kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обозначение на письме мягкости согласных буквой Ь

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~     Тема: Обозначение на письме мягкости согласных буквой Ь

     Цели:
 1. Учить обозначать на письме мягкость согласных буквой Ь знак.
 2. Формировать интерес к урокам письма.
 3. Развивать мышление, внимание, фонематический слух.

       Оборудование:
Учебник «Логопедический букварь», карточки со словами, карточки с тестами, сигнальные карточки.


Сценарий урока

1.Орг.момент
Мне с вами всегда интересно, друзья.
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня с вами будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.


2. Пальчиковая гимнастика
а) Руки на столе лежат,
    И пока что крепко спят.
    Правая рука проснулась
    И тихонько потянулась.
(Ладонь прижата к столу, а пальцы приподнимаются)

    Это правая рука
    Улеглась она опять,
    Видно, будет отдыхать.
    Вот и левая проснулась
    Тоже сладко потянулась.
(Ладонь прижата к столу, а пальцы приподнимаются)

    Теперь две руки проснулись –
    Сильно – сильно потянулись.
(Пальцы на обеих руках приподнимаются)

    Светят солнышка лучи –
    Они очень горячи.
    А как тучка набежала –
    Видно солнышка не стало.
(Пальцы сжать в кулачки)

    С утра пальчики старались –
    В своем доме убирались.
(Подметание метелкой, закручивание винтика, оттирание пятнышка, подбирание крошек, кормление цыплят)

б) Массаж подушечек пальцев
    Чтоб здоров был пальчик наш
    Сделаем ему массаж,
    Хорошенько разомнем
    И к другому перейдем.


3. Минутка чистописания

На доске: Ее, Ии, Яя
-Что объединяет эти буквы? (Обозначают мягкость согласных)

4. Звуко-буквенный анализ слов
                      Сирена, ребята.
-Подчеркнуть гласные буквы, разделить слова на слоги, обозначить мягкие согласные, указать количество букв и звуков.

5. Актуализация знаний
Загадки.
Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)
-Запишите отгадку, сделайте звуко-буквенный анализ слова.

      
       М   е    л

Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.
Кто виновник – отгадай,
Выше руки поднимай!
-Чтобы последний звук в слове стал мягким, какую букву добавили?
-Запишите слово, сделайте звуко-буквенный анализ слова.

 
          М   е     л   ь

Вывод.
Мягкий знак - хитрый знак,
Без него нельзя никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

6. Сообщение темы и целей урока
Будем учиться обозначать мягкость согласных буквой Ь знак.

7. Работа по теме урока
 Игра «Волшебники»
-Превратите одни слова в другие, т.е. в слова с другим значением с помощью Ь знака.
 Хор - в хищного зверька,
 кон - в домашнее животное,
 мол - в насекомое.
 Под диктовку: Хор – хорь, кон – конь, мол – моль.
(При письме каждой пары слов уточняется количество букв и звуков)

- Какую работу выполняет Ь знак в данных словах?

  Игра.
-Собери в правую корзинку слова, в которых будешь писать Ь знак, а в левую без Ь знака.

На доске слова:                тен?           сон?               пыл?          фасол?

                       бол?           шум?              лен?                 нос?        сирен?
-Ты скажи, в каких словах не напишешь Ь знак?
-Слова с Ь знаком запишите в тетрадь.

-Запиши слова отгадки.
1) Стройный, быстрый,
   Рога ветвисты,
   Пасется весь день.
   Кто же это? ...                               (Олень)
2) Кто приходит,
   Кто уходит -
   Все её за ручку водят.                  (Дверь)
3) Спит или купается,
   Все не разувается:
   День и ночь на ножках
   Красные сапожки.                         (Гусь)
4) Красный нос в землю врос,
   А зеленый хвост снаружи.
   Нам зеленый хвост не нужен,
   Нужен только красный хвост.     (Морковь)   

8. Физминутка
Упражнения на
• расслабление кистей рук
• расслабление мышц туловища
• профилактику зрения


9. Самостоятельная работа
Работа по карточкам.
Задание.
Сделай звуко-буквенный анализ слов: I вариант – медведь,
                                                                  II вариант – голубь.
10. Словарная работа

Ре - бя - та
-Составьте предложение со словом ребята.

Паль - то  - 6 б., 5 зв.
-Назовите место Ь знака в слове. Какую работу он выполняет в слове?
-Составьте предложение со словом пальто.

11. Работа по учебнику (с предложениями)
-Спишите предложение, составьте его схему.
Ребята насыпали соль на камень и на пень.
-В каких словах букв больше, чем звуков?

Под диктовку.
У Тани новое  пальто.
-Запишите предложение, составьте его схему.


12. Работа по теме урока (продолжение)
Письмо под диктовку.
Пеньки, банька, угольки.
-Назовите мягкие согласные в словах, какими буквами обозначили мягкость согласных?
-Что произойдет, если не напишите Ь знак в этих словах?

Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак.
Станут пенками пеньки,
Уголками – угольки,
Банька в банку превратится.
Вот что может получиться,
Если будешь забывать
Мягкий знак в словах писать.


13. Итог урока
-Чему учились на уроке?
-Какую работу выполняет Ь знак на письме?


14. Тест
Проводится в форме игры «Крестики – нолики»

Х – да, О– нет

-Буква Ь знак звука не обозначает.
-Буквой Ь знак обозначают мягкость согласных.
-Чтобы записать слово ноль достаточно трех букв.
-В слове гусь букв больше, чем звуков.
-В русском языке есть другие буквы для обозначения мягкости согласных.

х х о х х
Проверка выполнения теста (сравнение с результатами на доске)

Спасибо за урок!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обозначение на письме мягкости согласных буквой Ь »

Тема: Обозначение на письме мягкости согласных буквой Ь


Цели:

1. Учить обозначать на письме мягкость согласных буквой Ь знак.

2. Формировать интерес к урокам письма.

3. Развивать мышление, внимание, фонематический слух.


Оборудование:

Учебник «Логопедический букварь», карточки со словами, карточки с тестами, сигнальные карточки.



Сценарий урока


1.Орг.момент

Мне с вами всегда интересно, друзья.

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня с вами будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.



2. Пальчиковая гимнастика

а) Руки на столе лежат,

И пока что крепко спят.

Правая рука проснулась

И тихонько потянулась.

(Ладонь прижата к столу, а пальцы приподнимаются)


Это правая рука

Улеглась она опять,

Видно, будет отдыхать.

Вот и левая проснулась

Тоже сладко потянулась.

(Ладонь прижата к столу, а пальцы приподнимаются)


Теперь две руки проснулись –

Сильно – сильно потянулись.

(Пальцы на обеих руках приподнимаются)


Светят солнышка лучи –

Они очень горячи.

А как тучка набежала –

Видно солнышка не стало.

(Пальцы сжать в кулачки)


С утра пальчики старались –

В своем доме убирались.

(Подметание метелкой, закручивание винтика, оттирание пятнышка, подбирание крошек, кормление цыплят)


б) Массаж подушечек пальцев

Чтоб здоров был пальчик наш

Сделаем ему массаж,

Хорошенько разомнем

И к другому перейдем.



3. Минутка чистописания


На доске: Ее, Ии, Яя

-Что объединяет эти буквы? (Обозначают мягкость согласных)


4. Звуко-буквенный анализ слов

Сирена, ребята.

-Подчеркнуть гласные буквы, разделить слова на слоги, обозначить мягкие согласные, указать количество букв и звуков.


5. Актуализация знаний

Загадки.

Белый камушек растаял,

На доске следы оставил. (Мел)

-Запишите отгадку, сделайте звуко-буквенный анализ слова.


М е л


Я волшебник. Захочу –

Появлюсь и превращу

Мел, которым пишут в школе,

В мель, опасную на море.

Кто виновник – отгадай,

Выше руки поднимай!

-Чтобы последний звук в слове стал мягким, какую букву добавили?

-Запишите слово, сделайте звуко-буквенный анализ слова.


М е л ь


Вывод.

Мягкий знак - хитрый знак,

Без него нельзя никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.


6. Сообщение темы и целей урока

Будем учиться обозначать мягкость согласных буквой Ь знак.


7. Работа по теме урока

Игра «Волшебники»

-Превратите одни слова в другие, т.е. в слова с другим значением с помощью Ь знака.

Хор - в хищного зверька,

кон - в домашнее животное,

мол - в насекомое.

Под диктовку: Хор – хорь, кон – конь, мол – моль.

(При письме каждой пары слов уточняется количество букв и звуков)


- Какую работу выполняет Ь знак в данных словах?


Игра.

-Собери в правую корзинку слова, в которых будешь писать Ь знак, а в левую без Ь знака.


На доске слова: тен○ сон○ пыл○ фасол○


бол○ шум○ лен○ нос○ сирен○

-Ты скажи, в каких словах не напишешь Ь знак?

-Слова с Ь знаком запишите в тетрадь.


-Запиши слова отгадки.

1) Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Пасется весь день.

Кто же это? ... (Олень)

2) Кто приходит,

Кто уходит -

Все её за ручку водят. (Дверь)

3) Спит или купается,

Все не разувается:

День и ночь на ножках

Красные сапожки. (Гусь)

4) Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный хвост. (Морковь)


8. Физминутка

Упражнения на

  • расслабление кистей рук

  • расслабление мышц туловища

  • профилактику зрения



9. Самостоятельная работа

Работа по карточкам.

Задание.

Сделай звуко-буквенный анализ слов: I вариант – медведь,

II вариант – голубь.

10. Словарная работа


Ре - бя - та

-Составьте предложение со словом ребята.


Паль - то - 6 б., 5 зв.

-Назовите место Ь знака в слове. Какую работу он выполняет в слове?

-Составьте предложение со словом пальто.


11. Работа по учебнику (с предложениями)

-Спишите предложение, составьте его схему.

Ребята насыпали соль на камень и на пень.

-В каких словах букв больше, чем звуков?


Под диктовку.

У Тани новое пальто.

-Запишите предложение, составьте его схему.



12. Работа по теме урока (продолжение)

Письмо под диктовку.

Пеньки, банька, угольки.

-Назовите мягкие согласные в словах, какими буквами обозначили мягкость согласных?

-Что произойдет, если не напишите Ь знак в этих словах?


Мягкий знак, мягкий знак –

Без него нельзя никак.

Станут пенками пеньки,

Уголками – угольки,

Банька в банку превратится.

Вот что может получиться,

Если будешь забывать

Мягкий знак в словах писать.



13. Итог урока

-Чему учились на уроке?

-Какую работу выполняет Ь знак на письме?



14. Тест

Проводится в форме игры «Крестики – нолики»


Х – да, О– нет


-Буква Ь знак звука не обозначает.

-Буквой Ь знак обозначают мягкость согласных.

-Чтобы записать слово ноль достаточно трех букв.

-В слове гусь букв больше, чем звуков.

-В русском языке есть другие буквы для обозначения мягкости согласных.


х

х

о

х

х



Проверка выполнения теста (сравнение с результатами на доске)


Спасибо за урок!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обозначение на письме мягкости согласных буквой Ь

Автор: Марова Ольга Борисовна

Дата: 11.10.2014

Номер свидетельства: 118062

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока русского языка на тему "Обозначение мягкости согласных буквами Е, Ё, Ю, Я" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-bukvami-ie-io-iu-ia"
    ["file_id"] => string(6) "125123"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414916239"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Открытый урок по письму и развитию речи на тему: «Обозначение мягкости согласных буквами и, ё, е, ю, я ». Учитель начальных классов Шлыкова А. С 2013год"
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_pis_mu_i_razvitiiu_riechi_na_tiemu_oboznachieniie_miaghkosti_so"
    ["file_id"] => string(6) "455495"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1518008996"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на письме. "
    ["seo_title"] => string(54) "bukva-oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-na-pis-mie"
    ["file_id"] => string(6) "190084"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427104095"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) ""Обозначение мягкости согласных звуков" 1 класс УМК "Гармония" "
    ["seo_title"] => string(66) "oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-zvukov-1-klass-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "239629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444831921"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Тема: " Буква ь-показатель мягкости согласных звуков" "
    ["seo_title"] => string(52) "tiema-bukva-pokazatiel-miaghkosti-soghlasnykh-zvukov"
    ["file_id"] => string(6) "190626"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427200431"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства