kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Окончание и основа слова. Части слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сядьте все правильно, руки перед собой, ноги не скрещиваем.

Кто знает, как построить дом?

Чтоб было нам уютно в нём,

Чтобы он тёплым был и прочным.

Строитель это знает точно.

Он строит школы и больницы,

Многоэтажек вереницы.

Кирпич кладёт за кирпичом,

И вырастает новый дом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Окончание и основа слова. Части слова.»

Наименование учреждения КГУ «Школа-лицей №5»

КСП № 47

Русский язык

Тема урока: Окончание и основа слова. Части слова.

Кто для тебя построил дом?



Раздел

В контексте сквозной темы «Архитектура».

ФИО учителя


Дата: 01.12.2022


Класс

Количество присутствующих Количество отсутствующих

Раздел (сквозная тема):

В контексте сквозной темы «Архитектура».

Тема урока:

Окончание и основа слова. Части слова.

Кто для тебя построил дом?

Цели обучения в соответствии с учебной программой:

3.1.5.1 - строить монологическое высказывание на основе опорного плана и ключевых слов/моментов

3.2.4.1 - определять типы текстов – описание, повествование – по их особенностям

3.3.8.3 - определять основу и окончание слова; определять части основы: корень, суффикс, приставка

Цели урока:

Познакомить учащихся с частью слова окончание

Ход урока:

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

1.Начало урока.

0-5 мин


Создание положительного эмоционального настроя:

– Прозвенел звонок. Мы снова

на уроке русского языка.

Буква к букве – будет слово,

Слово к слову – речь готова,

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она,

Если грамотна она!

– Быть грамотными учимся мы

на уроках русского языка!

– Проверим готовность к уроку


Сядьте все правильно, руки перед собой, ноги не скрещиваем.

Кто знает, как построить дом?

Чтоб было нам уютно в нём,

Чтобы он тёплым был и прочным.

Строитель это знает точно.

Он строит школы и больницы,

Многоэтажек вереницы.

Кирпич кладёт за кирпичом,

И вырастает новый дом.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей

ФО

Оценивание эмоционального состояния

Эмоц. настрой


2. Середина урока.

5 – 40 мин


Актуализация жизненного опыта. Целеполагание

Минутка чистописания: работа с пословицей «Мой дом – моя

крепость»

-кто знает как называется искусство и наука строить или проектировать новые здания? (архитектура)

Архитектура – это искусство проектирования и строительства зданий и сооружений, необходимых людям для их жизни и деятельности.

Архитекторы всегда стараются проектировать жилые здания в

комплексе, вместе с окружающими их скверами, газонами, дорожками и детскими площадками.



-как вы уже знаете новый раздел, который мы начинаем изучать называется архитектура.

Минутка чистописания

- Откройте учебник на странице 35

Работа с пословицей по плану:

1. Чтение пословицы.

2. Объяснить значение непонятных слов.

3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чем она и чему учит?


-… прочитай пословицу.

-… как вы понимаете слово крепость? (дом хорошо защищенный)

-о чём говорится в данной пословице? (о доме)

-как вы понимаете смысл этой пословицы? (что для каждого человека его дом это его персональная крепость)

-чему учит эта пословица? (любить свой дом)

-какие знаки препинания встречаются в данной пословице? (тире, точка)

Раскрытие темы урока

Помогите мне продолжить его

Всё на свете из чего-то состоит:

Облака-из мельчайших капелек

Лес-из … (деревьев)

Речь состоит из … (предложений), а предложения из … (слов)

Из чего состоят слова? (из букв, звуков) (из частей слова)

Из каких частей слова состоят слова вам помогут отгадки.

Послушайте внимательно и отгадайте часть слова.

Я общая часть родственных слов,
Во мне заключается смысл.
Я самая главная часть.

Без меня -все слова бессмыслица. КОРЕНЬ


Я приставлена к слову,

Без него не могу, как без мамы.

И если меня ты отделишь, дружок,

То сразу предлогом я стану ПРИСТАВКА


За корнем я обогрел местечко.

Не словом угодил, а лишь словечком.

Река большая превратится в речку,

Лес-в лесника, а печь-всего лишь в печку. СУФФИКС


Как вы думаете мы рассказали про все части слова (нет)

Продолжим дальше


Часть слова, известная всем.

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое (ОКОНЧАНИЕ)


Без окончания, часть слова называюсь я … (ОСНОВА)


Кто из вас может сказать, что же такое окончание? (Часть слова без окончания называется основой. В основе заключено основное лексические значение слова. Основа включает КОРЕНЬ, СУФФИКС и ПРИСТАВКУ)


Работа над лексической и грамматической темами урока

(К) Исследовательская деятельность Дети читают стихотворение

Б. Серикбаева, находят в нем повторяющееся слово «дом» с разными

окончаниями, выделяют окончания, доказывают. Что с помощью

окончания меняется форма слова.

Работа с правилом.

Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи

слов в предложении. Окончание находят при сравнении форм слова.

В слове может быть звуковое окончание. В некоторых формах

слов окончание не выражено звуками – это нулевое окончание.

В неизменяемых словах нет окончаний: метро, кофе, пальто,

кенгуру, кино, пианино, эскимо.


Задание. – Допишите слова так, чтобы получилось предложение.

Мам_ слушает дочк_.

(Мама слушает дочку. Маму слушает дочка.)

- Прочитайте полученные предложения.

- У всех получилось одинаково? – Одинаковый ли смысл у предложений?

Почему он изменился? (Разные буквы на конце слов мама и дочка.)

– Мама и маму – это одно и то же слово или разные? (Это одно и то же слово.)

– А дочка и дочку? – Что же тогда изменилось, ведь слова одни и те же? (Изменилась какая-то их часть.) – Как называется эта изменяемая часть слова?

(К) Ученики включаются в игру «Поймай окончание» Если в

слове есть окончание – а, то учащимся предлагается – хлопнуть в

ладоши.

Река, озеро, пила, утро, звезды, роса, мячи, ворота, орехи, белка,

дерево, острова, корабли, гости.

(К) Чтение текста «Как строят дом», определение типа текста.

Списывание текста, вставляя пропущенные буквы, обозначая

окончания. Определение слова, в котором нет окончания.

Словарная работа: метро.

Физминутка

Работа по учебнику

(П) Дети рассказывают по схеме алгоритм определения

окончания в слове. Приводят свои примеры.

(Г) Распределение слов по столбикам. Выделение окончаний,

составление предложений.

1) слова со звуковым окончанием;

2) слова с нулевым окончанием;

3) слова без окончаний.


У вас на столах лежит текст «Лиса». Вставьте слово лиса в словосочетаниях, изменяя по смыслу.

пушистый хвост у ___________

долго выслеживал ________

любовался я ___________

много сказок о ___________

Что получилось?

У лисы, лису, лисой, о лисе.


«Говори правильно»: проект.

(И) Разгадывание ребусов – элеватор, теплица, юрты. Выделение

окончаний в словах – отгадках.

Работа в творческой тетради.

Оценка уровня достижений.

Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы





Формулируют тему урока, определяют цель урока

















Проводят исследовательскую деятельность







Работают в коллективе, группах, парах , выполняют задания под руководством учителя.










Отвечают на вопросы учителя






Выполняют словарную работу



















Работают по учебнику











Учащиеся разгадывают ребусы

ФО



















ФО































ФО













ФО















ФО













Учебник





















Тетрадь
















Учебник




















Учебник

Доп. литература





















Карточки






3. Конец урока.

40-45 мин

7.Итог урока.

-Какую цель мы поставили на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы этой цели?

- Какие затруднения были у вас на уроке?

- Что нужно сделать чтобы эти затруднения не

повторялись?

Рефлексия.

Предлагает оценить свою работу при помощи линейки успеха.

Отвечают на вопросы учителя, оценивают сою деятельность на уроке

ФО

Картинки к рефлексии.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Окончание и основа слова. Части слова.

Автор: Сағындықова А.Т.

Дата: 07.12.2022

Номер свидетельства: 619438

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Урок Русского языка по теме: Окончание и основа слова. Части слова. Кто для тебя построил дом?"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogo_iazyka_po_teme_okonchanie_i_osnova_slova_chasti_slova_kto_dlia_teb"
    ["file_id"] => string(6) "568505"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1608874069"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "конспект урока по русскому языку на тему: "Разбор слова по составу""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekturokaporusskomuiazykunatiemurazborslovaposostavu"
    ["file_id"] => string(6) "303627"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457577261"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Открытый урок по русскому языку "Состав слова. Основа и окончание." "
    ["seo_title"] => string(66) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-sostav-slova-osnova-i-okonchaniie"
    ["file_id"] => string(6) "142421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418295323"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока русского языка : "Что такое окончание?""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-chto-takoie-okonchaniie"
    ["file_id"] => string(6) "249775"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446974519"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "План - конспект урока по русскому языку в 3 классе " Что такое окончание? ""
    ["seo_title"] => string(75) "plan-konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-3-klassie-chto-takoie-okonchaniie"
    ["file_id"] => string(6) "249009"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446813704"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства