kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Окончания имён существительных множественного числа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

закрепить знания детей о правописании безударных окончаний существительных  множественного числа; совершенствовать умение правильно писать окончания имён существительных;

развивать внимание, память, мышление; воспитывать аккуратность при работе в тетрадях, интерес к русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Окончания имён существительных множественного числа»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7















Технологическая карта урока русского языка в 3 классе

«Окончания имён существительных множественного числа»













подготовила:

учитель начальных классов

Герасимиди Татьяна Сергеевна

ст. Переправная,2017 г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Учитель: Герасимиди Татьяна Сергеевна

Класс 3 Предмет русский язык

Тема урока: «Окончания имён существительных множественного числа»

Тип урока Урок открытия новых знаний.

Цели урока (образовательные): : закрепить знания детей о правописании безударных окончаний существительных множественного числа; совершенствовать умение правильно писать окончания имён существительных;

развивать внимание, память, мышление; воспитывать аккуратность при работе в тетрадях, интерес к русскому языку.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Оборудование урока:авторская мультимедийная презентация, интерактивная доска,раздаточный материал для групповой работы.

Этап урока

Цель этапа

Содержание учебного материала

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.Мотивация к учебной деятельности.


Включение учащихся в деятельность

Слайд 1


Приветствует, про- веряет готовность класса к уроку, со- здает эмоциональ- ный настрой, желает успеха.

Отвечают на приветствие учителя.

Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм

Уважение к учителю и сверстникам.

Самоопределение.

Самооценка готовности к уроку(Л)


II. Языковая разминка.

Актуализация знаний учащихся о написании гласных в суффиксах ик-ек имён существи -тельных с после- дующим выходом на проблемную ситуацию урока

Линейный диктант:


Фронтальная,

парная,

индивидуальная

Диктует слова.

Работая по способу действия, записыва- ют гласные в суф -фиксах имён существительных ек-ик. Осуществляют самопроверку и взамопроверку , воспроизводя способ действий выставляют отметкив соответствии с нормами.

Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия (П). Находить и исправ- лять ошибки, оценивать (Р), осуществлять самопроверку и взаимопроверку(К).

III. Введение в тему с формулировкой темы и проблемы урока. Актуализация опорных знаний.

Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения.

Окончания имён существительных множественного числа.

Слайд 2. - Что мы знаем об имени существительном?

Ученики отвечают на поставленный вопрос, а потом проверяют свои высказывания.

Слайд 3. Имя существительное:

- самостоятельная часть речи;

- обозначает предмет;

- отвечает на вопросы кто? что?;

- одушевлённое или неодушевлённое;

- имеет род и склонение;

- изменяется по числам и падежам;

- в предложении бывает как главным, так и второстепенным членом.

Прочитайте словосочетания левого столбика и устойчивые выражения правого столбика.

Слайд 5. Видно как на ладони (П. п.)

Гладить по головке (Д. п.)

В час по чайной ложке (Д.п.)

Делать из мухи (Р. п.) слона.

Учитель. Давайте запишем другие словосочетания, определим склонение и падеж, а также выделим окончания. Запись под диктовку.

Стоит у дорожк…, приехал к бабушк… Кат…, заботился о матер…, вытащил из проруб…,слушал брата, лежал в постел…, от деревн… к деревн….

Взаимопроверка.

Учитель. Кто выполнил без ошибок?

Кто допустил 1 – 2 ошибки? Более?

Над чем ещё надо поработать тем, кто допустил ошибки?



Слайд 4. Хорошо видно. Гладить по головк… .

Всё время хвалить. Видно как на ладон… .

Очень медленно. Делать из мух… слона.

Сильно преувеличивать. В час по чайной ложк… .

Учитель. Подберите к словосочетаниям левого столбика устойчивые выражения из правого столбика.

Ученики. Хорошо видно. Видно как на ладон… .

Всё время хвалить. Гладить по головк… .

Очень медленно. В час по чайной ложк… .

Сильно преувеличивать. Делать из мух… слона.


1. Подводящий диалог:

1.Как слова, которые мы писали в диктанте, связаны с той большой темой, которую мы сейчас изучаем? (Существительные)

2. Что мы узнали нового или повторили на прошлом уроке, изучая тему «Имя существи- тельное? (имеют форму единственного и множественного числа)


Фронтальная, индивидуальная, парная

Создаёт условия для проблемной ситуации в техноло- гии проблемного (подводящего) диалога. Проводит параллель с ранее изученным матери- алом.







Организует игру, фиксирует затруднения.











Организует наблюдение над материалом, способствующим выходу на тему и проблему урока.

Отвечают на вопросы,














Применяя ранее полученные знания,

в игровой форме образуют от существительных в форме множествен -ногочисла форму единственного числа, проговаривают затруднения, с которыми столкнулись,


Анализируют, срав- нивают, обобщают, делают выводы

Работают в парах, формулируют тему, проблему, ключевые слова урока, сравни- вают с формулиров- кой в учебнике.

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать тему и проблему урока(Р)

IV. Физкультминутка

Предупреждение общего утомления учащихся, пере- ключение их с умственной деятельности на умственно-физи –ческую.

1.Волна 2.Стена 3.Зима 4 . Страна 5.Снежинка 6 Холодный 7. Далёкий 8. Скрипучий 9.Столы 10 Цветы

коллективная

Диктует слова

Встают. В соответ -ствии с буквой, кото рую нужно писать в корне слова, совершают повороты головы и туловища

А


ЕО


И


V. Поиск решения. Открытие новых знаний.

Построение плана достижения цели,

Фиксация нового знания в речи

Как проверить безударное падежное окончание имён существительных в единственном числе?

Ученики. 1. Поставить слово в начальную форму.

2. Определить род, склонение, падеж.

3. Вспомнить окончание.

Учитель. Вставьте пропущенные окончания и определите падеж.

Ученики вставляют окончания и проверяют свои ответы.

Слайд 5. Видно как на ладони (П. п.)

Гладить по головке (Д. п.)

В час по чайной ложке (Д.п.)

Делать из мухи (Р. п.) слона.

Коллективная, парная

I.В технологии проблемного диа- лога организует наблюдение:

1.Прочитайте слова

2. Что их объединя- ет? (окончание мн. ч. и-ы)

3 Как же мы будем отличать существи- тельные, имеющие форму только мно- жественного числа, от существитель -ных, которые стоят в форме мн. числа, но при этом имеют форму единствен -ного числа?

II.Организует пар -ную работу по ана- лизу материала для наблюдений и по- буждает к высказы- ванию своего мне- ния (Обсудите в па- рах, на какие тема- тические группы вы разделили бы эти слова. Дополните своимипримерами).

Отвечают на вопросы, применяя выработанный на предыдущем уроке способ действия.

Составляют схему

Тематические группы имён существительных, имеющих форму только множественного числа

1.Парные предметы

2. Отрезки времени

3.Вещества

4.Явления природы

…, дополняя их своими примерами.

После наблюдений в парахвысказывают свои гипотезы



Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям. (П.Р).

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (К).


VIФизкультминутка

Предупреждение общего утомления учащихся, пере- ключение их с умственной деятельности на физическую.


Коллективная

Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения глаз

Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз


VII. Развитие учебно­языковых умений. Решение жизненной ситуации.

Организация усвоения детьми способа действия при различении существительных, имеющих формы обоих чисел и только множест- венного числа.Применение по- лученных знаний для решения жиз- ненных ситуаций.

Слайд 4. Видно как на ладони (П. п.)

Гладить по головке (Д. п.)

В час по чайной ложке (Д.п.)

Делать из мухи (Р. п.) слона.

Учитель. Давайте запишем другие словосочетания, определим склонение и падеж, а также выделим окончания. Запись под диктовку.

Стоит у дорожк…, приехал к бабушк… Кат…, заботился о матер…, вытащил из проруб…,слушал брата, лежал в постел…, от деревн… к деревн….

Взаимопроверка.

Учитель. Кто выполнил без ошибок?

Кто допустил 1 – 2 ошибки? Более?

Над чем ещё надо поработать тем, кто допустил ошибки?


Индивидуальная

Уточняет понимание задания.

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Осуществляетиндивидуальный контроль

Выполняют задания в группах в соответствии с выбранной ролью, необходимой для решения жизненной ситуации.

Строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям. (П.Р).

Работать в группе, участвовать в выработке решения (К).

VII1. Самостоятельная работа

Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия.

Учитель. Если я называю словосочетания с именами существительными в единственном числе, то маршируете, а если во множественном – стоите.

Сидели за партами, улыбнулась маме, ухаживал за цветами, рыбачил на речке, пересадка с поезда на поезд, на армейской шинели, у здоровых ребят, на скалистых берегах, жили в доме, несколько килограммов яблок. Окончания имён существительных во множественном числе.

Учитель.

Слайд 6. Что мы знаем об именах существительных во множественном числе?

Ученики отвечают на поставленный вопрос, а потом проверяют свои высказывания.

Слайд 7. Имена существительные во множественном числе:

- не различаются по склонениям;

- имеют одинаковые окончания в трёх падежах: Д.п., Т.п., П.п.;

- у неодушевлённых существительных одинаковые окончания в И.п. и в В.п.;

- у одушевлённых – в Р.п. и в В.п..

5. Работа по учебнику. Дифференцированная работа

Учитель. Прочитайте задание.

Прочитайте стихотворение.

По цепочке вставьте пропущенные буквы (Орфограмма – проверочное слово).

Спишите ту часть задания, которая вам посильна, с которой вы справитесь.

Кто справится со всем заданием?

Кто с двумя частями? С одной?

Коллективная работа над заданием к упражнению.

  1. Назовите падеж и окончание существительных в единственном числе.

  2. Назовите падеж и окончание существительных во множественном числе.

  1. Разберите второе предложение по членам.

  2. В третьем предложении выделите основу.

Учитель. Прочитайте пословицы и подумайте, какое слово пропущено в них. Это разные формы одного и того же слова.

В.п.

Слайд 8. Жизнь дана на добрые ________.

Р.п.

Всех ________ не переделаешь.

Д.п.

По твоим _______ о тебе судят.

П.п.

Умён на словах, да глуп на _________.

Т.п.

Языком не спеши, а _________ не смеши.

И.п.

________ как сажа бела.

Ученики высказываются и приходят к выводу, что пропущено слово дела.

Учитель. Поставьте это слово в тот падеж, который необходим.

В.п.

Слайд 9. Жизнь дана на добрые дела.

Р.п.

Всех дел не переделаешь.

Д.п.

По твоим делам о тебе судят.

П.п.

Умён на словах, да глуп на делах.

Т.п.

Языком не спеши, а делами не смеши.

И.п.

Дела как сажа бела.

Учитель. А какие добрые дела совершаете вы?

Ученики рассказывают о своих поступках.


индивидуальная

Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуальный контроль

Выполняют задание, определяя в каждом ряду лишнее слово.

Строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям оценивать свою работу (П.Р).

1X Рефлексия

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности и деятельности одноклассников.


коллективная

Организует рефлексию через подводящий диалог.

Какой была тема урока? Какую проблему мы решали? Как её решили?

Чему научились на уроке? Что следует доработать?

Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня? Кому поставим сегодня отметки?

Отвечают на вопросы, подводят итог работы

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы(Р)

X Домашнее задание


Учитель. Ребята, выберете такое задание, с которым вы можете справиться.

  1. Написать мини-сочинение о добрых делах, которые вы совершаете. Определить падеж имён существительных в единственном и во множественном числе. Выделить окончания.

  2. Списать 5 предложений из книги. Определить падеж имён существительных в единственном и во множественном числе. Выделить окончания.

  3. Просклонять 3 существительных во множественном числе.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Окончания имён существительных множественного числа»

Автор: Герасимиди Татьяна Сергеевна

Дата: 23.10.2017

Номер свидетельства: 433964

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Урок русского языка в 3 классе по теме:«Родительный падеж имён существительных множественного числа»."
    ["seo_title"] => string(103) "urokrusskoghoiazykav3klassiepotiemieroditielnyipadiezhimionsushchiestvitielnykhmnozhiestviennoghochisla"
    ["file_id"] => string(6) "268362"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450620451"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Технологическая карта урока "Родительный падеж имён существительных множественного числа""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_roditelnyi_padezh_imion_sushchestvitelnykh_mnozhe"
    ["file_id"] => string(6) "592544"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1637778596"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(289) "Конспект урока русского языка с презентацией  в 4 классе по теме "Имена существительные множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах". "
    ["seo_title"] => string(181) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-s-priezientatsiiei-v-4-klassie-po-tiemie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-mnozhiestviennogho-chisla-v-datiel-nom-tvoritiel-nom-i-priedlozhnom-padiezhakh"
    ["file_id"] => string(6) "160903"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422127505"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Конспект урока русского языка  в 4 классе по теме "Имена существительные множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах". "
    ["seo_title"] => string(162) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-mnozhiestviennogho-chisla-v-datiel-nom-tvoritiel-nom-i-priedlozhnom-padiezhakh"
    ["file_id"] => string(6) "160907"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422128401"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "«Правописание окончаний имён существительных во множественном числе в дательном, творительном, предложном падежах»"
    ["seo_title"] => string(80) "pravopisanie_okonchanii_imion_sushchestvitelnykh_vo_mnozhestvennom_chisle_v_date"
    ["file_id"] => string(6) "572167"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1612311868"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства