Тема урока по окружающему миру во 2 классе: «Хлеб – главное богатство России»
УМК «Начальная школа XXI века»
Тип урока: урок обобщения знаний с элементами проектной и исследовательской деятельности.
Перечень оборудования: гербарии хлебных злаков,
образцы зерна: овёс, рожь, ячмень, пшеница.
образцы круп и различных сортов муки,
компьютерная презентация,
листы экспертизы,
изделия из соленого теста,
выставка хлебобулочных изделий,
буклеты,
выставка рисунков,
выставка книг.
Цели и задачи для каждого этапа урока.
1.Организационный момент.
Цель: организовать класс, настроить на активную работу.
2.Актуализация темы.
Цель: подготовить детей к решению проблемной задачи.
3. Работа в парах.
Цель: обобщить знания учащихся о культурных растениях, развивать навыки исследовательской работы, представлять результат исследования в виде таблицы, развивать чувство коллективизма.
4. Словарная работа.
Цель: обогащение словарного запаса учащихся, обобщение знаний о важности труда земледельцев.
5. Работа с новым материалом.
Цель: познакомить с оборудованием для производства хлеба, развивать навыки сравнительной деятельности.
6. Защита проекта «История возникновения хлеба».
Цель: развивать умение представлять результаты своей работы, выступать с докладами.
7.Физминутка.
Цель: сохранение здоровья детей.
8. Защита проекта «Хлебное изобилие».
Цель: развивать умение представлять результаты своей работы в виде буклетов, рисунков, изделий из солёного теста; развивать творческие способности учащихся.
9. Итог урока.
Цель: воспитывать бережное отношение к хлебу, обобщить знания учащихся о значении хлеба.
10.Рефлексия.
Цель: выявление степени усвоения знаний за урок, определение уровня заинтересованности учащихся, психологического климата на уроке, развитие навыка взаимооценки у учащихся.
Цели урока. 1. Обобщить знания учащихся о культурных растениях, значении хлеба, важности труда земледельцев; познакомить с оборудованием для производства хлеба.
2. Развивать умение формулировать проблему, находить пути ее решения; потребность в самовыражении через различные виды работы (проектная и исследовательская деятельность) с учетом индивидуальных способностей учащихся; обогащать словарный запас.
3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство коллективизма.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парту тихо сели,
На меня все посмотрели.
Ребята, для того, чтобы наш урок прошел дружно, весело, с пользой, давайте подарим друг другу свое тепло и пронесем его вместе с хорошим настроением до конца урока.
2. Актуализация темы.
Слайд1. Звучит песня «Русское поле», сл.И.Гофф, муз.Я.Френкеля.
- Какое впечатление произвела на вас музыка? (ответы учащихся)
Учитель читает стихотворение на фоне 1 слайда:
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло!
-О чем это стихотворение? (о хлебе)
-О чем же будем сегодня говорить на уроке? Кто определит тему урока?
Слайд 2.
- Прочтите тему урока.
Работа с репродукцией картины И.И. Шишкина «Рожь».
-Что нарисовано на картине?
-Какие чувства испытывал художник в момент написания картины?
-Что вы видите? Что растет на поле? (пшеница, рожь, овес, ячмень) слайды 3,4,5,6
-Как назвать одним словом? (злаковые растения)
3. Работа в парах.
-Сегодня вы будете работать в качестве научных экспертов-исследователей. У вас лежат листы экспертизы, вид злакового растения, гербарий, образцы круп и муки. Исследуйте растение и заполните лист экспертизы.
Лист экспертизы.
Название злакового растения_____________________________________
6. Работа с новым материалом - путешествие по прошлому и настоящему. - Человек растит зерно, зерно кормит человека. Это движение вечно.
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе.
Есть пословица в народе –
«Хлеб - на стол, и стол расцвёл!»
Ну, а всё же, как приходит
Этот хлеб на стол?
Слайд 11,12,13,14.
- Что изменилось в производстве хлеба?
7. Защита проекта «История возникновения хлеба».
Сообщения учащихся об истории возникновения хлеба.
(Приложение 1 – доклады учащихся)
Показ каравая и торжественное вручение гостям – присутствующим педагогам и родителям. Слайд 15.
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим.
То гостей таких встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
Ученик подносит гостям каравай на блюде с рушником
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим –
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Учитель: Но не всегда было так. В годы Великой Отечественной войны хлеб ценился на вес золота. Слайд 16, 17.
В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжкого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
В музее истории Санкт-Петербурга хранится крошечный кусочек заплесневелого хлеба, толщиной с мизинец. Таким был дневкой паек для жителей осажденного фашистами Ленинграда. Именно этот кусочек, весом в 125 грамм, спас многих ленинградцев от смерти.
Значит хлеб – это жизнь!
8. Физминутка под музыку песни «Каравай». Слайд 18.
9. Защита проекта «Хлебное изобилие». Слайд 19.
Результаты нашей плодотворной работы представлены на выставке хлебной выпечки, которую вы приготовили дома с мамами, а также ваши буклеты, рисунки, изделия из солёного теста. Расскажите о своей работе!
- Посмотрите, сколько книг о хлебе мы с вами собрали! Вы можете их почитать, только не забудьте спросить книгу у ее владельца.
10. Итог урока.
- Почему один хлеб белый, другой чёрный? ( ответы детей)
-А что такое отрубной хлеб?
- Мельничные жернова перетирают зерно в муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы – оболочка зерна. Это отруби, прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных ( показ разреза отрубного хлеба).
-А знаете ли вы, что из одного зёрнышка получается всего двадцать миллиграмм муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется муки от помола десяти тысяч зёрен.
- А сколько нужно хлеба для вашей семьи? (ответы детей)
- Если хлеб остался, что с ним можно сделать? (ответы детей)
- Если семья из 4 человек каждый день будет выбрасывать только 100 грамм хлеба, по всей стране опустеют 100 элеваторов, остановятся 57 мельниц, 130 хлебозаводов, выпекающих 50 тонн хлеба в сутки. Не будьте же в числе таких людей!
- Какие правила бережного обращения с хлебом мы должны запомнить?
Правила.
Брать хлеба столько, сколько съешь.
Не играй с хлебом.
Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.
Черствый хлеб не выбрасывать, из него можно приготовить различные блюда.
Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этомй других.
- С детских лет мы учимся ценить и беречь каждый кусочек хлеба как самое большое богатство на земле. Хлеб – величайшая святыня для каждого народа. Для России хлеб – главное достояние. Мы любим свою родную землю и не мыслим свою жизнь без душистого ломтика хлеба. Хлеб для нас – символ величия труда, потому что добывается очень тяжело.
Есть в мире слова, которые всегда ценны. Это слова «хлеб», «мир», «дружба». Слайд 20.
11. Рефлексия.
Определение эмоционального состояния детей.
-Поднимите колосок, кому на уроке было интересно. Сорняк – кому не было интересно.
Взаимооценка.
- Кто на уроке работал, на ваш взгляд, наиболее успешно?
-Я согласна. За урок получили отметку «5» … Спасибо за работу!
12. Домашнее задание (по выбору).
Выучить стихотворение о хлебе наизусть или подготовить краткий пересказ произведения о хлебе.
Литература.
1.Бакалдин ВВ. Стихи о хлебе. Для детей младшего школьного возраста. Краснодарское книжное издательство, 1975.
2.Газета “Комсомольская правда” от15. 09. 1982. В. Щанкин “Пламя над полем”.
3.Извекова Л. Н. Что всего дороже? Для детей младшего школьного возраста. Изд.: Алтайское книжное, Барнаул, 1984.
4.Журнал “ Веселые картинки”№8. 08. 1985.
5.Крупин В. Н. Нынешний хлеб. Для дошкольного возраста. Издательство “Малыш”, М. ;1988.
8.Стихи Яковлева Ю. , Приходько В. , Погореловского С.
Аннотация.
Урок по окружающему миру по теме «Хлеб – главное богатство России» проводится во 2 классе, как итог краткосрочного проекта «Хлеб – главное богатство». Главные этапы проекта:
– подбор материала для изготовления буклетов (стихи, песни, загадки, интересные факты о хлебе, рецепты изготовления хлеба), подбор книг для книжной выставки;
- сбор информации о злаковых культурах с использованием энциклопедической и художественной литературы, Интернет-ресурсов;
– просмотр фильма о профессиях, связанных с выращиванием и приготовлением хлеба;
- чтение и обсуждение произведений разных жанров о хлебе;
– исследовательская работа «Злаки».
