Актуализация жизненного опыта. Целеполагание Минутка чистописания: работа с пословицей «Мой дом – моя крепость» -кто знает как называется искусство и наука строить или проектировать новые здания? (архитектура) Архитектура – это искусство проектирования и строительства зданий и сооружений, необходимых людям для их жизни и деятельности. Архитекторы всегда стараются проектировать жилые здания в комплексе, вместе с окружающими их скверами, газонами, дорожками и детскими площадками. -как вы уже знаете новый раздел, который мы начинаем изучать называется архитектура. Минутка чистописания - Откройте учебник на странице 35 Работа с пословицей по плану: 1. Чтение пословицы. 2. Объяснить значение непонятных слов. 3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чем она и чему учит? -… прочитай пословицу. -… как вы понимаете слово крепость? (дом хорошо защищенный) -о чём говорится в данной пословице? (о доме) -как вы понимаете смысл этой пословицы? (что для каждого человека его дом это его персональная крепость) -чему учит эта пословица? (любить свой дом) -какие знаки препинания встречаются в данной пословице? (тире, точка) Раскрытие темы урока Помогите мне продолжить его Всё на свете из чего-то состоит: Облака-из мельчайших капелек Лес-из … (деревьев) Речь состоит из … (предложений), а предложения из … (слов) Из чего состоят слова? (из букв, звуков) (из частей слова) Из каких частей слова состоят слова вам помогут отгадки. Послушайте внимательно и отгадайте часть слова. Я общая часть родственных слов, Во мне заключается смысл. Я самая главная часть. Без меня -все слова бессмыслица. КОРЕНЬ Я приставлена к слову, Без него не могу, как без мамы. И если меня ты отделишь, дружок, То сразу предлогом я стану ПРИСТАВКА За корнем я обогрел местечко. Не словом угодил, а лишь словечком. Река большая превратится в речку, Лес-в лесника, а печь-всего лишь в печку. СУФФИКС Как вы думаете мы рассказали про все части слова (нет) Продолжим дальше Часть слова, известная всем. Не быть его может совсем, Оно может быть звуковое, А может быть и нулевое (ОКОНЧАНИЕ) Без окончания, часть слова называюсь я … (ОСНОВА) Кто из вас может сказать, что же такое окончание? (Часть слова без окончания называется основой. В основе заключено основное лексические значение слова. Основа включает КОРЕНЬ, СУФФИКС и ПРИСТАВКУ) Работа над лексической и грамматической темами урока (К) Исследовательская деятельность Дети читают стихотворение Б. Серикбаева, находят в нем повторяющееся слово «дом» с разными окончаниями, выделяют окончания, доказывают. Что с помощью окончания меняется форма слова. Работа с правилом. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Окончание находят при сравнении форм слова. В слове может быть звуковое окончание. В некоторых формах слов окончание не выражено звуками – это нулевое окончание. В неизменяемых словах нет окончаний: метро, кофе, пальто, кенгуру, кино, пианино, эскимо. Задание. – Допишите слова так, чтобы получилось предложение. Мам_ слушает дочк_. (Мама слушает дочку. Маму слушает дочка.) - Прочитайте полученные предложения. - У всех получилось одинаково? – Одинаковый ли смысл у предложений? Почему он изменился? (Разные буквы на конце слов мама и дочка.) – Мама и маму – это одно и то же слово или разные? (Это одно и то же слово.) – А дочка и дочку? – Что же тогда изменилось, ведь слова одни и те же? (Изменилась какая-то их часть.) – Как называется эта изменяемая часть слова? (К) Ученики включаются в игру «Поймай окончание» Если в слове есть окончание – а, то учащимся предлагается – хлопнуть в ладоши. Река, озеро, пила, утро, звезды, роса, мячи, ворота, орехи, белка, дерево, острова, корабли, гости. (К) Чтение текста «Как строят дом», определение типа текста. Списывание текста, вставляя пропущенные буквы, обозначая окончания. Определение слова, в котором нет окончания. Словарная работа: метро. Физминутка Работа по учебнику (П) Дети рассказывают по схеме алгоритм определения окончания в слове. Приводят свои примеры. (Г) Распределение слов по столбикам. Выделение окончаний, составление предложений. 1) слова со звуковым окончанием; 2) слова с нулевым окончанием; 3) слова без окончаний. У вас на столах лежит текст «Лиса». Вставьте слово лиса в словосочетаниях, изменяя по смыслу. пушистый хвост у ___________ долго выслеживал ________ любовался я ___________ много сказок о ___________ Что получилось? У лисы, лису, лисой, о лисе. «Говори правильно»: проект. (И) Разгадывание ребусов – элеватор, теплица, юрты. Выделение окончаний в словах – отгадках. Работа в творческой тетради. Оценка уровня достижений. |