План- конспект урока.
Тема : Способы образования слов. 6 класс
Цели:
закрепить и обобщить все о способах образования слов, знания о частях слова
развивать речь.память.логическое мышление.умение находить. выделять суффиксы и приставки и образовывать слова с помощью суффиксов и приставок
прививать бережное отношение и любовь к природе, воспитывать аккуратность старательность усердие и ус идчивость, выполнять начатое дело до конца,.умение работать вместе .
Тип урока: урок - обобщение
Оборудование : интер. доска,карточки,опорные схемы,
Ход урока
І Организационный момент а) проверка отсутствуюших
б) психологический тренинг
ІІ Пробуждение интереса
Опрос дом. задания а) Мозговой штурм
1 группа
Что такое морфема?
Какие морфемы вы знаете?
Что такое корень?
Что такое приставка?
Как называется способ образованный при помощи приставки?
II группа
Что такое суффикс?
Как называется способ образованный при помощи суффикса?
Как называется способ образованный при помощи приставки и суффикса?
Что такое окончание?
Что такое основа?
б) лигвистический рассказ
ІІІ Тема: Способы образования слов.
1. Работа над текстом
а) чтение по цепочке
б)словарная работа
в) вопросо – ответная работа
г) выписать слова образованные разными способами
2. Семонтическая карта Задание: найти и указать способы образования новых слов
а) взаимо проверка
б) самооценка.
3. Игра «Конструктор»
Задание Образуй новые слова новым способом – сложением основ
Сено
Рыба
Лёд
пуля
Масло
Сад
кол
метать
косилка
лов
вод
завод
сок
земля
мясо
бетон
мышь
кофе
молоть
мешать
выжимать
трясти
рубить
ловить
(взаимопроверка по слайду)
Сенокосилка
Рыболов
Ледокол
Пулемет
Маслозавод
Садовод
соковыжималка
землетрясение
мясорубка
бетономешалка
мышеловка
кофемолка
4. Физминутка
5. Игра «Путаница»
Задание:
«Путаница» – слова перепутались, помогите им
ПЫЛЕХОД, ВЕРТОСОС, ЛЕДОКАТ, САМОВОЗ, МОРЕЛЁТ, ПАРОЛЁТ, ВОДОХОД, САМОВОЗ
Пылесос
Вертолёт
Ледоход
Самокат
Мореход
Паровоз
Самолёт
Водовоз
IV Рефлексия
Графический диктант:
1. Каким знаком обозначается главная часть слова?
2.Обозначение на письме изменяемой части слова.
3. Обозначение части слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
4. Обозначение части слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
5. Начертите схему слова подснежник.
6. Начертите схему слова
ЛЕСНИК.
7. Обозначьте знаки частей слова, которые служат для образования новых
V Оценивание
VI Дом. Зад
Упр 6 Выписать слова образованные новым способом
Просмотр содержимого документа
«Способы образования слов»
Урок русского языка
Девятое декабря. Классная работа.
Способы образования слов.
:
Э ПИ Г Р А Ф К У Р О К У:
Под голубыми небесами ,
Великолепными коврами .
Блестя на солнце ,
!
Снег лежит…
А.С.Пушкин.
Мозговой штурм
1 группа
Что такое морфема? Какие морфемы вы знаете? Что такое корень? Что такое приставка? Как называется способ образованный при помощи приставки? II группа Что такое суффикс? Как называется способ образованный при помощи суффикса? Как называется способ образованный при помощи приставки и суффикса? Что такое окончание? Что такое основа ? .
:
С л о ж е н и е
целых слов
Начальной части слова с целым словом
основ с помощью соединитель-ных гласных о , е
Слогов и начальных букв
Пришла зима.На улице идет
сильный снегопад.Деревья покрыты
пушистыми снежинками.На зимних
дорогах гололед. Я учусь в школе-гимназии. Уроки физкультуры у нас
проводятся на спортплощадке. На
пришкольном дворе детям детсада показывали Новогоднее представление
ребята из ТЮЗа. Весело мы встречаем зиму-зимушку .
Сильный,снегопад,покрыты,снежинками,зимних,гололед,школе-гимназии,физкультуры,проводятся,спортплощадке,пришкольном, детсада,показывали,ТЮЗа,зимушку.
Семантическая карта
слово
Целые слова
снегопад
Соединительная о,е
гололед
Основ с целым словом
школа - гимназия
Слогов и начальных букв
физкультура
спортплощадка
пришкольный
детсад
ТЮЗ
РК
Семантическая карта
слово
Целые слова
снегопад
Соединительная о,е
гололед
школа - гимназия
Основ с целым словом
+
физкультура
+
+
Слогов и начальных букв
спортплощадка
детсад
+
ТЮЗ
+
РК
+
+
+
Семантическая карта
7-8
« 5 »
5 – 6
« 4 »
3-4
« 3 »
КОНСТРУКТОР
задание:
Образуй новые слова новым способом – сложением основ
Сено Рыба Лёд пуля Масло Сад
кол метать косилка лов вод завод
сок земля мясо бетон мышь кофе
молоть мешать выжимать трясти рубить ловить
1 группа
2 группа
а)взаимопроверка по образцу. б)самооценка
Сен о косилка Рыб о лов Лед о кол Пул е мет Масл о завод Сад о вод
сок о выжималка земл е трясение мяс о рубка бетон о мешалка мыш е ловка коф е молка
1 группа
2 группа
Физминутка
Путаница
Задание: Слова перепутались, помогите им
Пыл воз Верт ход Лед лет Сам воз Мор кол Пар кат Сам лёт Вод сос
е
о
о
о
Пыл…сос Верт…лёт Лед…ход Сам…кат Мор…ход Пар…воз Сам…лёт Вод…воз
е
о
о
о
Графический диктант
1. Каким знаком обозначается главная часть слова? 2.Обозначение на письме изменяемой части слова. 3. Обозначение части слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. 4. Обозначение части слова, которая стоит пе ред корнем и служит для образования новых слов. 5. Начертите схему слов ДОМ, ДОМА. 6. Начертите схему слов ЛЕС, ЛЕСНИК. 7. Обозначьте знаки частей слова, которые служат для образования новых слов.
Графический диктант
1 2 3 4 5 , . 6 , 7
Графический диктант
7
« 5 »
5 – 6
« 4 »
3-4
« 3 »
Домашнее задание.
Эссе « Зима-зимушка» Употребляя слова образованные новым способом.
С П АС И Б О З А В Н И М А Н И Е !!!