kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока русского языка по ФГОС в 5 классе «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обеспечить  формирование  у школьников целостной системы ведущих - знаний по теме «Правописание  букв О-Ё  после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных»;

Задачи урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: познакомиться с условиями написания букв О- Е после шипящих и Ц; сформировать умения обосновывать выбор гласных О-Е  после шипящих и  Ц в окончаниях и суффиксах прилагательных;

РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы;   совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Планируемые результаты:

  • : воспитывать любовь к русскому языку; формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной

   деятельности.

М\П: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно). Строить небольшие монологические высказывания; осуществлять совместную деятельность в парах, группах и  коллективно.

П: знать изучаемые орфограммы, уметь применять правила на правила на практике.

Тип урока: объяснение новых знаний

Метод обучения: интерактивный: творческие задания, работа в малых группах, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», использование вопросов.

Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая (парная), коллективная.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, система звукового сопровождения отображаемых видеоматериалов, распечатка рабочих материалов, презентация к уроку

 

Ход урока:

  1. Оргмомент. (Проверка готовности к уроку)

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
 

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручка и тетрадки?

Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ НА УРОК:

- Давайте посмотрим, друг на друга, возьмём соседа за руку, поприветствуем и скажем ему  «Добрый день»,

 а теперь  улыбнёмся ему.  Говорят, «улыбка – это поцелуй души».

 (СМАЙЛИКИ+ ПЕСНЯ «Если друг не смеётся…»)

 

Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!

2.   Самоопределение к деятельности

- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну Морфологию, в один очень интересный город слов  к  суффиксам и окончаниям,  а в какой город – попробуйте угадать:

Определяю я предметы,                                                  Они со мной весьма приметны,

Я украшаю вашу речь,                                                 Меня вам надо знать, беречь!  

 (Город Прилагательное) (0 -1 балл)

  1. Актуализация ранее изученного. Фронтальный опрос.

- Зачем нам отправляться в путешествие?

                               (СТАВИМ ОБЩИЕ ЦЕЛИ)

а) - Собираясь в поход, надо прихватить все самое необходимое, у вас на партах есть вот такие рюкзачки - дневники путешественника, куда будем собирать знания.                          У каждого свой дневник.

                              Подпишите дневник…

- Во время путешествия мы встретимся с препятствиями- заданиями, которые предстоит одолеть  и будем свои усилия оценивать. Посмотрите…рядом с заданием  есть окошко, за каждый правильный ответ – балл. Готовы? Отправляемся!

б) Мобилизирующий    этап -  Река Существительных.

  - А вот и первое препятствие, и мы у реки Существительное, переправы нет, но есть какое-то послание.  

Письмо от императора Существительных

«У меня много различных суффиксов и окончаний. Все они живут в мире и согласии. Но как только речь заходит о шипящих, тут же два гласных суффикса и окончаний  О и Е начинают спор. А к ним ещё и Ё из корня присоединяется. Никак не хотят уступать друг другу свое место. И мне приходится прибегать к крайней мере, чтобы помирить их. Я в таких случаях зову своего помощника. Отгадайте его имя и помирите моих подданных».  

в) Задание 1.  - Вы повторяли этот материал дома                                                            

- Работать будете по  группам. Перед вами слова с пропущенными буквами. Вставьте пропущенные орфограммы.

- Каждая группа выбирает только определённую группу слов:

СЛАЙД    Для первой группы:  «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова»

 Для второй группы:  «Буквы О-Е  после шипящих в суффиксах   существительных»

Для третьей группы:   «Буквы О-Е  после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Для четвёртой группы:        «Лишние слова»

Запишите в Дневник путешественника

Реш…тка, улиц…й, врач…м, крыж..вник, собач…нка, больш…го,  ж…лудь, друж…к, колюч…го, ш…рох,  плеч…м, пищ…вой, бельч…нок, свинц…вый, девч..нка, еж…вый, полотенц..ем, реч..нька, пищ..й, ож..г

СЛАЙД (Проверь себя. Самопроверка)

