Тема: Однородные члены предложения
Класс: 8 класс
Цели урока:
1) образовательные:
1. Обобщить сведения об однородных членах предложения, полученные в 5-7 классах;
2. Формировать умения:
опознавать однородные члены предложения и ряды однородных членов;
правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения;
соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами предложения.
- создавать собственные тексты, используя однородные члены предложения
2) развивающие:
- способствовать развитию критического мышления;
- включить обучающихся в активную мыслительную деятельность;
3) воспитательные:
- развивать эстетический вкус учащихся, повышать культурный уровень через обращение к образцовым текстам художников слова;
- воспитывать коммуникативные способности и взаимопонимание через организацию совместной деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: учебник, интерактивная доска.
Предполагаемый результат: у школьников совершенствуются умения находить однородные члены предложения в тексте; школьники смогут создавать собственные тексты, используя однородные члены.
Этапы урока:
I. Оргмомент.
II. Стадия «Вызов».
II. Стадия – осмысление.
III. Домашнее задание.
IV. Рефлексия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Понятие об однородных членах предложения »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
города Шарыпово Красноярского края
Учитель русского языка и литературы
Андреева Юлия Владимировна
Тема: Однородные члены предложения
Класс: 8 класс
Цели урока:
1) образовательные:
1. Обобщить сведения об однородных членах предложения, полученные в 5-7 классах;
2. Формировать умения:
опознавать однородные члены предложения и ряды однородных членов;
правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения;
соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами предложения.
- создавать собственные тексты, используя однородные члены предложения
2) развивающие:
- способствовать развитию критического мышления;
- включить обучающихся в активную мыслительную деятельность;
3) воспитательные:
- развивать эстетический вкус учащихся, повышать культурный уровень через обращение к образцовым текстам художников слова;
- воспитывать коммуникативные способности и взаимопонимание через организацию совместной деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: учебник, интерактивная доска.
Предполагаемый результат: у школьников совершенствуются умения находить однородные члены предложения в тексте; школьники смогут создавать собственные тексты, используя однородные члены.
Этапы урока:
I. Оргмомент.
II. Стадия «Вызов».
II. Стадия – осмысление.
III. Домашнее задание.
IV. Рефлексия.
Ход урока:
I. Оргмомент.
Задача: подготовка учащихся к работе на занятии.
II. Стадия «Вызов».
Задача: вспомнить основные сведения, полученные об однородных членах предложениях ранее.
1.Учитель: сравните предложения. Чем они отличаются? (первое – сложное, второе – простое). Чем осложнено второе предложение? (однородными членами).
1. Внезапно в зарослях что-то осторожно звякнуло, будто кто-то задел колокольчик.
2. И тотчас высокая трель ударила по чёрной воде и рассыпалась среди зарослей сусака и кувшинок – слайды 1,2.
2. Постановка учащимися цели урока.
Учитель: А теперь посмотрите на тему нашего урока – Однородные члены предложения - и постарайтесь поставить перед собой цель на сегодняшний урок. Что вы ожидаете от урока? Чему должны научиться? Для чего нужны знания об однородных членах предложениях?
(После ответов учащихся на слайде появляются цели урока, которые комментирует учитель: сегодня мы повторим и совершенствуем знания по теме "Однородные члены предложения", понаблюдаем за их ролью в тексте, будем совершенствовать навыки анализа текста, а также попробуем создать собственные тексты, используя однородные члены) – слайд 3.
3. «Корзина идей».
Учитель: давайте вспомним, что мы знаем об однородных членах предложениях. Возьмите ручку и в течение одной минуты запишите всё, что вы знаете или думаете, что знаете об однородных членах предложениях. После этого повернитесь к вашему соседу по парте и обменяйтесь информацией. Даже если у вас возникнут разногласия, запишите все соображения. Представьте эту информацию графически, используя приём «Кластер» (информация, представленная в виде «Кластера», на данном этапе работы может быть неполной (чем больше соберётся верных, а возможно, и неверных сведений, тем богаче будет резервный фонд для работы на уроке) – слайд 4.
Проверка задания (несколько учащихся выходят к интерактивной доске и представляют информацию в виде «Кластера»).
Рефлексия Учитель подведёт итог этому этапу урока, определив, на какой стадии находятся знания учащихся об однородных членах предложениях – слайд 5.
III. Стадия – осмысление.
Задача: расширить теоретические знания по теме урока, отработать навыки по нахождению в предложениях однородных членов.
Учитель: мы проверили, на какой стадии находятся ваши знания об однородных членах предложениях. Для того чтобы расширить ваши знания, разрешить противоречия, выполним несколько заданий.
1. Составление «Инсерта».
Учитель: прочитайте информацию об однородных членах предложения в учебнике, на странице 129-130 (учебник С.Г. Бархударова), составьте «Инсерт». Для этого, читая текст, на полях карандашом расставьте значки:
«v» - это уже знал;
«+» - новая информация;
«-» - думал иначе;
«?» - не понял (слайды 7-9).
После составления «Инсерта» закончите «Кластер», начатый на стадии «Вызов».
Рефлексия. (После того как все закончат читать, необходимо вернуться к первоначальному «списку знаний» - слайд 8.
- Какие из ваших первоначальных представлений подтвердились, а какие оказались ложными?
- Какая информация оказалась новой?
По итогам выступления групп «Кластер» полностью оформляется - слайд 9.
Физкультминутка.
2. Закрепление. Работа с текстом.
Запись текста в тетрадь.
Бежин луг… Он похож на тысячу других российских лугов, и всё-таки он необычен…
Мы стоим на краю зелёной равнины. Земля с прудами, садами и оврагами, полосками ржи и пшеницы лежит где-то сверху и со всех сторон опускается в низину зелёными, довольно крутыми обрывами. Прохладная серая долина похожа на плоское дно большого котла. Дикие груши, дубы и вязы группами и в одиночку растут на пологих склонах. По краям равнина упирается в бугры. И дубы на холмах, и барашки кустов, и даже лошадь с маленьким жеребёнком кажутся синими.
– Какова тема текста? Какое настроение возникает после чтения?
- К какому типу речи относится текст? Какие средства связи между предложениями использует автор?
- Назовите предложения с однородными членами, объясните постановку знаков препинания.
- Какие особенности в построении предложений с однородными членами придают тексту особую тональность, повышая его выразительность?
Проверка (во время проверки предложения с однородными членами на интерактивной доске выделяются разными цветами).
3. Творческая работа.
Задача: использовать знания об однородных членах в текстах собственного сочинения.
Учитель: напишите сочинение-миниатюру (5-7 предложений), используя однородные члены предложения. Темы сочинений:
Мой любимый человек.
Из окна автобуса.
Чтение сочинений (выборочно).
IV. Домашнее задание.
Задача: сообщить о домашнем задании, провести инструктаж по его выполнению
Параграф 26, упр. 261 (предложения № 1-4).
V. Рефлексия.
Задача: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Рефлексия проводится в виде игры «Дело в шляпе».
Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка (музыку включает и выключает учитель), тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу. (Если учащиеся ещё не совсем овладели такой методикой проведения рефлексии, можно на слайде написать примерные вопросы для рефлексии). Например:
- Какие знания об однородных членах предложениях углубили?
- Что у вас получилось?
- Что не получилось?
- Чему вы научились?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Достигли ли вы целей, поставленных в начале урока?
Список литературы.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. – М., 1999
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. – М., 2011
Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М., 2011