kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока обучения грамоте "Дифференциация букв Д, д – Т, т"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обучения грамоте в 1 классе

УМК «Начальная школа XXI века»

Тема: Дифференциация букв Д, д – Т, т

Цели деятельности педагога: способствовать формированию умения правильно обозначать звуки [д] и [т] буквами; познакомить с понятием «парные согласные»; создать условия для развития речи, фонематического слуха, памяти.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: знают согласные звонкие и глухие, парные и непарные согласные по звонкости – глухости; умеют дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки; получат возможность научиться дифференцировать буквы Д, дТ, т.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука; логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление классификации слов с изученными звуками.

Регулятивные: умеют учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность.

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формой речи; соблюдают орфоэпические нормы произнесения слов.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; обнаруживают умение преодолевать трудности; стремятся к активному учебному взаимодействию на доброжелательной основе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок

Мы за парту дружно сели

И на доску посмотрели

I. Введение в тему урока.

Живут в согласии буквы-сестрички.

 В букварь забежали они на странички.

 На доске буквы: д, г, с, т, к, з.

- Какие это буквы? Гласные или согласные?

 – Найдите пару каждой букве. (Пары: г – к, з – с, д – т.)

- Как называют такие согласные? (Парные)

II. Сообщение темы урока.

- Как вы думаете, о каких парных согласных мы будет говорить на уроке?

 – Сегодня на уроке мы будем читать слова с буквами д и т. Увидим, как буквы умеют заменять друг друга в словах и что из этого получается.

– Отгадайте  загадку:

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

               (Дерево.)

– Назовите первый звук в слове «дерево».

Дайте ему характеристику.

Назовите букву, которой он обозначается.

(Прикрепляю на доску Д)

– Отгадайте следующую  загадку:

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я?

                   (Тетрадь.)

– Назовите первый звук в слове «тетрадь».

Дайте ему характеристику.

Назовите букву, которой он обозначается.

(Прикрепляю на доску Т)

III. Изучение нового материала.

1. Работа в прописи.

- Откройте прописи на с. 4, давайте вспомним написание этих букв.

- Напишите по 1 разу заглавные и строчные буквы Дд и Тт по образцу.

- Когда мы пишем заглавные буквы? (В именах собственных и в начале предложения)

- Прочитайте в следующей строчке имя мальчика.

- Что обозначает условный знак рядом с этим словом? (Подбери слово к модели)

- Как вы считаете, какая из моделей подойдет к слову «Дима»?

- Почему? Докажите.

- Чем отличается 2-ая схема?

- Какое слово мы запишем рядом с этой схемой?

- С какой буквы вы напишите слово «Тима»?

(Вывешиваю на доску изображения Димы и Тимы)

- Жили на свете 2 друга: Дима и Тима. Жили они в соседних домах и любили  свободное время проводить вместе – играть в  разные игры. Однажды решили они переставить в словах буквы. Давайте посмотрим, что же из этого получилось?

Посмотрели они на свои «дома».

- Найдите на странице слово «дома».

И как только поменяли они букву в слове, так сразу вместо домов появились … (тома).

- Что же это такое «тома»?

(Работа над значением слова «тома»)

- Ребята, что произошло со словами, когда букву поменяли? (изменилось их значение)

- А вот какие превращения произошли у мальчиков со словами во 2-ой и 4-ой строчке, я предлагаю вам подумать самим и записать.

Поднимите красную фишку, кто уже справился с заданием.

Даю карточки с дополнительным подобным заданием.

 Карточка 1.

 Задание: закончите предложение словом на букву д.

 Назовем мы книжку «том»;

 Для жилья построим… (дом).

 Вот тележка. Это – тачка;

 Дом в саду зовется… (дачка).

 По реке плывут плоты;

 Зреют на ветвях… (плоды).

 Карточка 2.

 Задание: закончите предложение словом на букву д.

 Хорошо танцуют Таня

 И ее братишка… (Даня).

 Город называем «Тверь»;

 В доме открываем… (дверь).

 Я в тетрадке ставлю точку;

 Мама любит свою… (дочку).

 Карточка 3.

 Задание: закончите предложение словом с буквой д.

 Нитку сматывай с катушки;

 Воду черпай из... (кадушки).

 Соловей выводит трель;

 Слесарь в сеть включает… (дрель).

 Архитекторы - творцы

 Строят чудные…(дворцы).

П р о в е р к а (дети читают, что у них получилось)

2. Работа в прописи (продолжение).

- Конечно, вы догадались, что любимой буквой Димы была буква Д, а Тимы – буква Т.

Как же поделят друзья между собой те слова, которые находятся в следующих строках?

Деление слов на группы.

– Запишите слова на нужной строчке в зависимости от того, какая из букв – Д или Т – есть в слове.

ЗАДАНИЕ для сильных учеников:

- Найдите слова, в которых все согласные звуки – звонкие. (Дом, Дима, люди.)

3. Фронтальная работа

– Прочитайте слово, в котором один слог.

- Сколько слогов в слове «утята»?

- Назовите слова, в которых ударным является звук «а». (Туман, Таня, трактор, утята.)

Физминутка

Дима и Тима нам предлагают поиграть со звуками [д] и [т]

- Я буду называть слова с буквами Д и Т – если вы услышите звонкий звук [д], хлопните в ладоши, если вы услышите глухой звук [т], закройте слегка ушки ладошками.

Дом, торт, енот, друг, кладу, дым, тёрка, дыра, монтёр, плоды, доска, рот, котёнок.

3. Работа в прописи (продолжение).

Пальчиковая гимнастика «Дождик».

– Ребята, мы с вами прописи не закрыли, и дождик смыл некоторые буквы в словах. Прибавилось нам работы.

– Впишите нужные буквы и прочитайте предложения.

   Приготовьтесь объяснить, почему вы выбрали строчную или заглавную букву.

ЗАДАНИЕ для сильных учеников:

- Прочитайте слова, в которых вы вставили буквы Д и Т и подчеркните синим карандашом те буквы, которые обозначают твёрдые звуки, зелёным – мягкие звуки.

Списывание с печатного текста.

РЕЗЕРВ

  1. Букварь с. 106 (карандашом записать новые слова)
  2. Сделаем зарядку для языка. Разучим скороговорку:

Денис без дела не сидел –

Он целый день конфеты ел.

IV. Итог урока.

– Что повторяли на уроке?

- Что произойдёт со словами, если буквы поменять? (изменится их значение)

- Какие задания вызвали интерес?

- Были ли трудности в выполнении заданий? Какие?

-Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обучения грамоте "Дифференциация букв Д, д – Т, т" »

Вавилова Татьяна Георгиевна

Учитель начальных классов

МБОУ «Комсомольская СОШ»

Урок обучения грамоте в 1 классе

УМК «Начальная школа XXI века»

Тема: Дифференциация букв Д, дТ, т

Цели деятельности педагога: способствовать формированию умения правильно обозначать звуки [д] и [т] буквами; познакомить с понятием «парные согласные»; создать условия для развития речи, фонематического слуха, памяти.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: знают согласные звонкие и глухие, парные и непарные согласные по звонкости – глухости; умеют дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки; получат возможность научиться дифференцировать буквы Д, дТ, т.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука; логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление классификации слов с изученными звуками.

Регулятивные: умеют учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность.

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формой речи; соблюдают орфоэпические нормы произнесения слов.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; обнаруживают умение преодолевать трудности; стремятся к активному учебному взаимодействию на доброжелательной основе.


Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок

Мы за парту дружно сели

И на доску посмотрели


I. Введение в тему урока.


Живут в согласии буквы-сестрички.

В букварь забежали они на странички.


На доске буквы: д, г, с, т, к, з.

- Какие это буквы? Гласные или согласные?

Найдите пару каждой букве. (Пары: г – к, з – с, д – т.)

- Как называют такие согласные? (Парные)


II. Сообщение темы урока.

- Как вы думаете, о каких парных согласных мы будет говорить на уроке?

– Сегодня на уроке мы будем читать слова с буквами д и т. Увидим, как буквы умеют заменять друг друга в словах и что из этого получается.

– Отгадайте загадку:

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

(Дерево.)

– Назовите первый звук в слове «дерево».

Дайте ему характеристику.

Назовите букву, которой он обозначается.

(Прикрепляю на доску Д)


– Отгадайте следующую загадку:

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я?

(Тетрадь.)

– Назовите первый звук в слове «тетрадь».

Дайте ему характеристику.

Назовите букву, которой он обозначается.

(Прикрепляю на доску Т)


III. Изучение нового материала.

1. Работа в прописи.

- Откройте прописи на с. 4, давайте вспомним написание этих букв.

- Напишите по 1 разу заглавные и строчные буквы Дд и Тт по образцу.

- Когда мы пишем заглавные буквы? (В именах собственных и в начале предложения)

- Прочитайте в следующей строчке имя мальчика.

- Что обозначает условный знак рядом с этим словом? (Подбери слово к модели)

- Как вы считаете, какая из моделей подойдет к слову «Дима»?

- Почему? Докажите.

- Чем отличается 2-ая схема?

- Какое слово мы запишем рядом с этой схемой?

- С какой буквы вы напишите слово «Тима»?

(Вывешиваю на доску изображения Димы и Тимы)

- Жили на свете 2 друга: Дима и Тима. Жили они в соседних домах и любили свободное время проводить вместе – играть в разные игры. Однажды решили они переставить в словах буквы. Давайте посмотрим, что же из этого получилось?

Посмотрели они на свои «дома».

- Найдите на странице слово «дома».

И как только поменяли они букву в слове, так сразу вместо домов появились … (тома).

- Что же это такое «тома»?

