Конспект урока обучения грамоте "Дифференциация букв Д, д – Т, т"
Конспект урока обучения грамоте "Дифференциация букв Д, д – Т, т"
Урок обучения грамоте в 1 классе
УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: Дифференциация букв Д, д – Т, т
Цели деятельности педагога: способствовать формированию умения правильно обозначать звуки [д] и [т] буквами; познакомить с понятием «парные согласные»; создать условия для развития речи, фонематического слуха, памяти.
Планируемые результаты обучения.
Предметные:знают согласные звонкие и глухие, парные и непарные согласные по звонкости – глухости; умеют дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки; получат возможность научиться дифференцировать буквы Д, д – Т, т.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука; логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление классификации слов с изученными звуками.
Регулятивные: умеют учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность.
Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формой речи; соблюдают орфоэпические нормы произнесения слов.
Личностные: сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; обнаруживают умение преодолевать трудности; стремятся к активному учебному взаимодействию на доброжелательной основе.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок
Мы за парту дружно сели
И на доску посмотрели
I. Введение в тему урока.
Живут в согласии буквы-сестрички.
В букварь забежали они на странички.
На доске буквы: д, г, с, т, к, з.
- Какие это буквы? Гласные или согласные?
– Найдите пару каждой букве. (Пары: г – к, з – с, д – т.)
- Как называют такие согласные? (Парные)
II. Сообщение темы урока.
- Как вы думаете, о каких парных согласных мы будет говорить на уроке?
– Сегодня на уроке мы будем читать слова с буквами д и т. Увидим, как буквы умеют заменять друг друга в словах и что из этого получается.
– Отгадайте загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево.)
– Назовите первый звук в слове «дерево».
Дайте ему характеристику.
Назовите букву, которой он обозначается.
(Прикрепляю на доску Д)
– Отгадайте следующую загадку:
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я?
(Тетрадь.)
– Назовите первый звук в слове «тетрадь».
Дайте ему характеристику.
Назовите букву, которой он обозначается.
(Прикрепляю на доску Т)
III. Изучение нового материала.
1. Работа в прописи.
- Откройте прописи на с. 4, давайте вспомним написание этих букв.
- Напишите по 1 разу заглавные и строчные буквы Дд и Тт по образцу.
- Когда мы пишем заглавные буквы? (В именах собственных и в начале предложения)
- Прочитайте в следующей строчке имя мальчика.
- Что обозначает условный знак рядом с этим словом? (Подбери слово к модели)
- Как вы считаете, какая из моделей подойдет к слову «Дима»?
- Почему? Докажите.
- Чем отличается 2-ая схема?
- Какое слово мы запишем рядом с этой схемой?
- С какой буквы вы напишите слово «Тима»?
(Вывешиваю на доску изображения Димы и Тимы)
- Жили на свете 2 друга: Дима и Тима. Жили они в соседних домах и любили свободное время проводить вместе – играть в разные игры. Однажды решили они переставить в словах буквы. Давайте посмотрим, что же из этого получилось?
Посмотрели они на свои «дома».
- Найдите на странице слово «дома».
И как только поменяли они букву в слове, так сразу вместо домов появились … (тома).
- Что же это такое «тома»?
(Работа над значением слова «тома»)
- Ребята, что произошло со словами, когда букву поменяли? (изменилось их значение)
- А вот какие превращения произошли у мальчиков со словами во 2-ой и 4-ой строчке, я предлагаю вам подумать самим и записать.
Поднимите красную фишку, кто уже справился с заданием.
Даю карточки с дополнительным подобным заданием.
Карточка 1.
Задание: закончите предложение словом на букву д.
Назовем мы книжку «том»;
Для жилья построим… (дом).
Вот тележка. Это – тачка;
Дом в саду зовется… (дачка).
По реке плывут плоты;
Зреют на ветвях… (плоды).
Карточка 2.
Задание: закончите предложение словом на букву д.
Хорошо танцуют Таня
И ее братишка… (Даня).
Город называем «Тверь»;
В доме открываем… (дверь).
Я в тетрадке ставлю точку;
Мама любит свою… (дочку).
Карточка 3.
Задание: закончите предложение словом с буквой д.
Нитку сматывай с катушки;
Воду черпай из... (кадушки).
Соловей выводит трель;
Слесарь в сеть включает… (дрель).
Архитекторы - творцы
Строят чудные…(дворцы).
П р о в е р к а (дети читают, что у них получилось)
2. Работа в прописи (продолжение).
- Конечно, вы догадались, что любимой буквой Димы была буква Д, а Тимы – буква Т.
Как же поделят друзья между собой те слова, которые находятся в следующих строках?
Деление слов на группы.
– Запишите слова на нужной строчке в зависимости от того, какая из букв – Д или Т – есть в слове.
ЗАДАНИЕ для сильных учеников:
- Найдите слова, в которых все согласные звуки – звонкие. (Дом, Дима, люди.)
3. Фронтальная работа
– Прочитайте слово, в котором один слог.
- Сколько слогов в слове «утята»?
- Назовите слова, в которых ударным является звук «а».(Туман, Таня, трактор, утята.)
Физминутка
Дима и Тима нам предлагают поиграть со звуками [д] и [т]
- Я буду называть слова с буквами Д и Т – если вы услышите звонкий звук [д], хлопните в ладоши, если вы услышите глухой звук [т], закройте слегка ушки ладошками.
– Ребята, мы с вами прописи не закрыли, и дождик смыл некоторые буквы в словах. Прибавилось нам работы.
– Впишите нужные буквы и прочитайте предложения.
Приготовьтесь объяснить, почему вы выбрали строчную или заглавную букву.
ЗАДАНИЕ для сильных учеников:
- Прочитайте слова, в которых вы вставили буквы Д и Т и подчеркните синим карандашом те буквы, которые обозначают твёрдые звуки, зелёным – мягкие звуки.
Списывание с печатного текста.
РЕЗЕРВ
Букварь с. 106 (карандашом записать новые слова)
Сделаем зарядку для языка. Разучим скороговорку:
Денис без дела не сидел –
Он целый день конфеты ел.
IV. Итог урока.
– Что повторяли на уроке?
- Что произойдёт со словами, если буквы поменять? (изменится их значение)
- Какие задания вызвали интерес?
- Были ли трудности в выполнении заданий? Какие?
-Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обучения грамоте "Дифференциация букв Д, д – Т, т" »
Вавилова Татьяна Георгиевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Комсомольская СОШ»
Урок обучения грамоте в 1 классе
УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: Дифференциация букв Д, д – Т, т
Цели деятельности педагога: способствовать формированию умения правильно обозначать звуки [д] и [т] буквами; познакомить с понятием «парные согласные»; создать условия для развития речи, фонематического слуха, памяти.
Планируемые результаты обучения.
Предметные:знают согласные звонкие и глухие, парные и непарные согласные по звонкости – глухости; умеют дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки; получат возможность научиться дифференцировать буквы Д, д – Т, т.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука; логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление классификации слов с изученными звуками.
Регулятивные: умеют учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность.
Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формой речи; соблюдают орфоэпические нормы произнесения слов.
Личностные:сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; обнаруживают умение преодолевать трудности; стремятся к активному учебному взаимодействию на доброжелательной основе.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок
Мы за парту дружно сели
И на доску посмотрели
I. Введение в тему урока.
Живут в согласии буквы-сестрички.
В букварь забежали они на странички.
На доске буквы: д, г, с, т, к, з.
- Какие это буквы? Гласные или согласные?
– Найдите пару каждой букве. (Пары: г – к, з – с, д – т.)
- Как называют такие согласные? (Парные)
II. Сообщение темы урока.
- Как вы думаете, о каких парных согласных мы будет говорить на уроке?
– Сегодня на уроке мы будем читать слова с буквами д и т. Увидим, как буквы умеют заменять друг друга в словах и что из этого получается.
– Отгадайте загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево.)
– Назовите первый звук в слове «дерево».
Дайте ему характеристику.
Назовите букву, которой он обозначается.
(Прикрепляю на доску Д)
– Отгадайте следующую загадку:
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я?
(Тетрадь.)
– Назовите первый звук в слове «тетрадь».
Дайте ему характеристику.
Назовите букву, которой он обозначается.
(Прикрепляю на доску Т)
III. Изучение нового материала.
1. Работа в прописи.
- Откройте прописи на с. 4, давайте вспомним написание этих букв.
