Конспект урока по окружающему миру 4 класс тема: Особенности кожного покрова
Цель урока: дать первичное представление о строении кожи, функциях и гигиене тела.
Задачи урока:
Образовательная: сформировать первичное представление о коже, ее строении и функциях.
Развивающая: развивать умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы; создавать условия для развития творческого воображения, памяти, мышления, внимания, речи, наблюдательности.
Воспитывающая: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в парах, умение слушать и слышать собеседника; аккуратность и бережное отношение к своему организму и здоровью.
Планируемые результаты:
Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, сохранять мотивацию к учёбе, развивать способность к самооценке, умение анализировать свои действия.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, выполнять учебные действия, умело отстаивать свою позицию, вносить необходимые коррективы, уметь организовать свою деятельность, согласовывая с действиями товарища.
Познавательные: анализировать текст, делать выводы. Выделять главное, проводить сравнение. Устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.
Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению, строить понятное для партнёра высказывание, задавать вопросы. Работать в парах, контролировать свои действия.
Оборудование: мультимедиа, предметы для наблюдений и опытов (лупы, зеркала, чёрная ткань, лист бумаги), тестовая работа, таблица.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Орг.момент
-Приветствуем гостей на уроке.
-Сядем тихо мы и дружно.
Это в классе очень нужно,
Чтоб быстрее научиться
Слушать, слышать и трудиться.
-Поговорим?
О чем? О разном и о важном. О том, что хорошо и что не очень. Чего- то знаешь ты, чего – то мне известно. Поговорим? Нам будет интересно.
Приветствуют гостей, проверяют рабочее место, настраиваются на урок, включаются в учебный диалог.
II.Актуализация знаний.
-Одного мудреца спросили:
«Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил:
«Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым.
Здоровый нищий счастливее богатого короля».
-О чем напомнил мудрец?
-Как понимаете слово «здоровье»?
Соберите русскую пословицу о здоровье.
-Исследуя свой образ жизни, расскажите, какие правила личной гигиены соблюдаете.
-Что дают человеку знания о гигиене тела?
Используя эффект «шторки» на ИД, дети предполагают, что мог сказать мудрец.
Определяют, что главное для человека сохранить здоровье.
Собирают пословицу на ИД: «Здоровье дороже золота».
Рассказывают о правилах гигиены, вывешивают свои работы на доску.
- Это знания нам нужны, чтобы сохранить свое здоровье.
III. Постановка цели урока
-Послушайте легенду.
В Италии в 1646(17в.)
произошел случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шел «золотой мальчик». Тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провел ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер.
-Что произошло с мальчиком? Предположите.
-Как вы думаете, какая тема урока?
-Мы познакомимся с самым тяжелым органом человека. Вес его достигает 2кг700г, за 1мин через него проходит 460мл крови. Это единственная одежда младенца, появившегося на свет.
- Мы будем говорить о коже, из чего она состоит и задумаемся, почему она так важна для человека.
Дети высказывают предположения.
-Дети называют тему урока.
- Мы будем говорить о коже.
IV. Изучение нового материала
V. Физминутка
- Мы будем исследовать и наблюдать за кожей. Составим кластеры на доске.
Объект наблюдения – КОЖА.
-У древних людей кожа была одеждой. От чего она защищала человека?
-Кожа ЗАЩИЩАЕТ тело человека.
-Предлагаю определить предметы в «Волшебном мешочке». Расскажите о ваших ощущениях, о размере, форме, материале. Назовите предмет, угадывая на ощупь.
-В каких жизненных ситуациях кожа подскажет нам, что нас окружает.
-Правильно, слепые люди читают пальчиками, используя азбуку Брайля.
-Какую роль выполняет кожа?
-Кожа – ОРГАН ЧУВСТВ.
-Выполним опыты.
П.Р.№1 Рассмотрите кожу рук. Потрогайте ее, потяните. Что можете сказать о коже?
П.р. №2 Захватите рукой складки на пальце. Попытайтесь согнуть палец. Для чего нужны складки на коже?
