II. Актуализация знаний. III. Формули- рование темы и цели урока IV. Повторение изученного VI. Закрепление с элементами самоконтроля, самооценки V. ФИЗМИНУТКА Закрепление с элементами самоконтроля, самооценки VII. Рефлексия | Слайд с темой урока Приём «Закончи предложения» Приём « Лови ошибку» Самооценка учебной деятельности на уроке. Приём « Учитель-ученик» Тест Приём «Встреча по часам» Самооценка учебной деятельности на уроке. | Орфографическая разминка На карточках слова с разными орфограммами, а на обратной стороне проверочное слово) На партах возьмите карточку розового цвета (на карточках слова разных частей речи) Двигаясь по классу, общаясь друг с другом, вам надо создать группы. Принцип построения вы выбираете сами. Что объединяет эти группы? ( глаг., сущ., прил. – части речи) Какую часть речи мы изучаем? Тема урока: Имя «Существительное» (Слайд 1) Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Имя существительное». Лев Васильевич Успенский, русский писатель (обращаясь к портрету)(Слайд 2) говорил об этой части речи так: ««Имя существительное - это хлеб языка» - Теперь, пожалуйста, подумайте, почему Л. Успенский так утверждал? - поделитесь своими мыслями ВЫВОД: Как невозможно представить нашу жизнь без хлеба, так невозможно представить русский язык без имен существительных.. Имя существительное, как и хлеб, дает пищу всем словам А сейчас мы попробуем убедиться в справедливости слов Л.Успенского По опорным словам (слова, которые были на карточках) и картине «Зима» (Слайд 3) напишем сочинение-миниатюру на тему «Зима в лесу». А чтобы вы себя представили в зимнем лесу, я включу музыку Чайковского «Времена года» Январь Сигналом к окончанию работы, послужит окончание музыки. Познакомьте нас со своей творческой работой Оцените работу. Представим, что из текста исчезли все имена существительные. Такой текст будет совершенно бессвязным, поскольку в предложениях устанавливаются связи и отношения именно между предметами. Слава Успенского будут эпиграфом нашего урока «Имя существительное – это хлеб языка».( Слайд 4) Вспомним , что знаем о существительном. На экране: (Слайд 5) Закончите предложения: Имя существительное – это __________, которая обозначает _________________ и отвечает на вопросы _______?,________?_. | Бывают одушевленные и ____________, собственные и ________________. | Существительные имеют ________ склонения ________. Изменяется по __________ , ___________ и _________. В предложении являются _____________ и __________________________________________. | Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, события, явление природы и отвечает на вопросы кто, что? Бывают одушевленные и неодушевлённые, собственные и нарицательные .Существительные имеют 3 склонения,. Изменяется по числам и падежам . В предложении являются главными и второстепенными членами - Вы вспомнили все, что знали о существительном. 4 . Определим скл. сущ.-Участники № 2 раздать по 1 листочку. Вам надо подобрать по одному слову 1- ого скл., Стол № 1 ,2, Стол № 3,4 - слова 2 склонения Стол № 5- слова 3 скл Проговорите это слово громко для членов вашей команды и запишите на одном листочке бумаги. Положите на центр стола словом вверх. Как только слово произнесено одним учеником, другие ученики не должны его повторять. Так повторяем, пока не используете все листочки. - Слова 1- ого склонения нам прочитает стол № ... , ученик под № … Объясните, почему эти слова попали в 1-ое склонение? - Слова 2- ого склонения нам прочитает стол № ... , ученик под № … Объясните, почему эти слова попали во 2-ое склонение? - Слова 3- его склонения нам прочитает стол № ... , ученик под № … Объясните, почему эти слова попали в 3-е склонение? Оцените этот вид работы На партах возьмите карточку голубого цвета (на карточках слова с безударными падежными окончаниями сущ., а на обратной стороне правильное написание слова с объяснением) По моему сигналу встаньте, задвиньте стулья и начните передвигаться под музыку. Когда музыка остановится, найдите пару с другого стола и обсудите написание слова. Оцените данный вид работы. 3 Работа с предложением Самостоятельно записывают предложение под диктовку) На берез… лежат пушистые шапки снега. Оцените работу Задание: найти существительные, указать падеж) - Как определить падеж существительного? - Чтобы определить падеж существительного, надо: 1)найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос; 2)по вопросу и предлогу определить падеж. Перед вами на листочках тест по русскому языку «Имя существительное». На обратной стороне листочка фамилия товарища, посмотрите, с кем у вас назначена встреча на … часов. Встаньте со своих мест и, встретившись с партнером на … часов, обсудите ваше задание, а в конце поблагодарите за работу. Совпали ли ваши ответы с товарищем? Сверить с образцом (Слайд 6 ) Оцените работу Тест по русскому языку «Имя существительное». 1.Выберите имя существительное: а) превосходный; б) пишет; в) я; г) надёжность. 2. В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим: а) дательном; б) предложном; в) творительном; г) именительном. 3. Укажите словосочетание, в котором имя существительное имеет окончание –е: а) достал из речк…; б) подарок для бабушк...; в) отдыхал в деревн…; г) причалил к пристан... . Подведём итог урока. Посчитайте, сколько баллов вы набрали и оцените свою работу, в зависимости от количества набранных баллов. Встаньте, задвиньте стульчики, подойдите в центр класса. На стенах мы видим таблички. Что написано? (пословицы) Прочитаем пословицы. Не пером пишу, а умом. Учёба и труд к победам ведут. Тот шумит много, кто делает мало. Ум хорошо, а два лучше Подойдите к той пословице, которая характеризует вашу работу на уроке. Посмотрите, как мы дружно работали, а увлекла нас какая часть речи? СУЩ. Надеюсь, вы убедились в справедливости слов Л.Успенского ,которые были нашем эпиграфом? (ЧТЕНИЕ ХОРОМ) (Слайд 7) | Работа в паре с партнёром по плечу Дети объединились в группы по частям речи Ответы учащихся Учащиеся формулируют тему и цель урока. высказывают предположение ответы учащихся ответы учащихся ответы учащихся Дети выполняют задание Самооценка. Дети передвигаются под музыку, музыка останавливается, образуют пары и обсуждают написание слов по карточке Самооценка Взаимопроверка с партнёром по лицу(О К) Ответы учащихся Дети самостоятельно выполняют задание Учащиеся встречаются с товарищем. Взаимопроверка и самооценка. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из текста. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 3. На основе анализа объектов делать выводы. 4. Обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Коммуникатив ные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные УУД 1. Оценивать работу в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |