Тема урока: «Времена года» | Урок систематизации и обобщения знаний и умений |
Цель урока | Обобщить и систематизировать знания детей о сезонных явлениях в природе. |
Задачи урока | Образовательные: временные периоды: год, месяц, неделя, сутки. Особенности погоды в разные времена года. |
Развивающие:развивать в учениках наблюдательность, внимательность и исследовательские навыки. |
Воспитательные:воспитыватьаккуратность, чувство товарищества, |
Планируемые результаты | Предметные | Называть характерные признаки времен года, характеризовать особенности времен года, |
Личностные | Понимание необходимости бережного отношения к природе; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни |
Метапредметные | Коммуникативные | Учить вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свои высказывания; активное использование речевых средств и средств ИКТ; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. |
Регулятивные | Формировать умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, готовность к преодолению трудностей, сопоставлять свои действия и результат, понимать причины своего неуспеха, и способности действовать даже в состоянии неуспеха,- на протяжении урока идет мотивация к творческому труду. |
Познавательные | находить, сопоставлять и объяснять различия каждого времени года по их описанию, по отдельным признакам; понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; называть и различать окружающие предметы и их признаки; устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времен суток. |
Ресурсы урока | Интерактивная игра, презентация |
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
УМК | Планета знаний |
|
Ход урока |
Дидактическая структура урока, с указанием времени | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
1 | Организационный этап | Настрой на работу. | | Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! На части не делится солнце лучистое И вечную землю нельзя разделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете работать активно, будете внимательны, а ваша дружба поможет справиться со всеми заданиями. И от всего этого будет зависеть результат сегодняшнего урока. |
2 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик к первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик тритий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы. А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — черная. Махнёт птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно. | ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА - Это полетели месяцы. -три месяца в каждом времени года. Мы будем говорить о временах года. Эта тема не нова | Закройте глаза. Представьте себе то место, где вы чувствуете себя спокойно, уверенно. Для кого-то это– весенний лес, а для кого-то осенний, а может быть кто-то захотел погреться на солнышке на лугу, потому что сейчас ему холодно, ведь на улице зима. Вернулись все в класс, открыли глазки. Посмотрите сказку и скажите, о каких птицах идет речь? Почему по три? -сколько получается времен года? О чем мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока Тема сегодняшнего урока «Времена года». Нова ли для вас эта тема или исходя из своего жизненного опыта вы уже можете о ней что-то сказать? Цель нашего урока обобщить имеющиеся у вас знания о сезонных явлениях природы. Вас ожидает много интересных заданий и исследований, а помощниками вам будут: внимание и находчивость |
3 | Актуализация знаний | СЛАЙД СЛАЙД СЛАЙД СЛАЙД | - Четыре времени года 1.В роскошном белом полушубке Идет красавица зима. И белоснежные наряды Всем щедро раздает она. Накрыла белыми коврами Леса, поля, луга, сады. А на дорогах и тропинках Усердно замела следы. А за зимой спешат морозы, Чтоб реки в льдины заковать. Своим дыханием холодным Узоры чудные писать. 2. К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают Под ее ногами. Черные проталины на полях видны Верно, очень теплые ноги у весны. 3. Вот и лето подоспело – Земляника покраснела: Повернется к солнцу боком – Вся нальется алым соком. В поле – красная гвоздика, Красный клевер. Погляди-ка: И лесной шиповник летом Весь осыпан красным цветом. Видно, люди не напрасно Называют лето красным 4. Осень золотая в гости к нам пришла. Много урожая осень принесла. В золото, багрянец нарядила лес, Ягоды рябины – в ярко алый цвет. Вот верхушки клена золотом горят, Сосны лишь, да ели темные стоят.