-Среди нас люди имеют разный цвет кожи. От чего это зависит?
- П.р.№3 Проведите пальцем по лбу, затем приложите палец к стеклу. Что осталось на стекле? Как объяснить?
-П.р.№4 Рассмотрите кожу через лупу. Что видите?
Какое значение имеют поры?
-Рассмотрите ладонь и отпечаток ладошки. Что заметили?
-Этот узор называется папиллярным. Отпечаток папиллярного узора не повторяется в природе, не меняется. Он своеобразный «паспорт» человека. Используется в криминалистике.
- Сделайте вывод. Какую роль выполняет кожа?
- А что же внутри кожного покрова?
-Рассмотрим внутреннее строение кожи.
Сколько слоев наблюдаете?
-Кожа состоит из трех слоев: наружный – эпидермис, внутренний – дерма, подкожный слой.
Эпидермис – поверхностный слой, тонкий, он всегда отслаивается. Ежедневно с поверхности кожи сшелушиваются тысяча мертвых клеток. Но при этом на ней все время нарастают новые слои.
- Что еще видим?
- Как из тюбика выдавливается крем, так и через тончайшие отверстия в коже – поры – кожное сало попадает на поверхность. Оно смазывает кожу. Иначе солнце, вода, ветер, вещества высушивают кожу, она растрескивается. Но у кожного сала есть недостаток. Оно застывает на поверхности и приобретает неприятный запах. Как быть?
- При мытье с мочалкой и мылом с кожи удаляется до 1,5 млрд. микробов.
Мы делаем вывод: кожа ВЫДЕЛЯЕТ пот, жир, вещества.
-Кожа защищала от солнца, холода, воды, бактерий.
(Прикрепляют кластер)
Дети, определяя предмет, называют его свойства.
Рассматривают слайд, рассказывают.
-Кожа орган осязания. (Прикрепляют кластер)
Вывод: Кожа – это прочная, эластичная оболочка, надежно защищающая организм от негативных внешних воздействий.
Вывод: Они нужны для того, чтобы не мешать движению пальцев, рук, ног и других частей тела.
Вывод: Цвет кожи зависит от содержащего в нем пигмента меланина, который определяет цвет и защищает ее от вредных воздействий солнечных лучей.
Вывод: Кожа выделяет пот и жир.
С помощью лупы увидели волоски и углубления. Это поры. Через поры выделяется пот, жир, кожа «дышит».
-Какие- то узоры. Они разные.
-Кожа защищает тело, выделяет, пот и жир, является органом чувств.
-Кожа похожа на многослойный пирог.
-Мешочки, паутинки, трубочки.
- Надо мыть кожу.
-Дети вывешивают кластер на доску.
VI. Закрепление изученного материала
-Откроем учебник с.82-83. Прочитайте и найдите ответы на вопросы.
-Вся кожа пронизана кровеносными сосудами. Почему кожа краснеет или бледнеет?
Какую роль играет кожа?
РЕГУЛИРУЕТ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА
Читают, находят ответ, вывешивают кластер на доску.
-Красота человека зависит от состояния его кожи.
А чтобы она была здоровой, за ней нужно правильно ухаживать. Работая в группах, мы с вами докажем это утверждение.
Дети работают в шести группах. Группе выдается инструкция. После выполнения задания каждая группа озвучивает свое сообщение. Вывешивают карточку на стенд «Красота тела в красоте его кожи»
VII. Рефлексия
-Выполните тест. Проверьте свои знания
-Выполняют интерактивный тест
-Выскажите свое мнение об уроке.
-Продолжите предложения.
Я узнал(а)
Я понял(а)
Я хочу поделиться с…
Я могу посоветовать…
Выражают мнение об уроке.
-Предлагаю задание на выбор, по интересам.
- Хочу напомнить, дети, вам. Чтобы вы не делали, надо следить за собой. Пусть вашим девизом будут слова: « Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!». Ваша помощь - в ваших знаниях и внимательном отношении к себе и друг другу.
Выбирают задание, обосновывают свой выбор.