1-ая группа: решЁтка, крыжОвник, жЁлудь, шОрох, ожОг

2- ая группа : собачОнка, дружОк, бельчОнок, девчОнка, речЕнька

3- ая группа: улицЕй, врачОм, плечОм, полотенцЕм, пищЕй

4- ая группа: (больш…го,  колюч…го, пищ…вой, свинц…вый, еж…вый)

- Кто назовёт помощника существительных?        (Ударение) 

- От чего зависит выбор буквы? (Под ударением будем писать о, без ударения – е)

- Какой части морфемы это касается?       (Суффикса и окончания)  

- А в корне?       (под ударением – ё, кроме слов исключений и заимствованных слов, где пишется о) 

- Кто справился полностью? Молодцы! Поощрительные баллы      Поставить баллы  3 макс.     

-А что же вы можете сказать о правописании слов 4-ой группы?

-Вот вам и проблемная ситуация, которую нам предстоит решить, чтобы наше путешествие прошло спокойно.

-Для начала ответим, к какой части речи относятся эти слова?

- В какой части слов находятся орфограммы?

- Теперь сформулируйте тему маршрута нашего путешествия…

«Правописание  букв О-Ё  после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»

- Давайте определим цель и задачи нашего дальнейшего путешествия, попробуйте сформулировать их сами.

  1. познакомиться с правилом правописания  гласных О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных;
  2. учиться правильно писать прилагательные на данное правило.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка по ФГОС в 5 классе «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных» »

Тема урока: «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных»

Базовый учебник: русский язык в 2-х частях под ред. А.Д.Шмелёва, Е.Я.Шмелёвой, Э.А.Флоренской, И,В.Пешкова , Москва, изд. «Вентана-Граф»,2012


Цель урока: обеспечить формирование у школьников целостной системы ведущих - знаний по теме «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных»;

Задачи урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: познакомиться с условиями написания букв О- Е после шипящих и Ц; сформировать умения обосновывать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах прилагательных;

РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Планируемые результаты:

Л: воспитывать любовь к русскому языку; формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной

деятельности.

М\П: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно). Строить небольшие монологические высказывания; осуществлять совместную деятельность в парах, группах и коллективно.

П: знать изучаемые орфограммы, уметь применять правила на правила на практике.

Тип урока: объяснение новых знаний

Метод обучения: интерактивный: творческие задания, работа в малых группах, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», использование вопросов.

Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая (парная), коллективная.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, система звукового сопровождения отображаемых видеоматериалов, распечатка рабочих материалов, презентация к уроку



Ход урока:

        1. Оргмомент. (Проверка готовности к уроку)

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручка и тетрадки?

Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!




ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ НА УРОК:

- Давайте посмотрим, друг на друга, возьмём соседа за руку, поприветствуем и скажем ему «Добрый день»,

а теперь улыбнёмся ему. Говорят, «улыбка – это поцелуй души».


(СМАЙЛИКИ+ ПЕСНЯ «Если друг не смеётся…»)


Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!


2. Самоопределение к деятельности

- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну Морфологию, в один очень интересный город слов к суффиксам и окончаниям, а в какой город – попробуйте угадать:

Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны,

Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!

(Город Прилагательное) (0 -1 балл)

  1. Актуализация ранее изученного. Фронтальный опрос.

- Зачем нам отправляться в путешествие?

(СТАВИМ ОБЩИЕ ЦЕЛИ)

а) - Собираясь в поход, надо прихватить все самое необходимое, у вас на партах есть вот такие рюкзачки - дневники путешественника, куда будем собирать знания. У каждого свой дневник.

Подпишите дневник…

- Во время путешествия мы встретимся с препятствиями- заданиями, которые предстоит одолеть и будем свои усилия оценивать. Посмотрите…рядом с заданием есть окошко, за каждый правильный ответ – балл. Готовы? Отправляемся!



б) Мобилизирующий этап - Река Существительных.

- А вот и первое препятствие, и мы у реки Существительное, переправы нет, но есть какое-то послание.

