kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка : "Что такое окончание?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Представлен  материал по теме: Что такое окончание? 

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока: познакомить с окончанием, как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; познакомить с понятием “основа слова”; учить выделять окончание в словах, учить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Задачи урока: создать условия для формирования комплекса УУД; способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы; воспитывать интерес к работе с информацией, организованность в работе, самостоятельность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка : "Что такое окончание?"»

Русский язык 3 класс УМК «Школа России»

Тема урока: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока: познакомить с окончанием, как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; познакомить с понятием “основа слова”; учить выделять окончание в словах, учить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Задачи урока: создать условия для формирования комплекса УУД; способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы; воспитывать интерес к работе с информацией, организованность в работе, самостоятельность.

Необходимое оборудование и материалы:

  • учебник для 3 класса “Русский язык”

  • мультимедийный проектор, презентация в слайдах  

  • карточки с заданием для самостоятельной работы, карточки со словами различных частей речи.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • формулировать определение окончания

  • определять значимость окончания в слове

  • понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя;

  • наблюдать за изменением формы слова, делать выводы;

  • анализироватьинформацию представленную в учебнике

  • проявлять интерес к русскому языку, культуре речи;

  • уметь взаимодействовать с товарищами при работе в группе

Ход урока

Этапы и содержание урока

Перечень УУД, выполняемых учащимися на этапах урока

Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке посредством связи с окружающим миром; актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.

– Прочитайте девиз урока (на доске)

  • Делу время, потехе час.

– Как  понимаете слова?
– Вы готовы к работе на уроке?
– Тогда за работу!

 

 

 

- самоопределение (Л);

- планирование учебного сотрудничества вместе с учителем и сверстниками (К).

Актуализация знаний

Цель: активизировать имеющиеся знания о составе слова и однокоренных словах; активизировать мыслительные операции;

  1. Минутка чистописания

Работа по таблице. Слайд 1.

- Я называю числа, вы находите их в таблице и записываете те буквы, которые им соответствуют.

25-р, 33-е, 5-б, 16-з, 4-ё, 3-а.

- Вспомните гигиенические правила письма. - Запишите эти буквы, повторяя до конца строки

  1. Словарная работа.

- Составьте из данных букв слово. (БЕРЕЗА) - Объясните написание этого слова. Запишите.

- Попробуем отгадать второе словарное слово (ОСИНА 9, 18, 30,3,7)

- Как запишете слово осина?

- Можно ли проверить написание?

- Назовите орфограммы?

- Определите корень слова.

- Что знаете о корне?

- Как правильно выделить корень? (Подобрать однокоренные слова).

- Как правильно подобрать однокоренные слова?

- Подберите. (Варианты детей).

3. Составьте простое распространенное предложение со словарными словами.

Запись и разбор у доски.

- Что мы повторили? Для чего мы это делали?

- Оцените как вы поработали на этом этапе урока с помощью светофора.

Самоопределение к деятельности

  1. Постановка проблемы

Цель: создать условия для проведения учащимися анализа своих действий; организовать выявление и фиксацию учащимися причины затруднения, согласовать тему урока; организовать выбор учащимися средств для построения нового знания

  • Возникновение проблемной ситуации



БЕЛЫЕ БЕРЕЗУ УКРЫЛАСЬ СНЕГА

- Что за запись на доске? – Получилось ли предложение? Почему?

  • Постановка проблемы

- Какая часть речи служит для связи слов в предложении? ( Предлог)

- Какой предлог тут можно употребить?

Обсудите в группах.

( Вывод:Предлог не нужен, а надо изменить конец некоторых слов).

- Какое получилось предложение?

БЕЛАЯ БЕРЕЗА УКРЫЛАСЬ СНЕГОМ.

Письмо с комментированием.

- Что мы изменили в словах? Какую часть слова? (Окончание)

  • Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание надо было выполнить?

- Что вызвало затруднение? Почему?

- Значит чему нам надо научиться? Поставьте перед собой цель. (Узнать, научиться…).

- Сформулируйте тему урока.

- Какая часть слов не изменяется? (Корень)

- В какой части слова происходят изменения? (В окончании).

- Что вы знаете про окончание? В чём причина затруднения? (Не всё можем объяснить).

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?



2. Работа с текстом

- Вставьте слово, подходящее по смыслу. Прочтите, что получилось. Слайд 2.

…….называют символом России.

Русь моя, люблю твои …… !

……… воспета в произведениях русских поэтов.

О ………… слагали песни.

На ……. распустились почки.

Под ……… нашли грибок.

- Спишите, обозначая орфограммы. Выделите корень.

- Можно ли сказать, что это однокоренные слова? (нет, это изменение одного и того же слова.

Вывод: Меняется только форма слова, лексическое значение остается прежним.

- Выделите корень. Отметьте изменяемую часть слова графически

Подчеркните оставшуюся часть слова. Самопроверка.

Слайд 3.

- Как называется новая часть слова?

- Для чего она служит?

- Как обозначается? Почему так называется? Где стоит в слове?

Сделайте вывод. (Изменяемая часть слова – это окончание)

Прочтите этот текст не меняя окончаний в слове береза. – Сделайте вывод. (Окончание служит для связи слов в предложении). Обобщим.

(Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Физминутка для глаз

Проследите глазами

Слайд 4.



Работа по теме урока.

  • Работа в группах



Задание: 1) Вставьте слово в словосочетание;

2) Выделите корень;

3) Обозначьте окончания.

