Актуализация знаний Цель: активизировать имеющиеся знания о составе слова и однокоренных словах; активизировать мыслительные операции; Минутка чистописания Работа по таблице. Слайд 1. - Я называю числа, вы находите их в таблице и записываете те буквы, которые им соответствуют. 25-р, 33-е, 5-б, 16-з, 4-ё, 3-а. - Вспомните гигиенические правила письма. - Запишите эти буквы, повторяя до конца строки Словарная работа. - Составьте из данных букв слово. (БЕРЕЗА) - Объясните написание этого слова. Запишите. - Попробуем отгадать второе словарное слово (ОСИНА 9, 18, 30,3,7) - Как запишете слово осина? - Можно ли проверить написание? - Назовите орфограммы? - Определите корень слова. - Что знаете о корне? - Как правильно выделить корень? (Подобрать однокоренные слова). - Как правильно подобрать однокоренные слова? - Подберите. (Варианты детей). 3. Составьте простое распространенное предложение со словарными словами. Запись и разбор у доски. - Что мы повторили? Для чего мы это делали? - Оцените как вы поработали на этом этапе урока с помощью светофора. Самоопределение к деятельности Постановка проблемы Цель: создать условия для проведения учащимися анализа своих действий; организовать выявление и фиксацию учащимися причины затруднения, согласовать тему урока; организовать выбор учащимися средств для построения нового знания
БЕЛЫЕ БЕРЕЗУ УКРЫЛАСЬ СНЕГА - Что за запись на доске? – Получилось ли предложение? Почему? - Какая часть речи служит для связи слов в предложении? ( Предлог) - Какой предлог тут можно употребить? Обсудите в группах. ( Вывод:Предлог не нужен, а надо изменить конец некоторых слов). - Какое получилось предложение? БЕЛАЯ БЕРЕЗА УКРЫЛАСЬ СНЕГОМ. Письмо с комментированием. - Что мы изменили в словах? Какую часть слова? (Окончание) - Какое задание надо было выполнить? - Что вызвало затруднение? Почему? - Значит чему нам надо научиться? Поставьте перед собой цель. (Узнать, научиться…). - Сформулируйте тему урока. - Какая часть слов не изменяется? (Корень) - В какой части слова происходят изменения? (В окончании). - Что вы знаете про окончание? В чём причина затруднения? (Не всё можем объяснить). - Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
2. Работа с текстом - Вставьте слово, подходящее по смыслу. Прочтите, что получилось. Слайд 2. …….называют символом России. Русь моя, люблю твои …… ! ……… воспета в произведениях русских поэтов. О ………… слагали песни. На ……. распустились почки. Под ……… нашли грибок. - Спишите, обозначая орфограммы. Выделите корень. - Можно ли сказать, что это однокоренные слова? (нет, это изменение одного и того же слова. Вывод: Меняется только форма слова, лексическое значение остается прежним. - Выделите корень. Отметьте изменяемую часть слова графически Подчеркните оставшуюся часть слова. Самопроверка. Слайд 3. - Как называется новая часть слова? - Для чего она служит? - Как обозначается? Почему так называется? Где стоит в слове? Сделайте вывод. (Изменяемая часть слова – это окончание) Прочтите этот текст не меняя окончаний в слове береза. – Сделайте вывод. (Окончание служит для связи слов в предложении). Обобщим. (Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Физминутка для глаз Проследите глазами Слайд 4.
Работа по теме урока.
Задание: 1) Вставьте слово в словосочетание; 2) Выделите корень; 3) Обозначьте окончания. Карточки: Лиса Белка Пушистый хвост у ….. дупло …………….. Долго выслеживал … увидел…………….. Любовался…… грустил о ……………….. Много сказок о …….. любовался ………………
Олень Волк Накормил……………… охотился на …………….. Ждал …………… дал еду ………………….. Гордился…………… любовался ………………. Читали об ……………… говорили о ………………
Медведь Увидел ……………… Берлога ……………… Любовался………………. Слушал рассказ о ………………….. - Что происходило с окончанием? - Запишите начальные формы слов, которые встретились на карточках: ЛИСА, БЕЛКА, ВОЛК, ОЛЕНЬ,МЕДВЕДЬ. - Выделите окончания. Подчеркните основу слова. - Что вы заметили? - Где можно найти необходимую информацию? ( В учебнике). Откройте учебник
-Нам нужно понаблюдать у слов каких частей речи изменяются окончания. - У вас на парте лежат слова разных частей речи. А позади нашего класса есть 4 пункта. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - Кто уже определился, может тихо подойти к своему пункту с ручкой. Прочитайте и выполните задание.
Измени слова, используя предлоги про, к, со, о Употреби глаголы со словами ДУБ, СОСНА, ДЕРЕВО, ДЕРЕВЬЯ Сделайте вывод: Как найти окончание в словах? (Нужно изменить форму слова.) Выберите человека, который у вас проверит. Кто будет отвечать? Вывод: У имени существительного (прилагательного, глагола, числительного) изменяется форма слова, значит, изменяется и окончание. Закрепление изученного материала Работа с учебником С.83.упр. 152 Самостоятельная работа по вариантам 1 вариант – формы слова 2 вариант – однокоренные слова - Обменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка. 2. Фронтальная работа с текстом (Разно уровневые задания) Пришла осень. Старые (дерево) уже облетели. Медведь нашел себе (яма) под (дерево). Там много сухих (листья). Медведь сделал себе (берлога) и лег там. Запушил снег (дерево), покрыл (земля) и (берлога). -Употребите слова в скобках правильно и выделите окончания. Рефлексия учебной деятельности Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности; создать условия для фиксации учащимися в речи нового способа действий, изученного на уроке; организовать фиксацию затруднений, которые остались и способов их преодоления; организовать самооценку собственной учебной деятельности нам уроке; согласовать домашнее задание.
Ответьте на вопросы: Окончание – часть слова? Окончание – изменяемая часть слова? Окончание – часть основы? Окончание служит для связи слов в предложении? У одного и того же слова могут быть разные окончания? С помощью окончания образуются новые слова? Что такое основа слова? Итог урока - Какую цель мы ставили? - Достигли цели? - К какому выводу пришли? - Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе? - Над чем еще надо поработать? - У кого не было затруднений по новой теме? 3. –Осталось нам совсем немного: Оцените свою работу на уроке. Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить выделять окончание и основу слова, и помочь другим. Вы считаете, что на уроке работали хорошо, вы научились выделять окончание в словах и основу, но иногда вам ещё нужна помощь. Вы считаете, что могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке. - Я вижу, что на уроке вы были: Очень……. Достаточно ……. Но и ……….
Домашнее задание: -Всем спасибо за работу! Урок закончен. | - извлечение необходимой информации из ответов учителя (П); - осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений (К). - осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);
- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р). - постановка и формулирование проблемы (П);
самоопределение (Л); - волеваясаморегуляция в ситуации затруднения (Р);
-самоопределение (Л); - выполнение пробного учебного действия (Р); - анализ, обобщение (П);
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование разных позиций (К). - самоопределение (Л); - учёт разных мнений (К); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). - поиск необходимой информации (П); - анализ, классификация (П); - подведение под понятие (П). - извлечение из текстов необходимой информации (П);
- осознание ответственности за общее дело (Л); - волевая саморегуляция (Р); - достижение договорённостей и согласование общего решения (К); - выполнение действий по алгоритму (П); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- контроль (Р); - коррекция (Р); - оценка (Р);
- анализ, обобщение (П).
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К); - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л); - самооценка на основе критерия успешности (Л); |