| Вы сидите группами и групп 4. Почему такое количество? Каждая группа сегодня будет ответственное за определенное время года. А за какое, вы сами отгадаете, когда послушаете стихи моих помощников. 1.Снег на полях, Лед на реках, Вьюга гуляет. Когда это бывает? 2.Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает. Когда это бывает? Солнце печет. Липа цветет, Рожь поспевает. Когда это бывает? 4.Пусты поля, Мокнет земля, Дождь поливает. Когда это бывает? Давайте повторим правила работы в группах. 1.говори тихо – так, чтобы тебя слышали только соседи. 2. будь вежлив! Если товарищ ошибся, поправь, но вежливо! 3. выслушай товарища, не перебивай его. 4. договоритесь, кто начнет выполнять задание. 5. если не можете решить ктоправ, не спорьте! Обратитесь к учителю! 6. поблагодарите товарищей за совместную работу. |
4 | Применение знаний и умений в новой ситуации | СЛАЙД СЛАЙД Вывесить на доску от каждой группы часть календаря природы СЛАЙД | ФИЗМИНУТКА Год называют круглым, потому что все 4 времени года, а с ними и месяцы идут друг за другом в строгом порядке по кругу | Конверт №1 Игра – собери пазлы. предлагаю быть исследователями. Каждая группа составила картинку. сейчас в группе обсудив все вместе ответите на вопрос «Какие особенности природы в это время года?» А какие явления природы характерны для вашего времени года? В наше время мы можем часто видеть, как люди губительно( разрушительно) относятся к окружающей нас природе. Это и загрязнение лесов, рек и воздуха, и вырубка лесов, да и просто загрязнение всего вокруг. Когда мы гуляем с родителями в парке, лесу или на лугу мы не должны оставлять после себя мусор, нельзя брать в руки животных, которых можем там увидеть, да и просто нельзя шуметь. 2. «Маша собирается гулять»- конверт №2 У вас на столах лежат бумажные куклы и разнообразная одежда. Вы должны выбрать одежду, согласно вашему времени года. Почему выбрали именно эту одежду? МАША СОБРАЛАСЬ НА ПРОГУЛКУ. ВАМ Я ТОЖЕ ПРЕДЛАГАЮ ОТДОХНУТЬ! 3. Вспомните, сколько месяцев в каждом времени года? Какие? Назовите первый месяц года. Последний. Назовите месяцы по порядку, начиная с января. Предположите почему говорят «круглый год» Проверим наши предположения, выполнив следующее задание Возьмите конверт №3 Соберите свою часть календаря природы и наклейте названия месяцев в правильном порядке. Прикрепите на доску СВОЮ ЧАСТЬ КАЛЕНДАРЯ ПРИРОДЫ. Откройте учебник стр.66. Проверьте, правильно ли вы выполнили работу? Сравните свои результаты Подтвердились ли наши предположения? |
5 | Обобщение и систематизация знаний | ИГРА | Первая картинка – зима, 2 – весна, 3- лето, 4- осень. 1-Как будто снег кругом, 2- начинает расти трава, 3- деревья с листьями 4- ветер, листья опадают | Откройте рабочую тетрадь –стр.8. Раскрасьте лес так, как он выглядит в определённое время года. Каждая группа раскрашивает картинку того времени года, о которой сегодня говорила. Как определили? Вызываю по 1 человеку от группы. Вам необходимо посовещаться и в правильном порядке расположить названия месяцев. (Интерактивная игра) Проверяем работу. |
| | А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — черная.. Махнёт птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно. СЛАЙД | Птицы – это месяца, четыре крыла – 4 недели, 7 перьев – это 7 дней недели, а перья день и ночь. - В календаре, в дневнике. | Предлагаю вернуться к сказке, которую вы слушали в начале урока. Напомню вам… Какие это четыре крыла у каждой птицы? Какие семь перьев в каждом крыле? Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - черная? Назовите дни недели по порядку. В каких случаях вам пригодиться знание о днях недели? Где можем видеть такой порядок? Какой сегодня день недели? Почему так называется? Четверг – четвертый день недели Работа в тетради – с.9. помоги дочкам встать по порядку, начиная с понедельника. - Какой сейчас месяц? Почему так называется? Этот месяц, рассекающий зиму и весну, в русском народе издревле называли сеченем. За морозы и снега его называли лютенем, снеженем, вьюговеем, но давали и ласковые названия: «бокогрей» » (так как скот выходит из хлевов и обогревает бока на солнце, да и сами хозяева, отогревали бока у печки) «свадебник». Февраль еще называют – кривые дороги. Метелями наносит сугробы на дорогах. В старину конники вынуждены были объезжать сугробы, по этой причине и становились кривыми февральские дороги. А так как животным тоже холодно, то мы можем им помочь в это холодное время года. Как? 4 февраля – Тимофей - полузимник. Считается, что к этому дню половина зимы уже прошла. Сильные морозы, бывающие на Тимофея называются тимофеевскими 6 февраля – Аксинья (Ксения) – полузимница, полухлебница. «Какова Аксинья – такова и весна". |
6 | Рефлексия, подведение итогов занятия | СЛАЙД | | Сегодня мне было интересно…. Я научился… Я смог… Я понял, что.. Перед вами древо, каждого времени года. - На столах лежат знаки разных времен года Каждый приклеит на дерево зеленый – если все понятно и понравилось работать на уроке желтый – если что- то не получалось. |