Письмо от императора Существительных

«У меня много различных суффиксов и окончаний. Все они живут в мире и согласии. Но как только речь заходит о шипящих, тут же два гласных суффикса и окончаний О и Е начинают спор. А к ним ещё и Ё из корня присоединяется. Никак не хотят уступать друг другу свое место. И мне приходится прибегать к крайней мере, чтобы помирить их. Я в таких случаях зову своего помощника. Отгадайте его имя и помирите моих подданных».

в) Задание 1. - Вы повторяли этот материал дома

- Работать будете по группам. Перед вами слова с пропущенными буквами. Вставьте пропущенные орфограммы.

- Каждая группа выбирает только определённую группу слов:

СЛАЙД Для первой группы: «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова»

Для второй группы: «Буквы О-Е после шипящих в суффиксах существительных»

Для третьей группы: «Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Для четвёртой группы: «Лишние слова»

Запишите в Дневник путешественника

Реш…тка, улиц…й, врач…м, крыж..вник, собач…нка, больш…го, ж…лудь, друж…к, колюч…го, ш…рох, плеч…м, пищ…вой, бельч…нок, свинц…вый, девч..нка, еж…вый, полотенц..ем, реч..нька, пищ..й, ож..г

СЛАЙД (Проверь себя. Самопроверка)

1-ая группа: решЁтка, крыжОвник, жЁлудь, шОрох, ожОг

2- ая группа : собачОнка, дружОк, бельчОнок, девчОнка, речЕнька

3- ая группа: улицЕй, врачОм, плечОм, полотенцЕм, пищЕй

4- ая группа: (больш…го, колюч…го, пищ…вой, свинц…вый, еж…вый)

- Кто назовёт помощника существительных? (Ударение)

- От чего зависит выбор буквы? (Под ударением будем писать о, без ударения – е)

- Какой части морфемы это касается? (Суффикса и окончания)

- А в корне? (под ударением – ё, кроме слов исключений и заимствованных слов, где пишется о)

- Кто справился полностью? Молодцы! Поощрительные баллы Поставить баллы 3 макс.

-А что же вы можете сказать о правописании слов 4-ой группы?

-Вот вам и проблемная ситуация, которую нам предстоит решить, чтобы наше путешествие прошло спокойно.

-Для начала ответим, к какой части речи относятся эти слова?

- В какой части слов находятся орфограммы?

- Теперь сформулируйте тему маршрута нашего путешествия…

«Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

- Давайте определим цель и задачи нашего дальнейшего путешествия, попробуйте сформулировать их сами.

  • познакомиться с правилом правописания гласных О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных;

  • учиться правильно писать прилагательные на данное правило.

Ставим баллы (Максимально- 2 б.)

- Нам предстоит побывать в стране Орфографической, в городе Прилагательном, на улице Шипящей, в доме у Суффиксов и Окончаний. Дорога предстоит нам дальняя, много нужно преодолеть препятствий.

- Мы продолжим пополнять рюкзаки на протяжении всего путешествия.

4.Формирование новых знаний и способов действия

1) Мотивация. Введение в новую тему. Дом Суффиксов и Окончаний.

- Ребята, мы почти у цели. Вот улица шипящих, вот дом, в котором живут суффиксы и окончания прилагательных. Но почему же так тихо в доме? Где все его жители.

СЛАЙД

Звуковое письмо Рассказ Суффикса прилагательного: «Мы жили мирно и счастливо. Наш хозяин жил в доме Морфология, ездил на работу в соседний город Синтаксис. Трудился он там на двух работах. Но потом он подружился с этим ужасным Существительным. Сначала он стал во всем ему подражать. И число, и род, и даже падеж, все как у существительного. Иногда они вместе работают в предложении. Но теперь он заявил, что отныне мы и писаться должны по тем же правилам, что и суффиксы и окончания существительных. Мы, суффиксы и окончания прилагательных, стоящие после шипящих, не знаем этих правил. Вот и сидим тихонько в своем домике, никуда не выходим. Помогите нам, скажите же, наконец, как с этими шипящими справились суффиксы и окончания существительных. Мы тоже хотим работать в своей части речи, приносить ему пользу».

- Ребята, поможем суффиксам и окончаниям прилагательных, стоящим после шипящих. Мы ведь уже встречались с такими же морфемами у существительных.