- Напишите по 1 разу заглавные и строчные буквы Дд и Тт по образцу.
- Когда мы пишем заглавные буквы? (В именах собственных и в начале предложения)
- Прочитайте в следующей строчке имя мальчика.
- Что обозначает условный знак рядом с этим словом? (Подбери слово к модели)
- Как вы считаете, какая из моделей подойдет к слову «Дима»?
- Почему? Докажите.
- Чем отличается 2-ая схема?
- Какое слово мы запишем рядом с этой схемой?
- С какой буквы вы напишите слово «Тима»?
(Вывешиваю на доску изображения Димы и Тимы)
- Жили на свете 2 друга: Дима и Тима. Жили они в соседних домах и любили свободное время проводить вместе – играть в разные игры. Однажды решили они переставить в словах буквы. Давайте посмотрим, что же из этого получилось?
Посмотрели они на свои «дома».
- Найдите на странице слово «дома».
И как только поменяли они букву в слове, так сразу вместо домов появились … (тома).
- Что же это такое «тома»?
(Работа над значением слова «тома»)
- Ребята, что произошло со словами, когда букву поменяли? (изменилось их значение)
- А вот какие превращения произошли у мальчиков со словами во 2-ой и 4-ой строчке, я предлагаю вам подумать самим и записать.
Поднимите красную фишку, кто уже справился с заданием.
Даю карточки с дополнительным подобным заданием.
Карточка 1.
Задание: закончите предложение словом на букву д.
Назовем мы книжку «том»;
Для жилья построим… (дом).
Вот тележка. Это – тачка;
Дом в саду зовется… (дачка).
По реке плывут плоты;
Зреют на ветвях… (плоды).
Карточка 2.
Задание: закончите предложение словом на букву д.
Хорошо танцуют Таня
И ее братишка… (Даня).
Город называем «Тверь»;
В доме открываем… (дверь).
Я в тетрадке ставлю точку;
Мама любит свою… (дочку).
Карточка 3.
Задание: закончите предложение словом с буквой д.
Нитку сматывай с катушки;
Воду черпай из... (кадушки).
Соловей выводит трель;
Слесарь в сеть включает… (дрель).
Архитекторы - творцы
Строят чудные…(дворцы).
П р о в е р к а (дети читают, что у них получилось)
2. Работа в прописи (продолжение).
- Конечно, вы догадались, что любимой буквой Димы была буква Д, а Тимы – буква Т.
Как же поделят друзья между собой те слова, которые находятся в следующих строках?
Деление слов на группы.
– Запишите слова на нужной строчке в зависимости от того, какая из букв – Д или Т – есть в слове.
ЗАДАНИЕ для сильных учеников:
- Найдите слова, в которых все согласные звуки – звонкие. (Дом, Дима, люди.)
3. Фронтальная работа
– Прочитайте слово, в котором один слог.
- Сколько слогов в слове «утята»?
- Назовите слова, в которых ударным является звук «а».(Туман, Таня, трактор, утята.)
Физминутка
Дима и Тима нам предлагают поиграть со звуками [д] и [т]
- Я буду называть слова с буквами Д и Т – если вы услышите звонкий звук [д], хлопните в ладоши, если вы услышите глухой звук [т], закройте слегка ушки ладошками.
– Ребята, мы с вами прописи не закрыли, и дождик смыл некоторые буквы в словах. Прибавилось нам работы.
– Впишите нужные буквы и прочитайте предложения.
Приготовьтесь объяснить, почему вы выбрали строчную или заглавную букву.
ЗАДАНИЕ для сильных учеников:
- Прочитайте слова, в которых вы вставили буквы Д и Т и подчеркните синим карандашом те буквы, которые обозначают твёрдые звуки, зелёным – мягкие звуки.
Списывание с печатного текста.
РЕЗЕРВ
Букварь с. 106 (карандашом записать новые слова)
Сделаем зарядку для языка. Разучим скороговорку:
Денис без дела не сидел –
Он целый день конфеты ел.
IV. Итог урока.
– Что повторяли на уроке?
- Что произойдёт со словами, если буквы поменять? (изменится их значение)
- Какие задания вызвали интерес?
- Были ли трудности в выполнении заданий? Какие?
-Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось.
Приложение
Карточка 1.
Задание: закончите предложение словом на букву д (запишите слова)