цель урока: развивать умение распознавать в предложении однородные члены предложения, связанные между собой с помощью союза и без них, ставить запятую при однородных членах предложения
урок закрепления знаний
форма урока: урок - исследования
методы : наглядный, словесный, практический, проблемного диалога,поисковый
формыработы: групповая, парная, фронтальная
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе»
Урок русского языка в 4 классе
Образовательная программа «Школа России»
Тема урока: однородные члены предложения.
Цель: развивать умения распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них, ставить запятую при однородных членах предложения;
Панированные результаты:
Предметные:
Понимать, что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения.
Уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах.
Знать, какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения, когда есть союз «и» и когда его нет.
Личностные:
Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
Учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
Познавательные:
Уметь отличать предложения с однородными членами от других предложений; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.
Тип урока: закрепление пройденного
Форма проведения : урок – исследования
Формы и методы проведения: фронтальная, в парах, групповая, частично – поисковая
Оборудование для учителя мультимедийная презентация, справочный материал, словари,
Оборудование для учащихся : учебник «Русский язык» Рамзаева Т., ИД, карточки для работы в группе, в паре
Структура урока:
1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3) Постановка проблемы.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с проговариванием в устной речи.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Мотивация к учебной деятельности. | Улыбнитесь друг другу и за работу. Начнем наш урок со стихотворения Н.Рыленкова: Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, — Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. (Н.Рыленков) (Слайд 1) - Я хочу вам пожелать, чтобы вы сами находили пути и решения в сложных ситуациях. Ведь только путем проб и ошибок человек добивается лучших результатов. - Каким - Вы хотите увидеть наш урок? | Дети читают стихотворение
Интересным, познавательным, плодотворным, необычным. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | Словарно- орфографическая работа М...дведь, с...л…вей, к…рова, за…ц, в…р…бей, с…бака, с…рока, п…тух, в…рона. Чистописание Творческая работа Составьте предложения, используя несколько этих словарных слов. - Какие предложения получились у вас? Разберите его по членам предложения. Какую особенность заметили? Используя слово воробей составьте предложение по схеме. , и . Какую особенность заметили? Серый, растрепанный воробей громко чирикал. Составьте схему самостоятельно. Что у вас получилось? | Повторение словарных слов Это им. сущ. Отвечают на вопрос –кто? Одушевленные Безударная гласная в корне слова. В слове медведь парная согласная на конце слова Звуков меньше, чем букв
- Соловей, корова, воробей, сорока, ворона Гласная, в ударном положении [о], в безударном положении [а] О- показывает твердость согласного звука, е- мягкость. Дети занимаются чистописанием.
В предложении три подлежащих и одно сказуемое. |
3. Постановка учебной задачи. | При помощи подсказки, ребята, сформулируйте цели нашего урока. Дополните: 1. Вспомнить… 2. Повторить правило… 3. Развивать умение находить… Учитель дополняет ответы уч-ся: - Сегодня на уроке мы будем обобщать и систематизировать знания. по теме « Однородные члены предложения» . | - Повторим о строении предложения с однородными членами предложения. |
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). | -«Однородные члены предложения и знаки препинания при них». А как вы думаете, что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы должны научиться на уроке? Обратите внимание на слайд и давайте ещё раз вместе ответим на вопрос: «Что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы хотим научиться».
1. Повторение правила об однородных членах предложения Итак, ребята, подумайте и обсудите в группе, а затем сформулируйте признаки однородных членов. Каждая группа начинает свой ответ со слов: «Однородными называются члены предложения, которые…..» Определить относятся ли слова к одному и тому же члену предложения? Отвечают ли на один и тот же вопрос? Относятся к одному и тому же слову. Являются одним и тем же членом предложения Как связываются однородные члены в предложении? | Повторить понятие «однородные члены». Отвечают. Составить алгоритм определения однокоренных слов.
. |
5. Первичное закрепление во внешней речи. | . В гости к нам пришла Маша. Вот что она рассказала. Я сегодня собирала малину. Я заблудилась. Я попала к медведю. Работа в парах. | Потренироваться действовать по алгоритму. Я сегодня собирала малину, заблудилась и попала к медведю. Однородные сказуемые соединены интонационно , а на письме запятой и еще с помощью союза и |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Я хочу вам рассказать сказку. Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды в его голове родились строки: Осторожно ветер Из калитки вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше, Поиграл немного Ветками черёмух, Пожурил за что-то Воробьёв знакомых И расправил бодро Молодые крылья, Полетел куда-то Вперегонки с пылью. (Михаил Исаковский) Ребятам раздаются тексты с данным стихотворением. - Каким вы себе представили образ ветра? Кого он нам напоминает? -Верно! А теперь посмотрим на это стихотворение глазами лингвиста (ученые, изучающие язык). Групповая работа - Что необычного в этом стихотворении?
