1. Мотивирование к учебной деятельности | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | 2 | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. - Мы услышали звонок, Значит, начался урок! - Сегодня на уроке нас ждут интересные открытия, новые знания. -Что пригодится для успешной работы? - Какое нужно настроение, чтобы урок для вас был удачным? - Посмотрите, какая хорошая погода! Нас приветствует солнышко и дарит нам свои лучики добра, счастья, здоровья. Солнышко улыбается. Давайте и мы улыбнёмся и подарим друг другу прекрасное настроение. - Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Учащиеся настроились на работу Формируемые УУД Личностные: личностное самоопределение через мотивацию учения |
2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | 8 | Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. - Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? - Что вы можете рассказать о звуке [ж], [ш]? - Как вы думаете, мы все узнали об этих звуках? - Какая тема урока? - Что мы будем выполнять на уроке? - Сегодня на уроке мы повторим парные звонкие и глухие согласные ж и ш. | Отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока | Формулировка темы и цели урока Формируемые УУД Личностные: действия смыслообразования через установление учеником значения изучаемой темы Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: целеполагание через постановку учебной задачи |
3. Построение выхода из затруднения | Формирование умения планировать, ставить цель, задачи деятельности | 3 | Дает задания, помогает, объясняет материал. - Давайте найдем буквы на ленте букв. - Но где же они? (Слайд 1) - Вы узнали кто это? - Посмотрите у Снежной королевы снежинка в руке. Это письмо! (слайд 2) Мальчишки и девчонки! Я унесла ваши буквы в свое зимнее царство. Там холодно, морозно, кругом бело, снег по колено. Я сделаю из ваших букв новые снежинки и навечно засыплю снегом весь мир. Снежная королева - Что же теперь делать? Как спасти несчастные буквы? - Нужно обязательно отправиться спасать буквы. Если вы не боитесь испытаний, то скорее в путь! Нам поможет найти дорогу к царству Снежной королевы ум, смекалка, наши умения и конечно, карта. Но чтобы ее получить, нужно пройти первое испытание. | Ищут буквы на ленте букв в классе, отвечают на вопросы учителя, составляют план по выходу из затруднения. - Нет, их не видно. - Снежная королева Читают письмо (читающие дети или учитель) - Нужно помочь буквам, спасти их. - Отправится к Снежной королеве | Учащиеся составляют план по выходу из затруднения Формируемые УУД Регулятивные: планирование, составление плана и последовательности действий Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
4. Реализация построенного проекта | Закрепление умения различать парные звонкие-глухие согласные [ж], [ш]; развитие умения определять количество звуков в слове, их последовательность, делить слова на слоги | 23 | 1 испытание. Звуковой анализ слов - У меня есть слова, но буквы ж и ш забрали. . УК . ЫШИ . АБА МАЛЫ . Как вы думаете, что нам нужно сделать? Как пройти испытание? - Поработайте в парах с карточками (приложение 1) и попробуйте догадаться, что это за слова. Проговорите их друг другу. - Кто догадался, какое первое слово? - Сколько в этом слове слогов? Докажите. - Сосчитайте сколько звуков, букв? - Выложите с помощью карточек схему этого слова. (аналогично жаба, мыши) - К слову малыши уже составлена схема, давайте ее проверим. Проверяем. - Вы справились с первым испытанием, вот и карта. Пора в путь. 2 испытание. Словообразование - Что вы видите? (слайд 3,4) Правильно, перед нами сказочные ворота, но они закрыты. Что же делать? Для того, чтобы их открыть нужно произнести слово-ключ. Но, к сожалению, снег засыпал слово, которое написано на воротах. Осталась только его небольшая часть. - Давайте, восстановим это слово с помощью подсказки, которая лежит у каждого на парте. (приложение 2 ) Дорисуйте каждый элемент так, чтобы получились изученные нами буквы. - Какое же слово написано на воротах? - Но это не все слово, это только его часть. Придумайте слова с этой частью. (СНЕЖ) - Молодцы! Ворота мы окрыли. (слайд 5) - Скоро мы доберемся до замка Снежной королевы. Нужно поторопиться. Но перед дорогой необходимо немного отдохнуть. Выпал беленький снежок Соберемся все в кружок И потопаем, И потопаем. Будем весело играть, Будем ручки согревать И похлопаем, И похлопаем. Если холодно стоять, Мы похлопаем опять По коленочкам, По коленочкам. Чтобы стало нам теплей, Будем прыгать веселей. Словно белочки, Словно белочки. [2] 3 испытание. Парные звонкие и глухие согласные в середине и в конце слова. - Очередное испытание мы прошли, как же нам добраться до замка? Что делать дальше? - Чтобы добраться до замка, нужно пройти по тонкому льду озера. А это очень опасно. Нам помогут перейти озеро слова, в которых есть буквы ж и ш. Прочитайте стихотворение. (слайд 6) После ливня много луш. Греет бок на солнце уш. Вырос гриб на тонкой ношке. Прячет в дом улитка рошки. Это вовсе не мираш. Это лес чудесный наш. - Ребята, что необычного вы заметили? Как нам пройти испытание? Какие знания нам понадобятся? - Что мы знаем о согласных на конце слова? - Правильно, согласные на конце слова в слабой позиции и поэтому их нужно проверить, для этого мы изменяем слово как один-много или зовем слова ласково. - Давайте это выполним. Работая в группах по четыре человека, проверьте каждое слово (приложение 3). - Какая группа представит свое решение задания? - Молодцы! Вы справились с этим трудным испытанием. 4 испытание. Чтение слов с изученными буквами (слайд 7) - А вот и замок! Для того, чтобы убедить Снежную королеву отдать буквы, нужно доказать ей, что буквы ж и ш нам действительно нужны. - Для этого давайте покажем, как мы умеем красиво, правильно, выразительно читать слова с буквами ж и ш. Откроем нашу Азбуку и прочитаем стихотворение по цепочке. Каждый читает по строчке, громко, четко. Пока один читает остальные внимательно следят и слушают. - Как вы думаете, справились с заданием? Как вы читали? - Я считаю, что своим чтением вы доказали Снежной королеве, что буквы нам очень нужны. Поэтому она решила возвратить буквы, так ей понравилось ваше чтение. | Работаю в парах, выполняют задание по работе с буквами ж и ш, формулирую задание, планируют свою деятельность.
Работаю над звуко-буквенным составом слова - жук -3 звука, 3 буквы Используя звуковые карточки, выкладывают схему слова жук
Отвечают на вопросы учителя, планируют свою деятельность
Дорисовывают элементы букв, получают часть слова, составляют с данной частью слова
Выполняют физминутку
Читаю текст, планируют свою деятельность, формулируют цель, работают со словами, с парными звонкими и глухими согласными на конце, повторяют правила проверки таких слов. Работают в группах, презентуют решение проблемы
Читаю вслух текст учебника по цепочке, оценивают свою деятельность | Учащиеся различаю парные звонкие-глухие согласные, находят их в словах Формируемые УУД Познавательные: общеучебные через выбор наиболее эффективных способов решения задач, знаково-символические действия, моделирование схем, контроль и оценка процесса и результата деятельности, восприятие текста художественного стиля; логические через анализ объектов и выделения признаков, достраивание ряда по выявленному правилу, анализ, сравнение объектов, применение правила. Регулятивные: составление плана и последовательности действий, контроль, волевая саморегуляция. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение формами речи. |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой | Осознание каждым обучающимся степени овладения темой | 5 | - Для того, чтобы вернуться обратно в класс необходимо выполнить последнее испытание. Возьмите конверт, попробуйте применить полученные сегодня знания и выполнить самостоятельно задание. («посели» слова в свой домик: жираф, шило, шапка, мишка, ложка, кошка, жаба, Женя). Проверьте.(приложение 4) | Выполняют самостоятельно задание на карточке, используя полученные знания, соединяют стрелками слова и домик с буквой | Дифференцируют звуки и буквы ш и ж Формируемые УУД Познавательные: общеучебные через выбор наиболее эффективных способов решения задач, контроль и оценка процесса и результата деятельности, логические через анализ объектов и выделения признаков, сравнение объектов, применение правила. |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Оценивание деятельности на уроке, определение места полученных знаний в собственной системе знаний о буквах и звуках | 2 | - Что нового вы узнали на уроке? - Какие задания вы выполняли? Какие вам понравились? - На следующих уроках нам предстоит включить свои знания в работу. - Сегодня мы путешествовали в сказку, дома по желанию, попробуйте совместно с родителями придумать сказку про буквы ш и ж. А на следующем уроке нам будет интересно послушать. - Оцените свою работу на уроке. Как вы поработали, как проходили испытания? Экран представляет собой снежную полянку, на которую дети, с помощью магнитов, прикрепляют снежинку определенного цвета, соответствующего его работе на уроке. Красная– «мне все удалось» Голубая– «были небольшие затруднения»(приложение 5) Синяя – «нужно еще повторить» Завершается урок. (слайд 8) Он пошел ребятам впрок. Вы постарались все понять. Учились тайны открывать. Ответы полные давали. И на уроке вы не зевали? Спасибо всем за урок | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения | Выполнение рефлексивной деятельности Формируемые УУД Регулятивные: оценка Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение формами речи. Личностные: действия смыслообразования через установление учеником значения изучаемой темы |