тельное отношение друг к другу; бережное отношение к природе.
Форма: индивидуально – групповая работа ( с применением разноуровневых заданий )
Тип урока : обобщение изученного материала
Методы : словесный, наглядный, практический, инструктирование о порядке выполне-
ния задания, создание ситуации занимательности
Оборудование: иллюстрации для картинного диктанта, оценочные листы для уч-ся,
таблички для работы в парах, учебники и тетради, карточки-слова для
составления схем, плакат с птицами, листы с предложениями для игры
и с разноуровневыми заданиями для работы в группах, плакат для
рефлексии.
Ход урока: 1 Организация класса
Психологический настрой
- Ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу по ряду, мысленно пожелайте друг другу удачи в работе. Пусть этот день несёт нам радость общения.
2 Подготовка учащихся к работе на основном этапе
А) Вступительное слово учителя :
- Сегодня у нас открытый урок русского языка по теме «Синтаксис»
- А что такое синтаксис? ( раздел грамматики, изучающий предложения и способы сочетания слов внутри предложения )
Б) Обеспечение мотивации и постановка учащимися задач урока
- Давайте вспомним, какие темы мы изучали в разделе «Синтаксис»
- Как вы думаете для чего нам могут пригодиться знания, полученные при изучении
этого раздела русского языка ?
- Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?
3 Обобщение и систематизация знаний
А) Оформление тетрадей
Б) Минутка чистописания
- Писать будем букву С в цепочке из нескольких: заглавная +3 строчных+заглавная
В) Словарная работа
Картинный диктант: ( 6-8 слов)
Взаимопроверка по карточкам со словами
Выставление оценок в оценочные листы за диктант
Оценочный лист к уроку по теме «Синтаксис»
оценка
1
Словарная работа
2
Работа в парах
3
Составление словосочетаний
4
Устная работа на уроке
5
Работа с текстом
6
Участие в игре
7
Работа в группе
итог
Г) Активизация знаний. Составление алгоритма ( работа в парах )
- В правом столбике найдите слова, которые помогли бы рассказать о слове, словосочетании и предложении . Соедините стрелками слова из левого и правого
столбиков.
СЛОВО Называет предметы, признаки, действия, но более конкретно
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Выражает законченную мысль
ПРЕДЛОЖЕНИЕ Называет предметы, признаки, действия
Проверка выполнения . Самооценка
Д) – Что можно составить с помощью слов ? ( словосочетания, предложения )
- Расскажите всё, что знаете о словосочетании.
- Как вы думаете почему слова в словосочетании называют именно так?
( От главного ставим вопрос, какую форму имеет главное слово, такую будет иметь
и зависимое, оно от него зависит )
- А какая пара слов в предложении не является словосочетанием? ( подлежащее и
сказуемое ) Почему?
Задание: Придумай из слов словосочетания. с. 233 упр.593 Обозначь главное слово
Устно составьте предложения с данными словосочетаниями
Итак, словосочетания – это …
Проверка выполнения. Самооценка
Физминутка
Е) -Мы только что составляли предложения. Что вы знаете о предложениях? Какие
бывают предложения?
СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ УЧАЩИМИСЯ(на доске с комментированием и примерами)
ПРЕДЛОЖЕНИЯ( по цели высказывания):повествовательные, вопросительные, побудительные
(по интонации) восклицательные и невосклицательные
(по наличию второстепенных членов) распространённые и нераспространённые
Ж) Задание Прочитать текст ( на доске) Определить количество предложений, восстановить границы предложений. Определить вид предложений по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов
! Плакат «Птицы»
Почему нужно беречь птиц они поедают вредителей полей, лесов, садов ребята,
не разоряйте гнёзд, берегите птиц
Оценка работы уч-ся
З) – Закончите фразу: Слова в предложении являются …( членами предложения)
- Что знаете о членах предложения?
Игра « Отвечай, не зевай!»
Уч-ся каждого ряда поочерёдно предлагается лист с предложения. Задача уч-ся
выделить грамматическую основу предложения и передать лист следующему уч-ку
своего ряда. Побеждает ряд, первым правильно закончивший задание. ( по 4 предл.)
Белка питается древесными почками.
Этим летом ребята совершат поход.
Ёжик от испуга свернулся в клубок.
На реке раскрылись зелёные кувшинки.
По лесным тропинкам бегут муравьи.
Дремлет чуткий камыш на болоте.
Птицы хлопочут и вьют гнёзда.
Вылетели из ульев первые пчёлки.
Проверка выполнения учителем . Оценка работы уч-ся
И) Работа в группах . Выполнение разноуровневых заданий .
(уч-ся каждого ряда получают лист с предложением и заданиями к нему )
Уровень А. Подчеркнуть главные члены предложения. Определить части речи.
Уровень Б. Определить вид предложения по цели высказывания, по интонации,
по наличию второстепенных членов.
Уровень В. Выписать словосочетания. Указать главное и зависимое слово.
Предложения для работы:
Весеннее солнышко пригрело землю.
На проталинках зазеленела молодая травка.
На деревьях набухают молодые почки.
Звонко чирикают неугомонные воробьи.
Проверка. Оценка работы групп
4 Итог урока: - Был ли полезен сегодняшний урок? Чем?
5 Рефлексия : - Выберите фразу, которая вам ближе после сегодняшнего урока.