Главной ценностью проекта стала совместная п
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
села Барановка Аткарского района Саратовской области
Антонова Любовь Александровна
Педагогический стаж: 20 лет
Первая квалификационная категория
Класс – комплект:2,4
Тема урока по окружающему миру во 2 классе: «Хлеб – главное богатство России»
УМК «Начальная школа XXI века»
Тип урока: урок обобщения знаний с элементами проектной и исследовательской деятельности.
Перечень оборудования: гербарии хлебных злаков,
образцы зерна: овёс, рожь, ячмень, пшеница.
образцы круп и различных сортов муки,
компьютерная презентация,
листы экспертизы,
изделия из соленого теста,
выставка хлебобулочных изделий,
буклеты,
выставка рисунков,
выставка книг.
Цели и задачи для каждого этапа урока.
1.Организационный момент.
Цель: организовать класс, настроить на активную работу.
2.Актуализация темы.
Цель: подготовить детей к решению проблемной задачи.
3. Работа в парах.
Цель: обобщить знания учащихся о культурных растениях, развивать навыки исследовательской работы, представлять результат исследования в виде таблицы, развивать чувство коллективизма.
4. Словарная работа.
Цель: обогащение словарного запаса учащихся, обобщение знаний о важности труда земледельцев.
5. Работа с новым материалом.
Цель: познакомить с оборудованием для производства хлеба, развивать навыки сравнительной деятельности.
6. Защита проекта «История возникновения хлеба».
Цель: развивать умение представлять результаты своей работы, выступать с докладами.
7.Физминутка.
Цель: сохранение здоровья детей.
8. Защита проекта «Хлебное изобилие».
Цель: развивать умение представлять результаты своей работы в виде буклетов, рисунков, изделий из солёного теста; развивать творческие способности учащихся.
9. Итог урока.
Цель: воспитывать бережное отношение к хлебу, обобщить знания учащихся о значении хлеба.
10.Рефлексия.
Цель: выявление степени усвоения знаний за урок, определение уровня заинтересованности учащихся, психологического климата на уроке, развитие навыка взаимооценки у учащихся.
Цели урока. 1. Обобщить знания учащихся о культурных растениях, значении хлеба, важности труда земледельцев; познакомить с оборудованием для производства хлеба.
2. Развивать умение формулировать проблему, находить пути ее решения; потребность в самовыражении через различные виды работы (проектная и исследовательская деятельность) с учетом индивидуальных способностей учащихся; обогащать словарный запас.
3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство коллективизма.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парту тихо сели,
На меня все посмотрели.
Ребята, для того, чтобы наш урок прошел дружно, весело, с пользой, давайте подарим друг другу свое тепло и пронесем его вместе с хорошим настроением до конца урока.
2. Актуализация темы.
Слайд1. Звучит песня «Русское поле», сл.И.Гофф, муз.Я.Френкеля.
- Какое впечатление произвела на вас музыка? (ответы учащихся)
Учитель читает стихотворение на фоне 1 слайда:
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло!
-О чем это стихотворение? (о хлебе)
-О чем же будем сегодня говорить на уроке? Кто определит тему урока?
Слайд 2.
- Прочтите тему урока.
Работа с репродукцией картины И.И. Шишкина «Рожь».
-Что нарисовано на картине?
-Какие чувства испытывал художник в момент написания картины?
-Что вы видите? Что растет на поле? (пшеница, рожь, овес, ячмень) слайды 3,4,5,6
-Как назвать одним словом? (злаковые растения)
3. Работа в парах.
-Сегодня вы будете работать в качестве научных экспертов-исследователей. У вас лежат листы экспертизы, вид злакового растения, гербарий, образцы круп и муки. Исследуйте растение и заполните лист экспертизы.
Лист экспертизы.
Название злакового растения_____________________________________
6. Работа с новым материалом - путешествие по прошлому и настоящему. - Человек растит зерно, зерно кормит человека. Это движение вечно.
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе.
Есть пословица в народе –
«Хлеб - на стол, и стол расцвёл!»
Ну, а всё же, как приходит
Этот хлеб на стол?
Слайд 11,12,13,14.
- Что изменилось в производстве хлеба?
7. Защита проекта «История возникновения хлеба».
Сообщения учащихся об истории возникновения хлеба.
(Приложение 1 – доклады учащихся)
Показ каравая и торжественное вручение гостям – присутствующим педагогам и родителям. Слайд 15.
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим.
То гостей таких встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
Ученик подносит гостям каравай на блюде с рушником
Скараваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим –
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Учитель: Но не всегда было так. В годы Великой Отечественной войны хлеб ценился на вес золота. Слайд 16, 17.
В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжкого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
В музее истории Санкт-Петербурга хранится крошечный кусочек заплесневелого хлеба, толщиной с мизинец. Таким был дневкой паек для жителей осажденного фашистами Ленинграда. Именно этот кусочек, весом в 125 грамм, спас многих ленинградцев от смерти.
Значит хлеб – это жизнь!
8. Физминутка под музыку песни «Каравай». Слайд 18.
9. Защита проекта «Хлебное изобилие». Слайд 19.
Результаты нашей плодотворной работы представлены на выставке хлебной выпечки, которую вы приготовили дома с мамами, а также ваши буклеты, рисунки, изделия из солёного теста. Расскажите о своей работе!
- Посмотрите, сколько книг о хлебе мы с вами собрали! Вы можете их почитать, только не забудьте спросить книгу у ее владельца.
10. Итог урока.
- Почему один хлеб белый, другой чёрный? ( ответы детей)
-А что такое отрубной хлеб?
- Мельничные жернова перетирают зерно в муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы – оболочка зерна. Это отруби, прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных ( показ разреза отрубного хлеба).
-А знаете ли вы, что из одного зёрнышка получается всего двадцать миллиграмм муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется муки от помола десяти тысяч зёрен.
- А сколько нужно хлеба для вашей семьи? (ответы детей)
- Если хлеб остался, что с ним можно сделать? (ответы детей)
- Если семья из 4 человек каждый день будет выбрасывать только 100 грамм хлеба, по всей стране опустеют 100 элеваторов, остановятся 57 мельниц, 130 хлебозаводов, выпекающих 50 тонн хлеба в сутки. Не будьте же в числе таких людей!
- Какие правила бережного обращения с хлебом мы должны запомнить?
Правила.
Брать хлеба столько, сколько съешь.
Не играй с хлебом.
Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.
Черствый хлеб не выбрасывать, из него можно приготовить различные блюда.
Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этомй других.
- С детских лет мы учимся ценить и беречь каждый кусочек хлеба как самое большое богатство на земле. Хлеб – величайшая святыня для каждого народа. Для России хлеб – главное достояние. Мы любим свою родную землю и не мыслим свою жизнь без душистого ломтика хлеба. Хлеб для нас – символ величия труда, потому что добывается очень тяжело.
Есть в мире слова, которые всегда ценны. Это слова «хлеб», «мир», «дружба». Слайд 20.
11. Рефлексия.
Определение эмоционального состояния детей.
-Поднимите колосок, кому на уроке было интересно. Сорняк – кому не было интересно.
Взаимооценка.
- Кто на уроке работал, на ваш взгляд, наиболее успешно?
-Я согласна. За урок получили отметку «5» … Спасибо за работу!
12. Домашнее задание (по выбору).
Выучить стихотворение о хлебе наизусть или подготовить краткий пересказ произведения о хлебе.
Литература.
Бакалдин ВВ. Стихи о хлебе. Для детей младшего школьного возраста. Краснодарское книжное издательство, 1975.
Газета “Комсомольская правда” от15. 09. 1982. В. Щанкин “Пламя над полем”.
Извекова Л. Н. Что всего дороже? Для детей младшего школьного возраста. Изд.: Алтайское книжное, Барнаул, 1984.
Журнал “ Веселые картинки”№8. 08. 1985.
Крупин В. Н. Нынешний хлеб. Для дошкольного возраста. Издательство “Малыш”, М. ;1988.
Стихи Яковлева Ю. , Приходько В. , Погореловского С.
Аннотация.
Урок по окружающему миру по теме «Хлеб – главное богатство России» проводится во 2 классе, как итог краткосрочного проекта «Хлеб – главное богатство». Главные этапы проекта:
– подбор материала для изготовления буклетов (стихи, песни, загадки, интересные факты о хлебе, рецепты изготовления хлеба), подбор книг для книжной выставки;
- сбор информации о злаковых культурах с использованием энциклопедической и художественной литературы, Интернет-ресурсов;
– просмотр фильма о профессиях, связанных с выращиванием и приготовлением хлеба;
- чтение и обсуждение произведений разных жанров о хлебе;
– исследовательская работа «Злаки».
Главной ценностью проекта стала совместная плодотворная деятельность семьи и учителя.