Создание мотивационной основы учебной деятельности. 1.1 Самоопределение к учебной деятельности. -Ребята, сегодня у нас гости. Пожалуйста, поприветствуйте гостей. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Подарите улыбку мне. Спасибо. Садитесь. - Я уверена, что вы будете хорошо работать и узнаете много нового. У вас всё получится. 1.2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии. 1.3. Создание проблемной ситуации. - Когда к вам шла на урок, я случайно услышала разговор двух учеников Слайд 1 Н/Д - Мне мама купила много красков. - Я нарисую зверев. - А у меня много карандашов. - Что вам не нравится в этом разговоре? (Некрасиво звучат существительные. Они неправильно употребляют имена существительные.) 1.4 Фиксирование индивидуального затруднения. - Почему у них возникло затруднение при правильном произношении слов? (Им не хватает знаний.) - Какая проблема возникла? (- Возникла ситуация, когда необходимо ...... «открытие», новое знание.) - Будем добывать знания. | Приветствуют учителя и гостей Организуют своё рабочее место. Ответы на вопросы учителя. Высказывают свое мнение. | Личностные УУД: мотивационная основа учебной деятельности. Регулятивные: принимать учебную ситуацию. Познавательные: желать включиться в учебный процесс по предмету. Коммуникативные УУД: Формировать собственное мнение и позицию. Личностные УУД: ориентация на понимание успеха в учебной деятельности, учебно - познавательный интерес к новому знанию Познавательные УУД: выдвигать предположение, строить речевое высказывание в устной форме, формулировать проблемы и ее решение, поиск и выделение необходимой информации |
2.1. Выявление сути затруднения. - Что объединяет слова, которые дети произнесли неправильно (...число, падеж). ( Данные слова в Р.п., мн. ч.) 2. 2. Определение темы урока. - Я думаю, что вы догадались, с какой темой вам предстоит работать на уроке. Слайд 2 (Родительный падеж имён существительных во множественном числе.) 2.3. Актуализация цели предстоящей работы. - Какую цель поставим на уроке? -Выберите. Какая из целей наиболее актуальна на нашем уроке Слайд 3 (1. Познакомиться с окончаниями имён существительных множественного числа. Распознавать падежи имён существительных. 2. Научиться правильно образовывать и употреблять в речи и на письме имена существительные множественного числа в родительном падеже.) | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему и цель урока. Дети ставят цель урока | Познавательные УУД: выдвигают предположение Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи, умение формулировать тему и цель урока. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, формулировать ответы на вопросы, слушать мнение своих одноклассников. |
2.4. Построение проекта выхода из затруднения. (Напоминает правила правильной посадки за партой.) - Запишите: ... декабря. Классная работа. - Чтобы безошибочно записать слова, подумайте, какими должны быть наши действия? (-Составим способы действий- алгоритм) (Организует обсуждение, как составить алгоритм образования слов во множественном числе, родительном падеже, организует актуализацию знаний о падежных формах существительных, форм единственного и множественного числа и умения их образовывать учащимися.) Работа в группах. Поработаем в группах и предлагаю побывать вам в роди исследователей и сделать правильный вывод первая группа исследует существительные 1 склонения, (страна, буква, юноша).; вторая группа исследует существительные 2 склонения м.р. (урок, воробей, снегирь) третья группа исследует существительные 2 склонения ср.р. (дело, перо, море) четвёртая группа исследует существительные 3 склонения ж.р. (вещь, дочь, мышь) пятая группа исследует существительные И.п., мн. ч. (сапоги, носки, апельсины) -Время выполнения 2 минуты. -Сигнализируйте о готовности выполнения задания. - Приступайте! - Какой вывод сделали? (Имена существительные, 1 скл. во мн. числе родительного падежа имеют нулевое окончание, -ей. сущ. 2 скл. м.р. – нулевые окончания и окончания –ов, -ев, -ей, сущ. 2 скл., ср.р. – нулевые окончания и окончания - ов –ев, -ей. сущ. 3 скл., ж.р. –ей. Группа слов с окончанием –ов требующих запоминания. 4 слайд -Проверим правильность наших суждений. Сравним с эталоном в учебнике. -Раскройте учебники на стр. 135, упр.257 (работа с таблицей «Окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже») - Посмотрите на таблицу. Из скольких частей состоит таблица? (. Таблица состоит из двух частей: 1 графа –окончание, рассказывает нам о том, что у имён существительных в Р.п. мн.ч.могут быть какие окончания: нулевое окончание и другие окончания –ов, -ев, -ей. В таблице окончания выделены жирным шрифтом) 2.5 Реализация построенного проекта - Слушайте внимательно и отвечайте на вопросы. - Имена существительные какого рода имеют в родительном падеже нулевое окончание? (Имена сущ. ж.р, м.р. и ср. р.) -Какого склонения? (1,2 скл .) -Приведите примеры. - Имена существительные какого рода имеют в родительном падеже окончания –ов, -ев? (Имена сущ. м.р. и ср. р.) -Какого склонения? (2 скл,) -Приведите примеры. - Имена существительные какого рода имеют в родительном падеже окончание -ей? (Имена сущ. ж.р, м.р. и ср. р.) - Какого склонения? (1,2, 3 скл.) - Приведите примеры. - Для себя вы должны помнить, что в написании некоторых падежных окончаний ошибиться невозможно, а в написании других затрудняемся. Сделайте вывод: (чтобы безошибочно написать окончание имен существительных во мн.ч родительного падежа необходимо знать окончания имён существительных в Р.п.или обратиться к орфографическому словарю.) - Алгоритм наших действий: Склонение, род, падеж, число, окончание или обратиться к словарю. 2.6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи - Итак, вернемся к разговору двух малышей. Слайд - Мне мама купила много красков. - Я нарисую зверев. - А у меня много карандашов. - От чего может зависеть окончания имен существительных в родительном падеже множественного числа? ( зависят от рода и склонения) - Исправьте ошибки и прочитайте, каким должен быть диалог? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Предлагают различные способы решения проблемы и построения алгоритма написания форм слов: Поставить в слове ударение. Определить лексическое значение слова Определить грамматические признаки имён существительных (склонение, род, число, падеж). Написать окончание в соответствии с правилом, проверить по словарю. Обсуждают и применяют этапы плана. .Дети работают в группах с карточками. Делают выводы. 1 группа Им. п, ед. 1 скл. | Р.п., мн. ч., | 2 группа Им. п, ед. ч., м.р., 2 скл. | Р.п., мн. ч., м. р | страна буква юноша | | урок воробей снегирь | | 3 группа Им. п, ед. ч., ср.р., 2 скл. | Р.п., мн. ч., ср.р. | 4 группа Им. п, ед. ч., 3 скл. | Р.п., мн. ч. | дело перо море | | вещь дочь мышь | | 5 группа Им. п, мн. ч. | Р.п., мн. ч. | сапоги носки апельсины | | М.р. Ж.р. Ср.р. -ов, -ев, -ей - ей -ов, -ев, -ей нулевое нулевое нулевое Алгоритм действия: склонение, род, падеж, число, окончание или обратиться к словарю. Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изученного правила. Анализируют формулировку правила, данного в таблице учебника. Применяют новые знания на новом языковом материале. Записывают имена существительные в форме родительного падежа множественного числа, выделяют окончания. Дети с комментированием записывают тетрадь: | Личностные УУД: ориентация на понимание успеха в учебной деятельности , учебно-познавательный интерес к новому знанию Регулятивные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы, слушать мнения своих одноклассников. умение составлять алгоритм и последовательность своей деятельности способом сравнения с образцом, умении увидеть ошибку. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому знанию Регулятивные УУД: принимать учебную ситуацию, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем выполнять действия в соответствии с планом, осуществлять самоконтроль по ходу выполнения плана. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации. Обобщать и формулировать выводы. |
3.1. Аналитический практикум. Самостоятельная работа по учебнику с самопроверкой по эталону. Упр. 258. -В каком падеже употреблены эти имена существительные? (В родительном). - Назовите окончания. - Почему у существительных мн.ч, Р.п. разные окончания? (наводящий вопрос*: От чего это зависит?) - Выполним задание к упражнению. | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Один ребёнок работает у доски. Записывают имена существительные в форме родительного падежа множественного числа, выделяют окончания. Дети самостоятельно списывают предложения. Выделяют окончания имён существительных в указанной форме. Выполняют морфологический разбор слова «(в) природе» | Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной форме. Формулировать проблемы и ее решение, поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: задавать вопросы, строить понятные собеседнику высказывания, работать в сотрудничестве. |
3.2 . Словарная работа. Прочтите новое словарное слово? (килограмм) -Что оно обозначает? (Это название мер массы.). - Как вы думаете, что обозначает часть слова кило- в слове килограмм? - Сравните слова километр и килограмм. (Это сложные слова, первой частью которых является греческое слово кило, что означает «тысяча») Раскройте учебник на стр.136. какое ёще слово записано: грамм. -Запишите словарное слово в индивидуальные словарики. -Поставьте ударение, подчеркните непроверяемые гласные, удвоенные согласные. _ Где мы можем встретиться с употреблением в речи этих слов? (...в магазине) - Осталось ....дней до Нового года. Отправимся за покупками в супермаркет. 3.4. Творческая работа. Работа в парах. «Супермаркет»: составьте текст о покупке в супермаркете, используя изученное правило, правильно употреблять в речи формы множественного числа родительного падежа имён существительных. опорным фразам (В овощном отделе мы купили -килограмм... помидор.., ... килогр.....апельсин.....В молочном отделе-...грамм...сыра). *(Принято говорить 1 килограмм- 4 килограмма, но с 5 килограммов и т. д. будет окончание - ов). | Записывают словарное слово в индивидуальный словарик (ставят ударение, подчеркивают непроверяемые гласные, удвоенные согласные). Выполняют творческое задание: составляют текст «Супермаркет» Взаимно проверяют работу. | Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные УУД: ориентироваться на разные способы решения вопроса Коммуникативные: развивать навыки сотрудничества Личностные: применять полученные знания Познавательные УУД: применять полученные знания при выполнении заданий. Регулятивные УУД: выполнять учебные действия и осуществлять контроль по результату Коммуникативные работать в парах |
3. 5. Аналитический практикум «Словообразование». А) работа по учебнику упр. 259 . -Образуйте существительные в форме родительного падежа множественного числа, пользуясь новыми знаниями и эталоном действия. *Выписать по три слова из каждой группы слов. -Осуществите взаимопроверку. - Поменяйтесь тетрадями. Оцените работу. С опорой на таблицу учебника, сделайте вывод на основе знаний, выполненных правильно. Б) Работа по дифференцированным карточкам. - Сейчас работаем самостоятельно. - Выберите задания по уровням и выполните его (1 уровень- жёлтого цвета, 2 уровень – красного цвета, 3 уровень- зелёного цвета). -Не забудьте оценить себя. 1 уровень: вставь пропущенные окончания у имён существительных мн. ч. Родительного падежа, если это необходимо. Урожай огурц____, много площад_____, пара сапог_____, из вкусных груш_____, ключи от двер____, много задач____, стволы дерев_______. 2 уровень: исправь ошибки Активных учеников, храбрых героив, союз писателий, пять килограмм яблоков, весёлых каникулов. 3 уровень: вставь пропущенные окончания имён существительных в родительном падеже множественного числа и разбери эти слова по составу. Пришёл без учебник... , капает с крыш... , несколько месяц... , семь старуш... , драчливых петух_____. | Образуют по образцу форму родительного падежа множественного числа, указывают род. Стараются выявить закономерность в образовании слов, высказывают свои предположения о том, от чего зависит окончание, предлагают варианты объединения слов в группы. Самостоятельно выбирают задание по уровню сложности. Выполняют . Самопроверка по эталону. Оценивают свою работу. | Познавательные: думать, высказывать свой мнение, размышлять, делать выводы. Коммуникативные УУД: допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ. Регулятивные УУД: овладевают навыками работы по новой теме. |
4.1. Рефлексия относительно достижения результата - Смогли ли Вы разрешить затруднение? Слайд - Что мы делали для этого? Карточка самопроверки: отметь знаком “+” имена существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание. (Огурцы Улицы Фабрики Помидоры Килограммы Сапоги Яблоки Места Задачи)- с критериями оценивания - Проверь и оцени себя. Слайд 4.2. Рефлексия относительно способов учебной деятельности. Если у вас всё получилось, вы добыли новые знания было комфортно - зелёный. Я испытывал затруднения, но справился с ними. Мне было интересно- жёлтый. - На уроке было трудно. Мне необходимо поработать над темой. 4.3. Рефлексия относительно мотивов деятельности (Благодарит за урок, выставляет оценки в дневник.) -Ребята, спасибо за урок. Оценки за урок получают.... | Дети выполняют самостоятельно, сравнивают с эталоном. Оценивают свою работу. Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Поводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказывают о трудностях, с которыми встретились на уроке. Продолжают высказывания: У меня получилось... Я научился... Сегодня на уроке я смог... Урок мне помог... За урок я... Дети показывают смайлики настроения. | Личностные УУД: ориентация на успех, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимания причин успеха в учебной деятельности. Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения собственных действий на уровне адекватной самооценки. Познавательные УУД: уметь обобщать изученное, делать собственный вывод. Коммуникативные УУД: владеть монологической речью. |