(Работа над значением слова «тома»)

- Ребята, что произошло со словами, когда букву поменяли? (изменилось их значение)


- А вот какие превращения произошли у мальчиков со словами во 2-ой и 4-ой строчке, я предлагаю вам подумать самим и записать.


Поднимите красную фишку, кто уже справился с заданием.

Даю карточки с дополнительным подобным заданием.

Карточка 1.

Задание: закончите предложение словом на букву д.

Назовем мы книжку «том»;

Для жилья построим… (дом).

Вот тележка. Это – тачка;

Дом в саду зовется… (дачка).

По реке плывут плоты;

Зреют на ветвях… (плоды).


Карточка 2.

Задание: закончите предложение словом на букву д.

Хорошо танцуют Таня

И ее братишка… (Даня).

Город называем «Тверь»;

В доме открываем… (дверь).

Я в тетрадке ставлю точку;

Мама любит свою… (дочку).


Карточка 3.

Задание: закончите предложение словом с буквой д.

Нитку сматывай с катушки;

Воду черпай из... (кадушки).

Соловей выводит трель;

Слесарь в сеть включает… (дрель).

Архитекторы - творцы

Строят чудные…(дворцы).

П р о в е р к а (дети читают, что у них получилось)

2. Работа в прописи (продолжение).

- Конечно, вы догадались, что любимой буквой Димы была буква Д, а Тимы – буква Т.

Как же поделят друзья между собой те слова, которые находятся в следующих строках?

Деление слов на группы.

– Запишите слова на нужной строчке в зависимости от того, какая из букв – Д или Т – есть в слове.

ЗАДАНИЕ для сильных учеников:

- Найдите слова, в которых все согласные звуки – звонкие. (Дом, Дима, люди.)


3. Фронтальная работа

– Прочитайте слово, в котором один слог.

- Сколько слогов в слове «утята»?

- Назовите слова, в которых ударным является звук «а». (Туман, Таня, трактор, утята.)

Физминутка

Дима и Тима нам предлагают поиграть со звуками [д] и [т]

- Я буду называть слова с буквами Д и Т – если вы услышите звонкий звук [д], хлопните в ладоши, если вы услышите глухой звук [т], закройте слегка ушки ладошками.

Дом, торт, енот, друг, кладу, дым, тёрка, дыра, монтёр, плоды, доска, рот, котёнок.


3. Работа в прописи (продолжение).

Пальчиковая гимнастика «Дождик».


– Ребята, мы с вами прописи не закрыли, и дождик смыл некоторые буквы в словах. Прибавилось нам работы.

– Впишите нужные буквы и прочитайте предложения.

Приготовьтесь объяснить, почему вы выбрали строчную или заглавную букву.

ЗАДАНИЕ для сильных учеников:

- Прочитайте слова, в которых вы вставили буквы Д и Т и подчеркните синим карандашом те буквы, которые обозначают твёрдые звуки, зелёным – мягкие звуки.


Списывание с печатного текста.

РЕЗЕРВ

  1. Букварь с. 106 (карандашом записать новые слова)

  2. Сделаем зарядку для языка. Разучим скороговорку:

Денис без дела не сидел –

Он целый день конфеты ел.

IV. Итог урока.

– Что повторяли на уроке?

- Что произойдёт со словами, если буквы поменять? (изменится их значение)

- Какие задания вызвали интерес?

- Были ли трудности в выполнении заданий? Какие?

-Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось.



Приложение

Карточка 1.

Задание: закончите предложение словом на букву д (запишите слова)

Назовем мы книжку «том»;

Для жилья построим… ____________.

Вот тележка. Это – тачка;

Дом в саду зовется… _______________.

По реке плывут плоты;

Зреют на ветвях… _________________.

__________________________________________________________________

Карточка 2.

Задание: закончите предложение словом на букву д (запишите слова)

Хорошо танцуют Таня

И ее братишка… _______________.

Город называем «Тверь»;

В доме открываем… _______________.

Я в тетрадке ставлю точку;

Мама любит свою… _______________.

__________________________________________________________________

Карточка 3.

Задание: закончите предложение словом с буквой д (запишите слова)

Нитку сматывай с катушки;

Воду черпай из... ___________________.

Соловей выводит трель;

Слесарь в сеть включает… ________________.

Архитекторы - творцы

Строят чудные…_________________.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока обучения грамоте "Дифференциация букв Д, д – Т, т"

Автор: Вавилова Татьяна Георгиевна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 102894

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока "Звук [Ш] и буква [Ш]""
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt_uroka_zvuk_sh_i_bukva_sh"
    ["file_id"] => string(6) "402276"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490163623"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "презентация конспекта урока по грамоте "Почему дети любят играть? Звук(и) и буква И,и."
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_konspiekta_uroka_po_ghramotie_pochiemu_dieti_liubiat_ighrat_zvuk"
    ["file_id"] => string(6) "358285"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1479018722"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока русского языка "Упражнение в применении приобретенных знаний" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-uprazhnieniie-v-primienienii-priobrietiennykh-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "206421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430162723"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства