Актуализация знаний | Откройте тетради, запишите число, классная работа. Словарный диктант. Сейчас вам буду загадывать загадки, а ответы на них – это словарные слова. Запишите их в строчку. Первое слово: О ней все знают, Любят и уважают, А солдат на посту Бережет и охраняет. Ну и кто она? Все знают? (РОДИНА) Запишите это слово. Второе слово: Ранним утром У школьных ворот, Собирается дружный….(НАРОД) Так, записываем. Третье слово: До чего же оно красиво, Слово доброе ….(СПАСИБО) Записали слово? Четвертое слово: В этот день нас ожидает Лишь домашняя работа. Моет, чистит, прибирает День по имени… (СУББОТА) Все слова записали? Молодцы! Проверьте, правильно ли вы их записали? (слайд) Запишите под диктовку предложение, один ученик на доске, остальные самостоятельно в тетради (около доски _____________________) Маленький воробей упал из гнезда. Разберите это предложение по членам, найдите главные и второстепенные. Дайте характеристику. Кто упал из гнезда? Воробей.Какой член предложения? Подлежащее. Чем оно выражено? Выражено существительным. Воробей что сделал? Упал. Это сказуемое, выражено глаголом. Воробей, какой? Маленький. Это определение, выражено прилагательным. Упал откуда? Из чего? Из гнезда. Это обстоятельство места, выражено существительным. Какое это предложение? ( Повест., невоскл., простое, распр., неосложнено). | Записывают словарные слова, которые являются ответами на загадки. Записывают предложение, разбирают его по членам предложения. | К.: находить общее решение; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания |
Открытие новых знаний | Верно. А какая часть слова нам помогла образовать его? (приставка) А какая часть слова еще помогает нам образовывать слова? (суффикс). Так какой способ словообразование еще есть? (приставка и суффикс вместе) (слайд) ПРАВИЛО Прочитайте правило образования слов на стр. 83. Есть слова…. ФИЗМИНУТКА Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Ещё попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. | Отвечают на вопросы учителя | П.: подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков; |
Применение знаний на практике | Откройте учебник на странице 86, Упр. 97. Прочитайте предложения. В каждом слове, которые придумали дети прячутся по два слова: слово- название предмета, слово- название действия. Предлагаю отыскать сначала, какие слова- названия предметов здесь спрятаны. Например, в слове налужил спрятано слово – лужа. Какие же слова- названия предметов прячутся в остальных? Распакетить – пакет Залошадило - лошадь Задверил – дверь Откнопкалась – кнопка Намакаронился – макароны. Запишите эти слова в строчку, самостоятельно. Как мы сказали раньше, в этих словах прячется еще и слово-название действия, давайте найдем их. Вот, например, первое, в слове налужил спрятано слово – намочил. Какие же слова-названия действия спрятаны в остальных? Кто прочитает предложения с этими словами? (Ученик _________________) Дай мне раскрыть пакеты. Весь мост заполнило лошадьми. Ай, я защемил руку! Бумага отвалилась (оторвалась от стены). Я наелся. Молодцы! Проверим, правильно мы нашли все слова (слайд) Посмотрите,Упр. 96, прочитайте стихотворение. По цепочке назовите все орфограммы, которые встречаются в словах, объясните их, где возможно назовите проверочные слова. Художник В уголке (угол) сидела (сидя) мышка, Грызла сладкую (сладость) коврижку (коврижечка), За̚̚пивала (пить) молоком (молочный), За̚̚едала(есть) крендельком (крендель). Взял я толстую тетрадь (тетради), Чтобы мышь (мыши) нарисовать, Но тотчас она с̚бежала (бег) – Где ты, мышка? Не видать! Подожду ее немножко (немножечко) – Не придет - примусь за кошку… (В. Лунин) Посмотрите, какие слова у нас выделены звездочкой? (Молоком, тетрадь) Поставьте слово «молоком» в начальную форму – молоко. Придумайте и назовите словосочетания со словом молоко, и отдельно со словом тетрадь. (вкусное молоко, теплое молоко, холодное молоко и т.д.) (новая тетрадь, красивая тетрадь, тонкая тетрадь и т.д.) Запишите 2 словосочетания, одно со словом молоко, а другое со словом тетрадь. Объясните, как мы должны записать выделенное цветом предложение? (Запятая перед словом мышка – обращение) | Ученик читает предложения. Называют слова, которые спрятаны, записывают их. Находятслед.слова. Один ученик читает готовые предложения. Ученики читают по цепочке слова, объясняя их написание. | Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; Р.: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
Итог. Рефлексия | С каким же новым видом словообразования мы сегодня познакомились? Кому какое задание понравилось? У вас на партах у каждого лежит листочек со стаканом молока. Разукрасьте этот стакан полностью, если у вас все получилось, вам понятна тема урока, все задания вы выполнили правильно; на половину, если были небольшие ошибки, но тема урока вам понятна; и оставьте его не закрашенным, если тема вам совсем не понятна, и вы не знаете, как выполнять упражнения. Кто выполнил, поднимите эти листочки, что бы я посмотрела, у кого, до куда наполнен стакан. Домашнее задание: Рабочая тетрадь, стр. 46, упр. 60 и 61. Хорошо на уроке сегодня работали ____________________________________________, поэтому он получают оценки ______________. Что должны делать остальные, чтобы получить оценки? Правильно, работать на уроке. Молодцы. | Ответы детей. Рефлексия. | Л.: формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |