пищу, моют ли руки перед едой, проводить опрос о пользе продуктов. В итоге мы отметили, дети не всегда моют руки перед едой, часто не кушают полезные блюда: омлет, запеканку, супы, фрукты, молоко, йогурт, гречку. Очень часто едят жевательные конфеты, сладости, чипсы, кириешки, пьют кока-колу, газировку, что вредно для организма. Наша гипотеза подтвердилась, нам надо знать больше о полезных продуктах. Мы составили меню на 1день для школьника. | К: умеют вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя К: умение участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом Р: умение анализировать, систематизировать, обобщать |
| Сохранить здоровье не просто, а потерять можно сразу. Сберечь его поможет спорт! Физические упражнения развивают организм, укрепляют мускулатуру, сердце и другие органы, заставляют глубже дышать, поглощать больше кислорода, улучшают кровообращение, позволяют оставаться стройными, избавляют нас от многих болезней. Великий философ говорил о пользе занятий спортом: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие». (Слайд 11) А.С.Пушкин был крепкого телосложения, мускулистый, гибкий, благодаря ежедневной гимнастике. Л.Н.Толстой прожил долгую жизнь благодаря физическим упражнениям. Он увлекался ездой на велосипеде, на лошади. В 82 года он за день совершал верхом дальние прогулки. О том, как спорт помогает сохранить наше здоровье, расскажет 3-я группа. Ребята работали над темой: «В движении – жизнь!»
| Ученик: Здоровье – это красота! Об этом люди знали еще в Древнем Китае и Индии, в Древней Греции. Именно там возникла гимнастика. А гимнастика делает тело здоровым и красивым. Наша команда работала над темой: Движение – это жизнь. Мы ставили задачи: выяснить важно ли для ребят нашего класса двигательная функция, помогают ли в домашних делах, кто посещает секции, танцы. Наша гипотеза: мы предполагаем, что в нашем возрасте мы очень подвижны, и не следим за тем, что повышенная нагрузка не допустима, особенно на переменах, перед занятиями. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье сам. Поэтому мы подготовили памятку: как сберечь зрение (слайд 13), комплексы упражнений, которые помогут вам стать крепкими, бодрыми и здоровыми. | К: умеют вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя К: умение участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом Р: умение планировать свою деятельность анализировать, систематизировать, обобщать |
5. Практическая работа. | Как движение влияет на состояние человека? Проведем эксперимент. Существует несколько методик определения нагрузки. Одним из наиболее удобных показателей служит частота сердечных сокращений: чем больше нагрузка, тем больше частота сердечных сокращений. Умеете ли вы определять сердцебиение? Мы с помощью новых технологий датчиком - пульсометром измерим частоту сердечных сокращений: 1 – в спокойном состоянии, 2 – после физической нагрузки. Какое ваше предположение? Для школьника норма до 110 уд/мин – при снятии психологического и физического напряжения. До 120 уд/мин – поддержание тренированности на существующем уровне, до 130 уд/мин повышение уровня нагрузки (Слайд 14). Каковы результаты эксперимента? Признаками повышенной нагрузки являются багровость кожи лица, одышка, сильное потоотделение, резкое повышение частоты сердечных сокращений. (Слайд 15) | Ответы учащихся. Ответы учащихся. Показ как находят пульс. Формулируют предположение частоты сердечных сокращений. При помощи датчиков 2 ученицы измеряют частоту сердечных сокращений: 1 – в спокойном состоянии, 2 – после физической нагрузки. Имя | Частота с/сокр. 2. | Динамика | Лера | 110уд | 130уд | Увел. | Маша | 95уд | 110уд | Увел. | Результаты эксперимента: Частота сердечных сокращений увеличивается после выполнений физических упражнений. При выборе нагрузки нужно следить за состоянием частоты сердечных сокращений Резкое повышение допускать нельзя. У нас есть случаи, когда ребята не следят за нагрузкой на переменах: бегают, иногда дерутся. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. | К: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество К: умеют формулировать предположения П: умения делать умозаключения и выводы, логические мыслительные операции для решения творческой задачи Р: умеют ориентироваться в применении новых технологий Л: Положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью. Р: умение анализировать, систематизировать, обобщать |
6.Физминутка | «ДЕРЕВЦЕ» | | |
7. Работа по теме урока. 8.Физминутка | Помните: солнце, воздух, и вода – самые верные наши друзья! Учитель: Всем известно, что чистота – залог здоровья. Нечистоплотность – это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям. О соблюдении чистоты и правил личной гигиены подготовили свой рассказ ребята из 4-ой команды. (Слайд 16) Поиграем в игру! (Слайд 18,19) Личные предметы – встаем и хлопаем, общие – садимся и топаем. | Наша команда ставила задачи: пронаблюдать, отследить, провести рейды как ребята соблюдают чистоту. Гипотеза: не всегда ребята соблюдают чистоту. Мы наблюдали в течение недели как ребята соблюдают чистоту: моют руки перед едой, после туалета, стригут ногти, содержат школьные принадлежности, внешний вид, свое рабочее место. В результате наша гипотеза подтвердилась: не всегда ребята соблюдают чистоту самостоятельно, больше ссылаются на маму. Часто можно увидеть, как ребята падают или даже ползают по грязному полу. Наша гипотеза подтвердилась: надо учиться соблюдать чистоту самостоятельно. Мы составили памятку как соблюдать чистоту. (Слайд17) | К: умение участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом Р: умение анализировать, систематизировать, обобщать Л: имеют знания о гигиене |
9. Работа по теме урока. | Учитель: Древнее китайское изречение гласит: «Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их». Характер складывается из привычек. Какие вредные привычки вы знаете? О том, какие бывают привычки, какие приводят к разрушению организма, подготовили материал ребята следующей команды. Слайд 21 | Ответы учащихся. (Слайд 20) Наша команда работала над темой «Вредные привычки» Мы поставили задачи: Пронаблюдать за детьми, какие вредные привычки они имеют, убедить их, что надо научиться от них избавляться, следить за собой, вырабатывать силу воли. Наша гипотеза: Мы предположили, что у нас у всех есть вредные привычки, но мы еще не умеем с ними справляться. Мы наблюдали за ребятами в классе, у нас много вредных привычек. Это лень, многие берут ручки, карандаши, пальцы в рот, качаются на стульях, не следят за собой, говорят плохие слова, обзываются, обижают одноклассников. А ведь вредные привычки начинаются с мелочей, с ними надо учиться справляться, контролировать себя. Мы составили памятку, по которой мы боремся с вредными привычками. | К: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество К: умеют формулировать предположения П: умения делать умозаключения и выводы, логические мыслительные операции для решения творческой задачи Р: умение анализировать, систематизировать, обобщать Л: имеют мотивацию к ЗОЖ |
10. Итог урока. | Итог. Учитель: Ребята все вместе мы создали цветок здоровья. Наш цветок не был бы таким замечательным, если бы мы прикасались и прислушивались бы только к одному лепестку. Цветок красив только тогда, когда все лепестки живы и полны радости оттого, что могут подсказать вам ребята что в жизни нам поможет сберечь здоровье, а что разрушит его. Давайте больше улыбаться, радоваться окружающему миру. Пусть ваши сердца будут добрыми. Хочется поблагодарить всех, кто участвовал в работе над проектом. Думаю, что все вы узнали для себя много нового и уйдете с урока с желанием как можно больше открывать, изучать и делать правильные выводы о том, как правильно вести себя в отношении своего здоровья. Какую мы ставили цель? Удалось ли нам выполнить ее? | Слайд 22,23 Слайд 24 Ответы учащихся. | К: умеют вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя П: умения делать умозаключения и выводы, логические мыслительные операции для решения творческой задачи |
11.Рефлексия | Слайд 25. Закончи фразу: я буду еще здоровее, если я… | Ответы учащихся. |
12. Домашнее задание. | В рабочей тетради выполнить задания по теме: Здоровье и безопасность. Мои оценки и достижения. | |
учитель начальных классов: Алиева М.А.