- Кто помог существительному навести порядок среди суффиксов и окончаний? (Ударение)

2) Наблюдения СЛАЙД

- Давайте вернёмся к заданию, которое выполняли. Кто был внимательный и наблюдательный? Какие слова остались не выписанными? Почему? (больш…го, колюч…го, пищ…вой, свинц…вый, еж…вый)

Работаем по выявлению признаков по теме урока

- Назовите их главный общий признак. (Имя прилагательное)

- Выделите в данных словах все части слова (1 учащийся у доски)

- После каких согласных находится суффикс или окончание в этих прилагательных? (После шипящих)

- Поставьте ударение в данных словах.

- Посмотрите на слова, какой вывод о написании можно сделать?

- Какие орфограммы находятся после шипящих в суффиксах и окончаниях? (Буквы О-Е)

- Обратите внимание на суффиксы, назовите их. (ОВ-ЕВ - это важно!)

- От какой части речи образованы данные прилагательные с суффиксами -ов-, -ев-? (От существительных)

- Как же разрешить спор букв О и Е, как помочь суффиксам и окончаниям? Сформулируйте правило. Когда пишется буква О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных?

Ученики формулируют правило

СЛАЙД (В суффиксах прилагательных ОВ- ЕВ после шипящих и Ц под ударением пишем букву О, без ударения – букву Е.

В окончаниях прилагательных после шипящих под ударением пишем букву о, без ударения – букву е)

- Откройте учебник стр. 228 Это правило есть у вас там есть, вы к нему обратитесь при выполнении Д/З

Ставим баллы (Максимально- 2 б.)

ФИЗМИНУТКА

- Пора сделать привал и отдохнуть.



-Итак, по каким главным опознавательным признакам можно найти орфограмму-гласную? (Положение после шипящей и Ц)

5. Применение знаний, формирование умений.

1)Первичное закрепление новых знаний

- Давайте, ребята, ещё немного погостим в городе Прилагательное и проведем разминку:

- Проверим, как вы умеете различать суффиксы и окончания. Я называю слова,

если буква о или е в суффикседелают домик.

Если буква в окончаниилокти на парты, квадратик

Грушевый, холщовая, кумачовый, оранжевый, образцовый, кварцевые, дешёвый – попались! Будьте внимательны!

- А сейчас определяем буквы – о или е:

(ИГРА) если О – один хлопок, если Е – два хлопка

БольшОго, бежЕвый, ландышЕвый, песцОвый, глянцЕвая, алычОвый,

МОЛОДЦЫ!

- Продолжаем гостить у суффиксов и окончаний прилагательных

ЗАДАНИЕ № Самостоятельная работа с самопроверкой ФОТОДИКТАНТ



ЗАДАНИЕ № Включение новых знаний в систему знаний

Творческая работа

- Работать будем по группам

С помощью этих словосочетаний составьте мини-текст на одну из предложенных тем:

  • 1 группа Обстановка.

Оранж…вая люстра, кумач…вая скатерть, ситц…вая занавеска, кварц…вые часы, образц…вый порядок

  • 2 группа Природа. Весна.

Ключ…вая вода , глянц…вая зыбь, камыш…вые джунгли, грач…вая роща, ландыш..вый запах.

  • 3 группа Природа. Лето.
    Устойч…вая погода, груш…вые деревья, саженц..вые посадки, оранж…вые лилии, пунц…вые розы

  • 4 группа Дом. Обед.

Груш..вый лимонад, у хорош..й подруги, пищ..вая бумага , алыч..вый компот, плюш..вый медвеж..нок



Проверка

Группы – читают тексты, а слова на табличках

Оценки выставить в Дневник путешественника

- На какие правила опирались, выполняя задание?