Карточки:

Лиса Белка

Пушистый хвост у ….. дупло ……………..

Долго выслеживал … увидел……………..

Любовался…… грустил о ………………..

Много сказок о …….. любовался ………………



Олень Волк

Накормил……………… охотился на ……………..

Ждал …………… дал еду …………………..

Гордился…………… любовался ……………….

Читали об ……………… говорили о ………………



Медведь

Увидел ………………

Берлога ………………

Любовался……………….

Слушал рассказ о …………………..

- Что происходило с окончанием?

- Запишите начальные формы слов, которые встретились на карточках:

ЛИСА, БЕЛКА, ВОЛК, ОЛЕНЬ,МЕДВЕДЬ.

- Выделите окончания. Подчеркните основу слова.

- Что вы заметили?

- Где можно найти необходимую информацию? ( В учебнике).

Откройте учебник

  • Работа с правилом

  • Выделение нулевого окончания



  • Работа в группах

-Нам нужно понаблюдать у слов каких частей речи изменяются окончания.

- У вас на парте лежат слова разных частей речи. А позади нашего класса есть 4 пункта.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ГЛАГОЛ

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

- Кто уже определился, может тихо подойти к своему пункту с ручкой. Прочитайте и выполните задание.



  • Измени слова, используя предлоги про, к, со, о

  • Употреби глаголы со словами ДУБ, СОСНА, ДЕРЕВО, ДЕРЕВЬЯ

  • Сделайте вывод: Как найти окончание в словах?

(Нужно изменить форму слова.)

Выберите человека, который у вас проверит. Кто будет отвечать?

  • Вывод: У имени существительного (прилагательного, глагола, числительного) изменяется форма слова, значит, изменяется и окончание.

Закрепление изученного материала

  1. Работа с учебником

С.83.упр. 152

Самостоятельная работа по вариантам

1 вариант – формы слова

2 вариант – однокоренные слова

- Обменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка.

2. Фронтальная работа с текстом

(Разно уровневые задания)

Пришла осень. Старые (дерево) уже облетели. Медведь нашел себе (яма) под (дерево). Там много сухих (листья). Медведь сделал себе (берлога) и лег там. Запушил снег (дерево), покрыл (земля) и (берлога).

-Употребите слова в скобках правильно и выделите окончания.

Рефлексия учебной деятельности

Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности; создать условия для фиксации учащимися в речи нового способа действий, изученного на уроке; организовать фиксацию затруднений, которые остались и способов их преодоления;

организовать самооценку собственной учебной деятельности нам уроке; согласовать домашнее задание.



  1. Ответьте на вопросы:

  • Окончание – часть слова?

  • Окончание – изменяемая часть слова?

  • Окончание – часть основы?

  • Окончание служит для связи слов в предложении?

  • У одного и того же слова могут быть разные окончания?

  • С помощью окончания образуются новые слова?

  • Что такое основа слова?

  1. Итог урока

- Какую цель мы ставили?

- Достигли цели?

- К какому выводу пришли?

- Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе?

- Над чем еще надо поработать?

- У кого не было затруднений по новой теме?

3. –Осталось нам совсем немного:

Оцените свою работу на уроке.

  • Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить выделять окончание и основу слова, и помочь другим.

  • Вы считаете, что на уроке работали хорошо, вы научились выделять окончание в словах и основу, но иногда вам ещё нужна помощь.

  • Вы считаете, что могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке.

- Я вижу, что на уроке вы были: Очень…….

Достаточно …….

Но и ……….





Домашнее задание:

-Всем спасибо за работу! Урок закончен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- извлечение необходимой информации из ответов учителя (П);

- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений (К).

 

 

 

 

 - осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);



- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - постановка и формулирование проблемы (П);

 



 самоопределение (Л);

 

 - волеваясаморегуляция в ситуации затруднения (Р);



 

 

 

-самоопределение (Л);

 

 

 

 

- выполнение пробного учебного действия (Р);

 

 

 

 

 

 

 

 

 - анализ, обобщение (П);



 

 

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

 

 

- учёт разных мнений, координирование разных позиций (К).

 

 

 

 

 

- самоопределение (Л);

- учёт разных мнений (К);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

 

 

 

 

 

- поиск необходимой информации (П);

- анализ, классификация (П);

- подведение под понятие (П).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- извлечение из текстов необходимой информации (П);





- осознание ответственности за общее дело (Л);

- волевая саморегуляция (Р);

- достижение договорённостей и согласование общего решения (К);

 

 

 

- выполнение действий по алгоритму (П);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

 

 

 

 



 - контроль (Р);

- коррекция (Р);

- оценка (Р);



 

 

 

 

 

























- анализ, обобщение (П).





- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К);

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);

 

- самооценка на основе критерия успешности (Л);





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка : "Что такое окончание?"

Автор: Шутко Александра Михайловна

Дата: 08.11.2015

Номер свидетельства: 249775

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "109611"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404821727"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка в 4 классе на тему:  Наречие "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "115990"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412188304"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Конспект урока русского языка по теме: « Упражнение в правописании глаголов с ударными окончаниями» "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-uprazhnieniie-v-pravopisanii-ghlagholov-s-udarnymi-okonchaniiami"
    ["file_id"] => string(6) "170651"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423578258"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "конспект урока русского языка 4 класс "Окончание имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-4-klass-okonchaniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "208418"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430812297"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка по теме "Неопределённая форма глагола", 4 класс "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "158360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421737004"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства