Окружающий мир в 4-м классе (1–4)
Тема: "Природные зоны. Тундра"
ЦЕЛИ:
Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры. Познакомить с географическим расположением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.
Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать. Воспитывать бережное отношение к природе.
ХОД УРОКА
- Орг. момент.
– Дети, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищам хорошего настроения. Посмотрите на меня. Я вам тоже желаю отличного настроения и интересной работы на уроке.
II. Проверка знаний.
На прошлом уроке мы познакомились с самой холодной природной зоной России – Арктикой. Проверим, как вы усвоили материал.
Игра «Верю – не верю» Карточки «да» «нет»
Верите ли вы, что…
1) Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана. ( нет )
2) Зимой в Арктике полярная ночь (да)
3) Летом в Арктике тепло (нет)
4) Растительный мир Арктики многообразен ( нет)
5) У животных Арктики тонкий мех ( нет)
6) Арктический заповедник расположен на острове Врангеля. ( да )
7) Большое скопление птиц на скалах называют «птичьими базарами». ( да )
8) На островах Арктики находятся научные станции (да)
9) Белые медведи не могут плавать.(нет)
10) Население Арктики занимается рыболовством, охотой на моржей, белых медведей.(да)
Работа с картой:
- Расскажите и покажите на карте где находится зона Арктики. (Белек-Кыс)
- Но не смотря на то что такие суровые условия в Арктике обитают животные растут растения ( о них нам пойдёт расскажет Конева Катя)
- А почему так мало представителей растительного мира и животного?
- Чем занимается коренное население Арктики (расскажет Рома)
- Молодцы.
III Новая тема.
На уроках можно многое узнать
И друзьям об этом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас -
А чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать:
Кроссворд
Вопросы к кроссворду:
- Короткое название ледяной зоны.
- Птица с необычным красным клювом.
- Название острова, на котором расположен заповедник
- Арктика царство снега и …….
- Растения, живущие в толще воды.
- Вид рыбы, обитающий в северных морях.
ОТВЕТЫ : 1. Арктика. 2. Тупик. 3. Врангеля. 4. Льда. 5. Водоросли. 6. Сайка. (Ключевое слово: ТУНДРА)
- Какую природную зону мы будем изучать?
- Давайте вспомним план изучения природной зоны.
План изучения природной зоны.
- Расположение
- Климат – продолжительность зимы и лета, средняя температура зимы и лета, осадки, ветер и т.д.
- Растения
- Животные
- Занятия населения
Всё что узнали будем записывать в листок наблюдения
Откройте учебник на стр 77
- Найдите и покажите где на карте находится Тундра?
Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия. На карте эта зона обозначена фиолетовым цветом.
ФИЗМИНУТКА
Обведите глазами на карте тундру в учебнике а затем на доске.
Слово «тундра» означает «плоский безлесный холм», а другое значение этого слова: «бесплодная или враждебная территория». И это слово полностью оправдывает свое значение
- Назовите местоположения Тундры
Отмети в своем листе наблюдения где расположена зона тундры. ( Она занимает побережье морей Северного Ледовитого океана.)
- О климате Тундры нам расскажет (-).
Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. Тундра занимает площадь около 3 млн.км2, протягиваясь вдоль северного побережья Северной Америки и Евразии сплошной полосой шириной до 500 км. Тундра встречается на некоторых островах близ Антарктиды.
В Тундре нет чёткой границы между весной и летом, летом и осенью. Зима там долгая, 7-9 месяцев и очень суровая (мороз до – 50 градусов). Зимой много дней бушует пурга. Вспыхивают северные сияния.
Лето короткое, не больше 2-3 недель и прохладное. И хотя наступает полярный день, часто бывают заморозки, иногда даже выпадает снег. Круглый год в тундре дуют сильные холодные ветра. В тундре много воды, высокая степень влажности почвы и воздуха. Большие пространства заняты болотами. Тундра – это царство холода, снега, пронизывающего ветра, многолетней мерзлоты, метелей, буранов.
Спасибо.
Комментарии консультанта-учителя.
Тёплый период в тундре короткий. Днём температура в летний день бывает от 10 до 25 градусов тепла. Поверхность тундры оттаивает примерно на полметра в глубину. Ниже слой многолетней мерзлоты, который никогда не оттаивает. Многолетняя мерзлота не пропускает воду. Поэтому в тундре много болот и озёр, а почва влажная.
– Что вы можете сказать о климате тундры? (климат Тундры очень похож на климат Арктики, но менее суров) (Зима долгая суровая. Лето короткое прохладное.)
Отметитим в листе наблюдения
Заслушивание доклада о растительном мире Тундры (с использованием гербария).
Каждый, кто попадает в тундру, сразу обращает внимание на олений лишайник, или ягель. Он служит основной пищей для северных оленей.
Здесь растут морошка, голубика, брусника, карликовая береза, полярная ива, различные мхи. Растения тундры низкорослые, многие из них стелются по земле. Так они приспособились к жизни в тундре. У поверхности земли теплее, ветер слабее. Тундра красива весной. Все оживает. Растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через три-четыре месяца наступит зима.
Брусника похожа на карликовый куст. Она сохраняет на зиму зелёные листья, и они не вымерзают под снежным покровом. Ягоды брусники поспевают в августе. Они плотно прижаты друг к другу. Эти бардовые ягоды не только вкусные, но и полезны, как мочегонное средство, их принимают при диабете. Кроме того, листья брусники используют как лекарство при болезнях почек, печени, желудка.
Мох – сфагнум ещё в первую мировую войну использовали как заменитель ваты. Да и раны скорее заживают.
Высота голубики достигает в высоту 100 см или 1 м. Листья голубики снизу имеют голубоватую окраску. На зиму они опадают. Плодоносит голубика в августе. Ягоды в период созревания сизого цвета. Из них приготавливают морс, варенье, кисель.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Ягель растет очень медленно – за год на 4-5 мм. Подсчитано: скусывая лишайник, олень за один раз отправляет в рот то, что росло 10 лет! До полного восстановления пострадавшего пастбища требуется 15-20 лет.
- Какая особенность растений тундры?
-Почему?
Комментарии консультанта-учителя.
Тундровые растения прижимаются к поверхности почвы, образуя густые побеги в форме подушки. Так они приспособились к жизни в тундре. Зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от мороза и ветра.
– Давайте заполним лист наблюдения (растения низкорослые, так они приспособились к жизни)
По широкой тундре едешь дни и ночи,
Но нигде не встретишь леса или рощи,
Лишь торчат сугробы вдоль болотных кочек,
Да в снегу кустарник борозду полощет.
ФИЗМИНУТКА.
– Следующее выступление мы послушаем о животном мире Тундры. (с использованием иллюстраций животных)
1) Утки, кулики прилетают в тундру на лето. Там птицы выводят потомство, а на зиму улетают в тёплые края. Белая куропатка и белая сова постоянно живут в тундре. Ноги у белой куропатки к зиме покрываются белыми перьями до самых когтей. Это защищает их от холода и позволяет куропатке ходить по снегу не проваливаясь. Белая куропатка занесена в Красную книгу России. Белая сова – хищная птица. У неё плотное оперение, защищающее её от ветров. На брюхе и лапках очень густые и длинные перья. Благодаря им сова может долго сидеть на снегу. Белая сова охотится на куропаток.
2)Летом в тундре много мошек и комаров. Их личинки развиваются в водоёмах тундры, где для них достаточно пищи.
3)Звери тундры: песец, горностай, северный олень, лемминги, волки. горностай – хищное млекопитающее. Зимой белеет. Он хорошо плавает, ловко забирается на деревья. Питается горностай грызунами. Разоряет птичьи гнёзда. Линяет 2 раза в год. Мех горностая – очень ценный. Лемминги питаются травой, ягодами, корой, активны весь год. Гнёзда строят в углублениях грунта. Эти животные могут быть переносчиками возбудителей ряда вирусных заболеваний. Песец – хищное млекопитающее. Зимой мех у него снежно-белый, летом – грязно-бурого цвета. Голубой песец – главный объект пушного промысла и звероводства. Совы и песцы едят леммингов и кормят своё потомство.
Комментарии консультанта-учителя.
Животный мир тундры богаче, чем в Арктике. Замечательный обитатель тундры – дикий северный олень. Северные олени живут стадами, так им удобнее добывать корм и защищаться от хищников. Стада кочуют по тундре. Летом они питаются травой, листьями растений, ягодами, грибами, а зимой ягелем, который выкапывают копытами из-под снега.
-Что вы узнали о животном мире Тундры?
– Что мы запишем в листе наблюдения? (животные приспособились к природным условиям Тундры)
- Какие животные живут в Тундре?
Работа по учебнику. Стр. 93 читаем 1,2 обзац.
- Какая хозяйственная деятельность в Тундре?
-Какова деятельность жителей тундры?
- Вносим данные в лист наблюдения.
Природа тундры ранима. От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают. Для их восстановления нужны годы. Поэтому движение в некоторых местах там запрещено. Охота на песцов, уток, куропаток ограничена. Но браконьеры часто нарушают законы об охране и использовании животного мира, правила охоты. На севере России, на полуострове Таймыр, большой участок тундры взят под строгую охрану. Там гнездятся сокол-сапсан и краснозобая казарка, обитают дикие северные олени.
- Мы заполнили лист наблюдения.
- Давайте сравним зону Арктики и зону Тундры
Комментарии консультанта-учителя.
В зоне тундры в нелёгких условиях живут люди. По традиции эскимосы, коренные жители Севера, всегда охотились и занимались рыболовством. Они ездили на санях и строили временные жилища из снега и льда – иглу. Сегодня у некоторых есть аэросани с бензиновым двигателем и современные дома. В домах есть электричество и телефон. Обогреваемые дома ставят на сваи, чтобы не повредить вечную мерзлоту. Если она растает, то земля в этом месте осядет.
Комментарии консультанта-учителя.
Для природы тундры губителен огонь. Выжженный пожарами ягель не восстанавливается десятилетиями. В тундре идёт добыча газа и нефти. Но прокладка трубопроводов для нефти и газа губительна для пастбищ. Большие беды несут аварии на трубопроводах.
– Какой вывод можно сделать? (к природе тундры люди должны относиться очень бережно)
V. Подведение итогов.
Вот и подошло к концу наше путешествие.
- Что нового, необычного, интересного вы узнали?
VI. Домашнее задание: В приготовлении д.з. вам поможет лист наблюдения.