- Наше путешествие подходит к концу… Дома вы еще повторите материал. Д/з по выбору

7.Дифференцированное домашнее задание (распечатки каждому):

1. Для всех: параграф 10

2. По группам:

  1. Группа (на выбор)

  1. Создать кроссворд по изученным темам или

составить грамматическую сказку “Разговор суффиксов –ов-, -ев- с окончаниями

  1. группа – Упр 70 (распределить слова в 4 группы)

  2. группа – 68 (списать упражнение, вставить пропущенные буквы)

Еж…вый, лиц…вой, кулач…к, пищ…вой, свеж…го, ключ…вой, перед товарищ…м, пунц…вый, хорош…го, под плащ…м, чуж…й, пальц…в, со свеч…й, борц…в, за врач…м, под крыш…й, с мяч…м, над крыльц…м, ножич…к, пятач…к, ж…лудь, еж…к, медвеж…нок, руч…нка, кореш..к, друж…к.



8.Итог урока

- Подсчитайте все баллы…….. А теперь по данным критериям …..(табличка) выставьте оценки в сердечки.

- У кого оценки совпали?

- У кого выше, чем планировали?

- Не огорчайтесь те, у кого результаты оказались ниже, у Вас всё впереди.



- Путешествие наше завершилось, выполнили ли мы поставленные в начале урока задачи?



- Что мы узнали?

- Подведём итоги, поиграем в Лототрон



ИГРА ЛОТОТРОН (теория)















V. Сообщение темы. Постановка задач урока.

СЛАЙД 7.

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных



СЛАЙДЫ 8,9. Цель:

Задачи:



VI. Работа над изучение материала. СЛАЙД 10.

Наблюдение.



морж.вый клык ландыш.вый запах

свинц.вая туча ситц.вая косынка



(в первом столбике слова, в которых ударение падает на гласную в суффиксе, а во втором ударение не падает на гласную в суффиксе).

- От каких слов образованы данные слова? (от существительных)

- Попробуйте вставить буквы. Сделайте вывод.



СЛАЙД 11.



В суффиксах прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения - буква е.



Ежовый (еж), вещевой (вещь)



Работа с учебником. Заучивание правила.





VI. Закрепление.



1.Объяснительный диктант цепочкой у доски.

Вещевой мешок, холщовый мешок, свинцовые тучи, ситцевый фартук, лицевая сторона, ключевое слово, изразцовая печь.



Работа с Толковым словарем Ожегова ИЗРАЗЦОВАЯ ПЕЧЬ



2. Упражнение 313.



3. Подбор к данным прилагательным имен существительных. УСТНО



Глянц.вый (лист), образц.вый (поступок), парч.вый (костюм), камыш.вые (заросли), груш.вый (напиток), грош.вая (цена), кумач.вый (флаг).



- Составьте предложения с любыми словосочетаниями.



Словарная работа СЛАЙДЫ 12,13.

ГРОШ КУМАЧ

- Что же поведал нам Толковый словарь?



VII. Вывод. Схема-подсказка. СЛАЙД 14.





После шипящих и ц О (без ударения е)









VII. Выборочный диктант. У доски с объяснением.



Записать слова в два столбика, в первый - гласные о,е после шипящих и ц в суффиксе. Во второй – гласные о,е после шипящих и ц в окончании.



Задачей, пейзажем, ситцевый, образцовый, шалашом, чащей, грачом, рубашонка, одежонка, девчонка, дворцовый, речонка, рученька, ежовые.



- Что обозначает фразеологизм «Ежовые рукавицы»

- Что такое фразеологизмы?

- Составьте с этим словосочетание предложение?



VIII. Самостоятельная работа с перфокартами.



В парч.вом наряде, по Дворц.вой площади, по кольц.вой дороге, в холщ.вой рубахе, залиться румянц.м, надежный друж.к, забавная собач.нка, тонкий стебелеч.к, свинц.вая пуля.



ВЗАИМОПРОВЕРКА. СЛАЙД 15.



XI. Итог урока. СЛАЙД 17.



- Чему научились?

- Что показалось наиболее интересным?

















Дифференцированное домашнее задание (распечатки каждому):

1. Для всех: Составить связный рассказ о правописании гласных после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных (параграф 33)

2. По группам:

1группа

а)Написать мини-сочинение «Маленькое путешествие», используя имена прилагательные с о или е после шипящих в суффиксах и окончаниях

или

б)Создать кроссворд по изученной теме.

или

в)Составить грамматическую сказку “Разговор суффиксов –ов-, -ев- с окончаниями

2группа – Упр 295 (распределить слова в 4 группы)

3группа – 294 (списать упражнение, вставить пропущенные буквы)
















  1. Творческое задание (разноуровневое)

Задание 1. Выбрать из данного ряда прилагательные, отражающие состояние природы, составить небольшой текст или написать стих (желательно использование кратких прилагательных).

Прилагательные: волшебный, зеленый, удивительный, расписной, нарядный, огромные, величественные, стройные, белоствольные, добрый, приветливый и т.д.

Задание 2. Используя ряд этих же прилагательных, дополните текст, подходящими по смыслу словами. Озаглавьте его.

Например: Весенний лес полон ________ тайн и загадок. Каждое его дерево шумит___________ листвой. Тихо шепчутся между собой___________ так дубы и __________ березки.

Будь не только__________ гостем в лесу, но и _________ другом.







Рефлексия

+++ - я участвовал в проведении урока, материал урока понял;
++ - я
не участвовал в проведении урока, но материал понял;
+ - я участвовал в проведении урока, но материал не понял;
− - я не участвовал в проведении урока, материал урока не понял.

Рефлексия (цветочками) по содержанию урока

-Кому понравилось на уроке, кто уходит довольный, прикрепите синие и зелёные цветочки

-Кому не понравилось, он огорчён- прикрепите красный цветочек



















- Дело в том, что живут в этом городе буквы О и Е и никак не могут разрешить спор, кому занять место в суффиксах и окончаниях после их друзей шипящих и Ц.





Сказка про шипящие буквы

Дружно живут согласные буквы с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.

Но плохо гласной букве, когда перед ней оказывается шипящий.

Особенно трудно буквам «о», «е»! То всем шипящим подавай букву «е». То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только с «о». Будь осторожен, когда пишешь слова с шипящими.

Вот слышишь, они предупреждают: - Осторож-ж-жно! Мы ш-ш-шипящ-щ-щие!

Эпиграф к уроку. СЛАЙД 1.

«Правильно писать потребно всем уметь…»

М.В.Ломоносов

СЛАЙД 2. Портрет Ломоносова

- Как понимаете слова М.В.Ломоносова.

- Что знаете об этом человеке?

Михаил Васильевич Ломоносов – выдающийся ученый, занимающийся исследованиями в разных областях науки.

Значительное место в творчестве Ломоносова занимают гуманитарные науки: литература, история, языкознание.

( - Если вы подробно хотите познакомить с личностью М.В. Ломоносова и почитать его произведения, то можете сходить в библиотеку)

-Что такое ЯЗЫКОЗНАНИЕ?

1 вопрос

- Как вы думаете, какие знания нам могут понадобиться? Запишите в дневник необходимые понятия… ключевые слова, которые нам смогут помочь решить проблему?

2 группа - Упражнение 291, образовать от существительных прилагательные 1 человек у доски

3 группа – Игра с мячом. Учителю кидают по очереди мяч, объясняют, как правильно писать (слова использовать из задания 1,2 групп)

СЛОВА

Оранж…вая (люстра), кумач…вая (скатерть), ситц…вая (занавеска), кварц…вые (часы), образц…вый (порядок),ключ…вая (вода), глянц…вая (зыбь), камыш…вые (джунгли), грач…вая (роша), сторож…вой (пес), кварц…вый (песок), груш…вые (деревья), алыч…вый (сад), саженц..вые (посадки), оранж…вые (лилии), пунц…вые (розы). Ежовый, ключевая, моржовый, кумачовый, свинцовый, холщовый, плюшевый, ситцевый, дворцовый, парчовый, чужой, большой,

6. Проверка усвоения (тест)

- А теперь проверим, как вы усвоили материал, проведём тест.

(у каждого) Самопроверка с доски.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Спирочкина Ольга Владимировна

Дата: 23.07.2014

Номер свидетельства: 110472

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Разработка урока русского языка  по ФГОС в 5 классе  «Правописание  букв О-Ё  после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных» "
    ["seo_title"] => string(137) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-po-fgos-v-5-klassie-pravopisaniie-bukv-o-io-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-okonchaniiakh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "110471"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406083185"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства