kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка на тему: Глагол

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучить существенные признаки понятия «глагол».

Задачи:

Знать: существенные признаки понятия «глагол» (действие предмета, вопросы что делать? Что сделать?);

Понимать: отличия глагола от других частей речи (существительное, прилагательное);

Уметь:

- находить глаголы в тексте;

- задавать вопрос к глаголу;

Анализ:

- текста с целью выявления глаголов;

- деформированного текста;

- глаголов с целью нахождения отличий во времени и виде;

Синтез:

-  составлять словосочетания с глаголом;

- заполнить таблицу З.Х.У.;

- подбирать подходящие по смыслу глаголы;

Оценка: значения глагола для применения в устной и письменной речи.

1. Орг. момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Деление на группы.

На прошлом уроке была проведена диагностика в виде теста (вопросы типа: найди глаголы; раздели на группы; подчеркни главные члены предложения).

2. Повторение.

Синтаксический разбор предложений.

1 группа: Над поляной вспорхнула пестрая бабочка.

2 группа: По кочкам побежали муравьи.

3 группа: Ярко светит солнце.

Подпишите части речи.

3. Упражнения для наблюдения (Шаг 1).

Сегодня мы с вами будем изучать понятие «Глагол».

Давайте заполним таблицу З.Х.У (Знаю, хочу узнать, узнал).

Знаю - Глагол обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Глагол – это часть речи.

Хочу узнать - У глагола есть несколько времен. Роль глаголов в предложении. Роль глаголов в речи.

Узнал 

Пока что мы заполним только первые две графы. Распределите предложения по графам:

Глагол – это часть речи

Роль глаголов в предложении

Роль глаголов в речи

Глагол обозначает признак предмета

Отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

Глагол обозначает действие предмета

У глагола есть несколько времен

Шаг 2. Самостоятельно разделите слова на группы, заполнив таблицу.

1: Слова: приходить, красивый, грязный, звонко, носок, печально, лететь, дерево, весело (красивое дерево)

2: Слова: ярко, книга, рассказывать, рисунок, тихо, думать (тихо рассказывать)

3: Слова: белый, белеть, день, белка, светлый, рисовать (светлый день)

Почему разделили именно так?

Составьте словосочетание с двумя из предложенных слов, изменяя их форму, если необходимо.

4. Формулировка определения языкового понятия (Шаг 3).

Каждая группа задает вопросы к глаголам из таблицы.

Разные ли получились вопросы? (одинаковые – что делать?)

Командам раздаются листочки со словами.

Сравните.

1: писать – написать - переписать, делать – сделать – доделать (морфемный разбор)

2: кричать – закричать, бежать – пробежать (выделить корень, приставку)

3: думать – подумать, рисовать – нарисовать. (выделить корень)

Какой частью речи являются эти слова? Почему? (Глагол, потому что действие предмета) Чем отличаются слова? Чем похожи?

Вывод: слова, отвечающие на вопрос что делать? – несовершенного вида; слова, отвечающие на вопрос что сделать? – совершенного вида.

Шаг 4

Даны предложения.

1: Девочка позвала подружку и пошла в цирк.

2: Петя пустил по реке кораблик.

3: На улице идет дождь.

Поставь вопрос от подлежащего к сказуемому. Стрелкой обозначь связь глагола с именем существительным.

Пример: Дует ветер.

Дети формулируют правило с учетом новой информации.

Чтение правила из учебника. Подчеркивание существенных признаков.

5. Закрепление нового языкового понятия.

Задайте вопрос к словам и запишите на карточке (раздаются карточки).

1: создавать, нашел, открывает, взлетит, вырастить

2: прочитал, танцует, увидит, гулял, уйдет

3: звонит, клевал, плавает, играет, боролся.

Иллюстрация лошади.

Составьте предложение.

Например: Лошадь бежит по полю.

Как изменится предложение, если лошадь закончила бег? (Лошадь бежала по полю, Лошадь перебежала поле)

А если она еще не начала бег? (Лошадь побежит по полю)

Что поменялось в предложении? Время. Задайте вопросы к глаголу.

А если у нас глагол «бежать», какой будет вопрос? Что делать? Это начальная форма - инфинитив.

Вывод: в прошедшем времени глагол отвечает на вопросы что делал/сделал?

В настоящем: что делает?

В будущем: что сделает/будет делать?

В инфинитиве: что делать?

Работа в группах.

Измени время глагола в предложении.

1: Завтра из аэропорта улетит самолет.

2: Ярким солнечным утром дети пошли в лес.

3: Девочка делает домашнее задание.

У вас на партах лежат предложения. В них чего-то не хватает. Вам нужно вставить подходящие слова и поставить предложения в правильном порядке.

На небе …  яркое и теплое солнце. В парках … и … дети. … весна. Школьники хотят … и …. На деревьях … почки и весело … птицы.

(Пришла весна. На небе светит солнце. В парках гуляют и играют дети. На деревьях распускаются почки и весело поют птицы. Школьники хотят отдохнуть и сходить погулять.)

6. Обобщение.

Давайте вернемся к таблице З.Х.У и заполним последнюю графу.

Что мы узнали о времени глагола? Есть три времени – прошедшее, настоящее, будущее.

Что мы узнали о видах глаголов? Есть совершенный и несовершенный вид.

Чем полезны глаголы в речи? Они обогащают ее, делают ее точной, выразительной, украшают.

Знаю - Глагол обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Глагол – это часть речи

Хочу узнать - У глагола есть несколько времен. Роль глаголов в предложении. Роль глаголов в речи.

Узнал - Бывают совершенного и несовершенного вида. Бывают в прошедшем, настоящем и будущем времени. Глаголы обогащают речь, делают ее точной, выразительной, украшают.

7. Домашнее задание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему: Глагол »

Конспект урока русского языка для 3 класса, разработанного в дидактической системе личностно-ориентированного обучения с использованием модели формирования понятий Дж. Брунера.

Тема: «Глагол»


Цель: изучить существенные признаки понятия «глагол».


Задачи:

Знать: существенные признаки понятия «глагол» (действие предмета, вопросы что делать? Что сделать?);

Понимать: отличия глагола от других частей речи (существительное, прилагательное);

Уметь:

- находить глаголы в тексте;

- задавать вопрос к глаголу;

Анализ:

- текста с целью выявления глаголов;

- деформированного текста;

- глаголов с целью нахождения отличий во времени и виде;

Синтез:

- составлять словосочетания с глаголом;

- заполнить таблицу З.Х.У.;

- подбирать подходящие по смыслу глаголы;

Оценка: значения глагола для применения в устной и письменной речи.

  1. Орг. момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Деление на группы.

На прошлом уроке была проведена диагностика в виде теста (вопросы типа: найди глаголы; раздели на группы; подчеркни главные члены предложения).

  1. Повторение.

Синтаксический разбор предложений.

1 группа: Над поляной вспорхнула пестрая бабочка.

2 группа: По кочкам побежали муравьи.

3 группа: Ярко светит солнце.


Подпишите части речи.


  1. Упражнения для наблюдения (Шаг 1).

Сегодня мы с вами будем изучать понятие «Глагол».

Давайте заполним таблицу З.Х.У (Знаю, хочу узнать, узнал).

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Глагол обозначает действие предмета

Отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

Глагол – это часть речи


У глагола есть несколько времен

Роль глаголов в предложении

Роль глаголов в речи



Пока что мы заполним только первые две графы. Распределите предложения по графам:

Глагол – это часть речи

Роль глаголов в предложении

Роль глаголов в речи

Глагол обозначает признак предмета

Отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

Глагол обозначает действие предмета

У глагола есть несколько времен


Шаг 2

Самостоятельно разделите слова на группы, заполнив таблицу.

1: Слова: приходить, красивый, грязный, звонко, носок, печально, лететь, дерево, весело (красивое дерево)

2: Слова: ярко, книга, рассказывать, рисунок, тихо, думать (тихо рассказывать)

3: Слова: белый, белеть, день, белка, светлый, рисовать (светлый день)

Почему разделили именно так?

Составьте словосочетание с двумя из предложенных слов, изменяя их форму, если необходимо.


  1. Формулировка определения языкового понятия (Шаг 3).

Каждая группа задает вопросы к глаголам из таблицы.

Разные ли получились вопросы? (одинаковые – что делать?)

Командам раздаются листочки со словами.

Сравните.

1: писать – написать - переписать, делать – сделать – доделать (морфемный разбор)

2: кричать – закричать, бежать – пробежать (выделить корень, приставку)

3: думать – подумать, рисовать – нарисовать. (выделить корень)

Какой частью речи являются эти слова? Почему? (Глагол, потому что действие предмета) Чем отличаются слова? Чем похожи?

Вывод: слова, отвечающие на вопрос что делать? – несовершенного вида; слова, отвечающие на вопрос что сделать? – совершенного вида.

Шаг 4

Даны предложения.

1: Девочка позвала подружку и пошла в цирк.

2: Петя пустил по реке кораблик.

3: На улице идет дождь.

Поставь вопрос от подлежащего к сказуемому. Стрелкой обозначь связь глагола с именем существительным.

Что делает?


х



Пример: Дует ветер.

Дети формулируют правило с учетом новой информации.

Чтение правила из учебника. Подчеркивание существенных признаков.


  1. Закрепление нового языкового понятия.

  1. Задайте вопрос к словам и запишите на карточке (раздаются карточки).

1: создавать, нашел, открывает, взлетит, вырастить

2: прочитал, танцует, увидит, гулял, уйдет

3: звонит, клевал, плавает, играет, боролся.

Иллюстрация лошади.

Составьте предложение.

Например: Лошадь бежит по полю.

Как изменится предложение, если лошадь закончила бег? (Лошадь бежала по полю, Лошадь перебежала поле)

А если она еще не начала бег? (Лошадь побежит по полю)

Что поменялось в предложении? Время. Задайте вопросы к глаголу.

А если у нас глагол «бежать», какой будет вопрос? Что делать? Это начальная форма - инфинитив.

Вывод: в прошедшем времени глагол отвечает на вопросы что делал/сделал?

В настоящем: что делает?

В будущем: что сделает/будет делать?

В инфинитиве: что делать?


Работа в группах.

Измени время глагола в предложении.

1: Завтра из аэропорта улетит самолет.

2: Ярким солнечным утром дети пошли в лес.

3: Девочка делает домашнее задание.


У вас на партах лежат предложения. В них чего-то не хватает. Вам нужно вставить подходящие слова и поставить предложения в правильном порядке.

На небе … яркое и теплое солнце. В парках … и … дети. … весна. Школьники хотят … и … . На деревьях … почки и весело … птицы.

(Пришла весна. На небе светит солнце. В парках гуляют и играют дети. На деревьях распускаются почки и весело поют птицы. Школьники хотят отдохнуть и сходить погулять.)


  1. Обобщение.

Давайте вернемся к таблице З.Х.У и заполним последнюю графу.

Что мы узнали о времени глагола? Есть три времени – прошедшее, настоящее, будущее.

Что мы узнали о видах глаголов? Есть совершенный и несовершенный вид.

Чем полезны глаголы в речи? Они обогащают ее, делают ее точной, выразительной, украшают.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Глагол обозначает действие предмета

Отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

Глагол – это часть речи


У глагола есть несколько времен

Роль глаголов в предложении

Роль глаголов в речи


Бывают совершенного и несовершенного вида

Бывают в прошедшем, настоящем и будущем времени

Глаголы обогащают речь, делают ее точной, выразительной, украшают.



  1. Домашнее задание.

Вывод:

Данный проект составлен в дидактической системе личностно-ориентированного обучения с использованием модели формирования понятий Дж. Брунера. Урок рассчитан на 3 класс. Тема: Глагол.

Ведущая форма деятельности в нашем уроке - групповая. При распределении учащихся учитывалась проведенная на прошлом занятии диагностика. Всего три группы, сформированные с учетом знаний детей по данной теме и способностей.

При проектировании урока мы использовали прием с подачей избыточной информации (начальная форма глагола, времена и вид глагола), таблицу ЗХУ.

В нашем уроке развитие речи реализуется по уровням:

Слова (задать вопросы к глаголам, разделить слова на группы, сравнить слова)

Предложения (изменить время глагола в предложении, поставить вопрос от подлежащего к сказуемому)

Текста (деформированный текст с пропусками слов).

Мы считаем, что групповая форма работы способствует сплочению коллектива, развитию навыков работы в команде и удобна из-за деления детей по уровням способностей. Избыточная информация является пропедевтикой изучаемых в будущем тем.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка на тему: Глагол

Автор: Шерухнова Елена Александровна

Дата: 19.04.2015

Номер свидетельства: 203252

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока русского языка  "Спряжение глаголов""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekturokarusskoghoiazykaspriazhieniieghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "301005"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456834384"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока русского языка "Спряжение глагола" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-spriazhieniie-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "169690"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423458162"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка на тему: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "109614"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822487"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание частицы не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "138008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417457190"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства