Цель - Обобщить и систематизировать все полученные знания о глаголе как части речи, о грамматических признаках глагола, правописании безударных личных окончаний глагола.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: Обобщить и систематизировать все полученные знания о глаголе как части речи, о грамматических признаках глагола, правописании безударных личных окончаний глагола.
Задачи:
1.Обобщить знания детей о части речи глаголе.
2.Развивать мышление, речь учащихся, сравнивать и делать выводы.
3.Воспитание культуры, умение выслушивать и уважать мнение других.
Оборудование: презентация, карточки с частями речи.
Организационный момент.
-Здравствуйте ребята. Меня зовут Яна Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.
Актуализация знаний.
-Ребята, что такое часть речи?(Это группа слов с общим грамматическим значением и признаками)
-А им.существительное будет являться частью речи? (да)
- Что еще можете сказать об этих словах (они разной части речи).
- Ваша задача – выписать только глаголы.
- Что можете рассказать об этих глаголах. ( Они отвечают на вопросы что делать? стоят в неопределенной форме, поэтому у них нельзя определить время, число, лицо.)
IV. Упражнения на закрепление.
-Ребята, зная что такое глагол, зная на какие вопросы он отвечает, зная спряжение и др. признаки глагола как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (обобщать знания о глаголе и уметь применять их на практике.)
1) –Ребята, посмотрите на доску, прочтите текст. В каком времени употреблены глаголы? (В прошедшем)
-Спишите этот текст изменяя глаголы в настоящее время. (Солнце касается вершин Алтая. Оно погружается в далёкий синий мир. Всё отчётливее рисуются горы. В долине тихо угасает красноватый сумрак. От гор надвигается задумчивая мягкая тень.)
-А теперь давайте переделаем его в будущее время.
(Солнце коснется вершин Алтая. Оно погрузится в далёкий синий мир. Всё отчётливее будут рисоваться горы. В долине тихо угаснет красноватый сумрак. От гор будет надвигаться задумчивая мягкая тень.)
2)-Вспомните, на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?
(что делать? Что сделать?)
-Ребята посмотрите и образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы и определите спряжение: обед, черный, беседа, свобода, победа.
С любым словом придумать предложение, подчеркнуть основу.
Один ученик выходит к доске и записывает предложение.
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? (сказуемым)
Физкультминутка.
-Ребята, сейчас отдохнем. Я буду называть глаголы, а вы выполнять действия наоборот:
не вставайте, не приседайте, не шагайте,
не хлопайте, не наклоняйтесь, не садитесь.
-Чем отличались данные глаголы от ваших действий ( они употреблялись с частицей не.)
-Какое правило вы знаете про частицу не? (Не с глаголами пишется раздельно.)
3) -Спишите поговорки раскрывая скобки.
Потчевать велено, а (не)волить грех. Кто кого обидит, тот того и (не)навидит. Плохо можется, коли (не)здоровиться.
-Как мы будет писать глаголы с не, слитно или раздельно? (слитно)
-Почему? (Потому что не употребляется без не)
4)Сейчас ваша задача будет определить какое безударное окончание пишется в глаголах.
Луч светит (2спр), вы похвалите (2спр), она зашивает (1), мы разрубим (2), он любит (2), ты зависишь (2), огонь пылает (1), мы отдыхаем (1), ты постелешь (1).
5) -Выпишите из данных слов глаголы, вставляя , где нужно, мягкий знак.
Тиш…, брош…, говориш…, с плеч…, испеч…, пахуч…, отреж…,несёш…ся, пасёш…, роскош…, вернёш…ся, много тысяч…, выполниш…
-Почему мы пишем там мягкий знак? ( Глаголы с шипящим на конце всегда пишутся с мягким знаком.)