- Найдите и выпишите грамматическую основу предложения - Какую грамматическую основу вы выписали?. - Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? - На какой вопрос они отвечают? - С какой интонацией они читаются? (Перечислительная интонация) - Как называются подобные члены предложения? (Однородные члены предложения.) - Для чего ж нам надо знать однородные члены предложения?
Давайте выявим признаки однородных членов предложения! Признаки однородных членов предложения: 1. Отвечают на один вопрос 2. Являются одним членом предложения 3. Относятся к одному слову 4. Обычно являются одной частью речи 5. Интонация перечисления | Выполняют и проверяют по эталону, устно доказывают, что эти слова однородные члены предложения. Ветер подобен молодому юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях. Ветер будто живой. Все стихотворение состоит из одного предложения. Одно подлежащее и 7 сказуемых ветер что сделал? Слайд |
7. Включение в систему знаний и повторение. | -Работа с плакатом - Ребята, давайте с вами составим предложение с однородными членами предложения, использую данную картинку. VII..Самостоятельная работа | Называют. |
8. Рефлексия деятельности (итог урока). | - Ребята, вот подошел к концу наш урок. -Давайте вспомним, какую цель мы ставили? - Мы достигли её? - Кто может дома рассказать, что такое однородные члены предложения? Как их находить? - Молодцы! Вы сегодня хорошо работали. Спасибо Вам за урок. | |
Просмотр содержимого презентации
«Урок русского языка»
Урок русского языка в 4- классе
Подготовила
Плетнева Т.Н.
учитель начальных классов
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
(Н.Рыленков)
о
Словарная работа
о
е
о
я
М...дведь, с...л…вей, к…рова, за…ц,
в…р…бей, с…бака, с…рока, п…тух, в…рона.
- Что общего у этих слов?
- На какие две группы можно разделить эти слова?
о
о
о
е
о
о
Словарная работа
- мужской род
- медведь
- соловей
- заяц
- воробей
- петух
- женский род
- корова
- собака
- сорока
- ворона
Словарная работа
- М е дведь, с о л о вей, к о рова, за я ц, в о р о бей, с о бака, с о рока, п е тух, в о рона.
звери птицы
м е дведь
с о л о вей
м е дведь
к о рова
в о р о бей
к о рова
за я ц
с о рока
с о бака
п е тух
в о рона
'
'
Буква о -
звук[ о ] –
о
гласный,
ударный
или
безударный
о слик
о сина
Однородные члены предложения
Вспомните…
Повторим. ..
Развивать умения находить ...
Признаки однородных членов предложения
Отвечают на один вопрос
Являются одним членом предложения
Относятся к одному слову
Обычно являются одной частью речи
Интонация перечисле
ния
Однородные
члены
подлежащие
сказуемые
второстепенные
члены
Я сегодня собирала
малину.
Я заблудилась.
Я попала к медведю.
Проверь!
Я сегодня собирала малину, заблудилась и попала к медведю.
Что вы заметили?
Какой вывод можно сделать ?
Вывод
В предложении при
одном подлежащем
может быть
несколько
сказуемых.
Подведи итог:
Какие члены предложения могут быть однородными?
Физминутка
Мы проверили осанку И свели лопатки, Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдём мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька-трусишка, И как серый волк - волчишка. Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся.
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых
И расправил бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонки с пылью
Михаил Исаковский
Ветер вышел, постучал,
пробежал, поиграл, пожурил и расправил,
полетел .
Знаки препинания при однородных членах
?
, ставится
, не ставится
,
а
и
,
но
,
и
и
Спиши. Найди однородные члены. Подчеркни.Как они связаны?Найди ошибки.
- В октябре берёзы, и орешник стали золотыми.
- Опавшая листва кружится ложится на землю.
- Листья осины не желтеют а краснеют.
- День выдался ясный, но холодный.
Знаем
Умеем
- Находить в тексте однородные члены предложения
- Правильно расставлять знаки препинания.
- Определять их синтаксическую роль.
- Составлять схемы предложений с однородными членами
1. Признаки однородных членов предложения
Подведи итог:
Зачем нужны предложения с однородными членами?
Задание на дом упр. 524 с.121