Просмотр содержимого документа
«ОГОНЬ, ВОДА, ГАЗ. Окружающий мир в 3 классе»
Тема: «Огонь вода и газ».
Цель: Познакомить с разными опасностями, которые могут подстерегать в квартире или в доме.
Планируемые результаты:Учащиеся научатся правильно действовать при пожаре, аварии, водопровода, утечке газа, использовать текст и иллюстрации учебника для поисков ответов на вопросы, подготовки собственных сообщений.
Регулятивные:
понимать учебные задачи и стремиться их выполнить.
Познавательные: поиск необходимой информации, моделировать действия в виде схем.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение, осуществлять совместную деятельность в парах.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, телефон, тесты на каждого ученика.
Ход урока.
Организационный момент
Сегодня урок необычный у нас.
Готов к нему видно каждый из вас.
Улыбка, уверенность. Что ж, так держать!
За парты садитесь, пора начинать.
Правила поведения учащихся на уроке (повторяют дети):
-Какие «охранные посты» не пропускают в твоё тело невидимых врагов?
-Куда посылает «телеграмму» мизинец, если ты его уколешь?
-Почему на сломанную руку или ногу накладывают гипс?
-Почему считают, что лучший отдых не покой, а перемена деятельности?
-Почему говорят: «В здоровом теле - здоровый дух»?
-Что означает поговорка: «Недосол - на столе, пересол – на спине»?
-Как называют людей, отдающих больным свою кровь?
-Почему собака так жадно ищет зимой зелёную травку?
3. Самоопределение к деятельности.
Что, дотронувшись едва,
Превращает дом в дрова? (огонь)
Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нём
Как мы это назовём? (водопровод) – в словаре Ожегова лексическое значение этого слова
Он на кухне обитает
Еду готовить помогает
За ним нужен глаз да глаз
Потому что это ... (газ)
- Подумайте, о чём мы будем говорить на уроке? Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.
Слайд 1.
4. Введение в тему (работа в группах).
Класс делится на 3 группы.
-В квартире или доме могут возникнуть опасные ситуации; пожар, авария водопровода, утечка газа. По учебнику на стр. 4 – 6 изучите, как нужно вести себя в этих ситуациях.
(Я предлагаю учащимся выбрать ситуацию для подготовки сообщения: пожар, авария водопровода, утечка газа. Каждая группа составляет правила поведения при возникшей опасности и представляют их классу)
Выступление 1 группы с правилами поведения при пожаре
- Если в квартире начался пожар, надо за секунду решить, что делать дальше. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу затушить его, набросив на огонь плотную ткань или можно тушить водой. Но надо помнить, что горящие предметы под напряжением нельзя тушить водой, только накрывать тканью, одеялом, можно забросать их землёй из цветочного горшка или стиральным порошком, песком.
Слайд 5.
Если огонь не погас, надо немедленно убегать из дома, проверив, не остались ли там те, кто не может выбраться сам (дети, пожилые, больные люди). Покидая квартиру, плотно закройте дверь, но не запирайте её. После этого надо сообщить о пожаре соседям и позвонить в пожарную часть.
Пожарным надо назвать адрес, где и что горит, назвать себя и номер телефона.
Слайд 6.
При пожаре очень опасен дым. Если в помещении дымно надо смочить водой одежду покрыть голову мокрой тряпкой и выходить пригнувшись, так как дым поднимается кверху.
Слайд 7.
Если из-за густого дыма и высокой температуры вы не можете выбраться на улицу, нужно немедленно вернуться в квартиру, плотно прикрыв за собой дверь. Заткните все щели мокрыми тряпками. Закройтесь в дальней комнате, лучше в той, где есть балкон.
Игра «вызов по телефону пожарной службы».
Слайд 8.
Назвать: адрес,
где горит;
свой номер телефона;
свою фамилию;
свою фамилию;
Слайд 9.
6. Работа в тетради.
- Откройте рабочие тетради на стр.4. Запишите номера служб экстренной помощи:
01 – пожарная охрана;
02 – милиция;
03 – скорая помощь;
04 – газовая служба.
7. Физминутка. Игра на внимание «Класс, смирно!» (Дети только со словом «класс» выполняют команды)
Игра «Собери номера телефонов»
Учитель предлагает детям собрать номера телефонов службы МЧС:
101
010
112
Карточки с цифрами номеров разрезаны и выложены в произвольном порядке.
- Итак, запомните:
Знает каждый гражданин
Этот номер – 01
Если к вам пришла беда -
Позвони скорей туда.
Если нету телефона –
Позови людей с балкона!
Выступление 2 группы с правилами поведения при аварии водопровода
Слайд 10.
8. Вода в доме. Рассказ учителя «Как действовать при аварии водопровода».
(чтение учащимися текста в учебнике о воде)
Слайд 11.
- Вода тоже может стать причиной несчастья. Может произойти авария водопровода. В этом случае надо завернуть специальный вентиль, который перекрывает воду в квартире. Таких вентилей обычно 2: один перекрывает горячую воду, а другой - холодную.
Слайд 12.
Если не можешь этого сделать попроси кого-то из взрослых, затем сообщи родителям и позвони диспетчеру ремонтного управления.
Воду нужно беречь. Её запасы очень малы. А вода, которая в морях и океанах непригодна для питья. Человек в сутки использует до 500 литров воды, хотя по расчётам специалистов требуется ему всего 250 литров. Поэтому нужно её использовать экономно и сразу же устранять все неполадки.
9. Словарь.
Вентиль – клапан (кран) для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире.
Диспетчер – работник, регулирующий из одного центрального пункта ход работы предприятия (пожарной службы, аварийной части, водопровода, службы газа).
10. «Если чувствуешь запах газа».
Выступление 3 группы с правилами поведения при утечке газа
Слайд 13.
- Газ может быть опасен. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться.
Бытовой газ не имеет ни цвета, ни запаха. Для того чтобы вовремя заметить утечку, в него добавляют сильно пахнущее вещество придающее ему специфический «газовый» запах.
Чтобы не случилось беды с газовыми приборами нужно обращаться осторожно и соблюдать правила безопасности. Никогда не оставляйте включенную конфорку без присмотра. Не читайте и не делайте уроки там, где находится газовая плита. Следите, чтобы закипающая жидкость (вода, молоко, суп) не заливала огонь. Газ из открытого крана может взорваться даже при включении электрического света.
Слайд 14.
Почувствовав запах газа сразу откройте окна и двери, чтобы проветрить квартиру; проверьте, закрыты ли краны на плите; ни в коем случае не включайте свет и не зажигайте спички; позвоните по телефону 04 в газовую службу (желательно не из своей квартиры).
Слайд 15.
- Скажите, кто действует правильно?
- Рассмотрите рисунки-знаки в учебнике. Что они показывают?
-Как вы понимаете пословицу «Осторожность – мать безопасности».
11. Работа в тетради с печатной основой №2 стр. 3
-Пронумеруйте рисунки.
-В каких случаях выполняется действие, которое изображено на 1 рисунке (При утечке газа).
-Поставьте цифру 3
-А на втором? (При пожаре)
-Поставьте цифру 1
-В каких случаях выполняется действие, которое изображено на последнем рисунке (При аварии водопровода)
-Поставьте цифру 2
№3 стр. 4 В каких случаях проводят эвакуацию из класса/школы?
-Какие правила нужно соблюдать во время эвакуации?
12. Рефлексия (Учитель показывает условные знаки, дети проговаривают свои действия при возникшей опасности.)
13. Самооценка деятельности.
Я узнал...
У меня получилось...
Мне не удалось...
Я умею...
14. Подведение итогов урока
-Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?
-Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?
-Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?
-Как действовать при аварии водопровода?
-Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуете в квартире запах газа?
Домашнее задание.
-Учебник стр. 4 – 7. Прочитать, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на стр. 7