План - конспект урока по русскому языку в 3 классе " Что такое окончание? "
План - конспект урока по русскому языку в 3 классе " Что такое окончание? "
Цели урока: познакомить с окончанием, как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; познакомить с понятием “основа слова”; учить выделять окончание в словах, учить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Задачи урока: создать условия для формирования комплекса УУД; способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитывать интерес к работе с информацией, организованность в работе, самостоятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по русскому языку в 3 классе " Что такое окончание? "»
Тема урока: Что такое окончание?
Цели урока: познакомить с окончанием, как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; познакомить с понятием “основа слова”; учить выделять окончание в словах, учить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Задачи урока: создать условия для формирования комплекса УУД; способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитывать интерес к работе с информацией, организованность в работе, самостоятельность.
Оборудование и материалы:
• учебник для 3 класса “Русский язык”
• мультимедийный проектор, презентация в слайдах.
Ход урока:
I Орг. момент
–Здравствуйте, ребята! Встали ровненько, красиво!
Прозвенел уже звонок, начинается урок!
Прочитайте пословицу, которая записана на доске.
Делу время, потехе час.
– Как понимаете эти слова? – Вы готовы к работе на уроке? – Тогда приступим!
II. Актуализация знаний
Минутка чистописания
Словарная работа
(Один ученик у откидной доски, остальные в тетради).
- Ребята! К нам на урок прилетели необычные гости. Послушайте загадку и определите кто они.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...
(Снегири)
На доске возникает фотография снегирей
- Что вы знаете о снегирях?
- Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Однако есть и такое толкование: снИгирь (а именно так писалось раньше это слово) образовано от тюркского сниг, что значит “красногрудый”. А потом оно изменилось на современное написание снЕгирь, так как птичка стала ассоциироваться в народе со снегом. Как только пойдёт первый снежок – жди снегиря.
- Как запишите слово снегирь?
- Можно ли проверить написание?
- Назовите орфограммы?
- Определите корень слова.
- Что знаете о корне?
- Как правильно выделить корень?
- Как правильно подобрать однокоренные слова?
- Подберите.
- В современном толковом словаре под ред. С. А. Кузнецова
Снегирь
- ям; м. Небольшая лесная певчая птица семейства вьюрковых с красной грудью (у самцов).
Снегириный
Снегириха
- В настоящее время корни в словах “снег” и “снегирь” не совпадают, но исторически это были однокоренные слова.
- Теперь вы можете назвать однокоренные слова к слову снегирь? (Снегириный, снегириха, снегирята).
- Какой же корень в этом слове? (В слове снегирь корень снегир-).
- Какие ещё части слова мы уже изучили? (Приставка, суффикс).
- Для чего служат приставка и корень? (Приставка и корень служат для образования новых слов).
- Что мы повторили? Для чего мы это делали?
III. Изучение нового материала
На экране текст.
Снегири.
(Снегирь) живут в лесах с густым подлеском. Летом (снегирь) обитают как в густых лесах, так и в редколесьях. Питается (снегирь) семенами, почками и ягодами. Очень удачное название дано (снегирь). Зимой стаи (снегирь) очень хорошо различимы на белоснежном фоне.
- Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны? (Изменить слова, чтобы получился понятный текст).
- Прочитайте полученный текст.
- Как вы думаете, какая часть слова была пропущена? (Варианты детей).
- А сейчас спишите текст и выделите окончания.
- Какое задание надо было выполнить?
- Что вызвало затруднение? Почему?
- Значит чему нам надо научиться? Поставьте перед собой цель. (Узнать, научиться…).
- Сформулируйте тему урока.
- Какая часть слов не изменяется? (Корень, снегир-).
- В какой части слова происходят изменения? (В окончании).
- Что вы знаете про окончание? В чём причина затруднения? (Не всё можем объяснить).
- Откройте учебник, на стр.79 прочитайте название раздела. (Формы слова и окончание).
- Вернёмся к нашим словам и выделим окончание.
- Что такое основа? Как найти основу?
- Выделите в словах основу.
- Сделаем вывод: как найти в слове окончание и основу?
IV. Физминутка
V. Продолжение изучения материала
Работа с учебником.
Работа выполняется в тетради.
Упр.143 с. 79
Прочитайте и спишите пословицы
Найдите в предложениях формы слова роса. Выделите в них изменяемую часть.
Проверка.
- Теперь вы сможете находить основу слова и окончание?
- Ребята, а сейчас поработайте самостоятельно.
Измените окончания так, чтобы получились словосочетания! Выделите окончания в формах слова ЛИСА
- Проверьте свою работу.
- Если нет ошибок, поставьте “+”, если возникли затруднения “-”.
- У кого остались затруднения? Что осталось непонятным?
- Это одно и то же слово или разные слова? Какой вывод вы можете сделать?
- Могут ли образовываться новые слова с помощью окончаний?
- Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?
- Как найти в слове окончание? Что такое основа лова?
VI. Рефлексия
- Как оцениваете свою работу на уроке?
- Ребята, у вас на парте лежат смайлики, оцените свою работу.
Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить выделять окончание и основу слова, и помочь другим.
Вы считаете, что на уроке работали хорошо, вы научились выделять окончание в словах и основу, но иногда вам ещё нужна помощь.
Вы считаете, что могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке.
(Дети показывают смайлики-оценки).
VII. Итог урока
- Какую цель мы ставили?
- Достигли цели?
- К какому выводу пришли?
- Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе?