kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта работы "Как научить ребёнка писать грамотно"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описаны приемы, развивающие орфографическую зоркость. Опыт работы в школе показывает,что знание правил и умение их применять в практической деятельности - это далеко не одно и то же. Ученику нужно знать, как воспользоваться правилом, и учительдолжен дать ориентир, рекомендации, инструкции по применению правила.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы "Как научить ребёнка писать грамотно"»

Как научить ребенка писать грамотно.

(обобщение опыта работы )

Учитель начальных классов
1 КК
МКОУ Хрещатовская СОШ
Дмитриенко Наталья Ивановна



Одна из низких причин грамотности учащихся (а отсюда –и многих взрослых) – в нацеленности обучения на знание правил , а не на их применение. Но опыт работы в школе показывает , что знание и умение их применять в практической деятельности- это далеко не одно и то же. «Понятие , правило не переходит сразу из головы учителя в голову ученика», - писал в свое время В.П. Шереметевский . Иногда навык отрабатывается путем проб и ошибок , но при этом ученики не получают ясного представления о том , какие операции и в какой последовательности должны быть произведены при применении орфографического правила . Значит , центр тяжести должен быть перемещен с усвоения , Заучивания правил в плоскость их применения. Ученику нужно знать , как воспользоваться правилом , и учитель должен дать ему ориентир , рекомендации , инструкции по применению правила . Иногда это опорная схема , приемы-секреты , а чаще всего-алгоритм.
Особого внимания заслуживает также проблема , связанная с овладением школьниками способами действия , обеспечивающими осознанное применение изученных орфограмм.
М.Р. Львов в своей работе «Правописание в начальных классах» пишет: « Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять , школьник не видит орфограмм в процессе письма».
Исследования показали , что самостоятельно определяют орфограммы 15-45% учеников лишь в отдельных классах. Там же, где учитель работает специально,-70-90%. Следовательно, работу по развитию орфографической зоркости вести необходимо. Этот вопрос меня интересовал давно. Проанализировав собственный опыт , а также работы известных методистов , я пришла к некоторым выводам:
- работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания;

-ввести понятие «опасное место», чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки;

- орфографические правила вводить выполнением нужных упражнений , а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками;

- развивать фонематический слух;

- обучать правильному списыванию текста;

- прививать интерес к чтению;

-интегрировать уроки русского языка и чтения;

- развивать словарный запас детей.

Ребенку , пришедшему в 1 класс , очень трудно разобраться в написании слов и многом другом , так как он только научился писать. Но здесь очень важно сразу обратить внимание на то , что написание некоторых слов расходится с их произношением. При формировании орфографической зоркости можно выделить несколько этапов.
Первый этап.
Обучение постановке ударения. Задания предлагаются такие ,где написание не расходится с произношением. Например : рыба . парта, куст ,Нина ,Ната ,и т. д.
Второй этап.
Ввод слов , где написание расходится с произношением. Определение ударного звука как сильной позиции и безударного-«опасного места» в слове. Безударный произносится слабее , тише ударного, слышится неясно. (Трава , доска , занесло , травяной)
Третий этап.
Отработка навыка правописания безударной гласной. Многие методисты рекомендуют запись с пропуском сомнительных гласных, но я думаю , что лучше их писать карандашом или подчеркивать.(Моросил, задремали , осенний ,на спине и т.д.)
Четвертый этап.
Отработка умения проверять безударную гласную . Дети знакомятся с орфограммой , когда явно неоднозначное произношение и написание. Возможны упражнения на замену букв.( Г(о/а)ра, с(о/а)ва, с(о/а)сна, тр(о/а)па,гр(о/а)за)
Эти упражнения даются на доске. Ученики доказывают необходимость нужной гласной.
Пятый этап.
Восприятие орфограммы на слух.
Выполнению этого этапа способствуют объяснительные и выборочные диктанты.

Во 2,3,4 классах проводится отработка навыка проверки слов. Дальнейшее введение орфограмм в начальной школе может проходить следующим образом : знакомлю детей с правилом и тут же указываю место и номер орфограммы из памятки для работы над ошибками . Эта памятка должна быть у всех учащихся своя и общая большая в классе.

Развитию орфографической зоркости способствует большое количество практических упражнений.
1. Очень активизируют работу перфокарты. Так , начиная со 2 класса , я выписала все слова с безударной гласной , разделила их на 3 группы : существительные , прилагательные , глаголы. В четвертую группу включила слова с двумя безударными гласными. Слова выписала на перфокарты и пронумеровала. Так очень легко и быстро фиксировать ошибки у каждого ребенка. Аналогично веду работу с непроизносимыми согласными, только в каждой карточке добавлены слова-исключения: чудесный , прекрасный , ужасный , опасный , интересный . вкусный.
2. Работу в парах провожу следующим образом . На маленьких карточках выписаны слова на необходимую орфограмму по две пары: проверяемые и проверочные слова. Принцип работы-лото. Первый ученик указывает слово так , как оно слышится, второй должен назвать безударную гласную и проверочное слово . Если второй ученик говорит неправильно, то получает задание повторно. Таких карточек у каждого ученика от 2 до 5 (по способности).
3. Комментированное письмо с указанием орфограмм. Это один из сложных видов работы , поэтому необходимо применять практически на каждом уроке.
4. Объяснительные и предупредительные диктанты.
5. Использование зрительных диктантов по методике И.Федоренко. Правописание безударных гласных- одна из трудных тем в системе обучения грамотному письму. Практика показывает , что чаще всего дети ошибаются в написании безударной гласной в корне, поэтому все свое внимание они обращают на корень слова и при усвоении нового материала, и при закреплении , и при самоподготовке накануне контрольной работы. Положительные результаты дают такие приемы:
1) проведение орфографической пятиминутки с теми словами, в которых были допущены ошибки ;
2) письмо по памяти (связного стихотворения , прозы);
3) выбор загадки, в которой есть 2-4 слова с безударной гласной;
4) работа с текстом , записанным на доске (выбираются глаголы с безударной гласной в корне);

5) выбор из окружающих предметов тех, в названии которых есть безударная гласная а , Запись их, проверка ;
6) запись однокоренных слов в определенном порядке ( с ударением в корне , приставке , суффиксе);
7) выбор проверочного слова ;
8) запись нескольких проверочных слов.

Для индивидуальной работы над ошибками с 1 класса использую памятку « Мои ошибки». Для этого ученик в тетрадь записывает слово, в котором сделал ошибку, орфограмму выделяет зеленым цветом и наклеивает картинку .Например, слово каток или слово девочка . И так поступает с каждым словом ежедневно. Он понимает смысловую сторону слова и запоминает его образ. За первые 2 года обучения в личной памятке у многих учащихся накапливается ряд слов , в которых были допущены ошибки.
В классе у доски или за партой работа над ошибками продолжается под моим руководством и по моим заданиям. Дома перед выполнением домашнего задания ученик записывает все слова , в которых допущена ошибка и выделяет правильную букву. По мере изучения орфограмм учу детей правильно работать над допущенными ошибками. При проверке тетрадей . обнаружив ошибку , к примеру в слове поля провожу следующую работу :
1) вкладываю в тетрадь карточку с заданием вставить буквы в предложения:
Кругом пшеничные п..ля . П..левые работы идут каждый день. Мыши-п..левки приносят вред.
Ребенок вставляет буквы карандашом и оставляет карточку в тетради , а в памятке « Мои ошибки» вписывает слово поля.
Трудно перечислить все приемы с памяткой « Мои ошибки».
Этот процесс творческий , Трудоемкий , отнимающий много времени , но такой труд окупается более высокой грамотностью.

При обучении орфографии немаловажное значение имеет характер дидактического материала. Важно , на какой лексике отрабатывается правило. Упражнения по орфографии должны включать материал , содержащий не только орфограммы в их очевидном и ясном для ученика виде , но и такие , в которых существенные признаки орфограмм окажутся « замаскированными» и неясными для учеников. Орфографические правила должны отрабатываться на дидактическом материале разной степени трудности. Следует изучать ошибки учащихся и включать в упражнения слова , часто вызывающие ошибки.

Все эти приемы позволяют предупредить ошибки , развивают орфографическую зоркость навык звуко-буквенного анализа , самоконтроль. Подобная система работы над исправлением ошибок и повторением изученного материала позволяет уменьшить число ошибок в несколько раз. А все вместе это называется формированием грамотного письма. Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты , минуты поэзии , вносящие элементы занимательности в учебный процесс ,помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Все это я стараюсь использовать на уроках при изучении грамматических тем. Любой урок рассматриваю с точки зрения его эффективности. Основной результат- то , что дал он учащимся , насколько продвинулись они в усвоении материала. Но не только… Считаю , эффективным станет урок , который даст высокий учебно-воспитательный результат , поднимающий учащихся на очередную ступень в их развитии. Необходимо постоянное пристальное внимание к нравственным проблемам , способствующим развитию душевных качеств детей , и не только на специальных внеклассных мероприятиях , но и на уроке .














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Обобщение опыта работы "Как научить ребёнка писать грамотно"

Автор: Дмитриенко Наталья Ивановна

Дата: 11.11.2015

Номер свидетельства: 251678

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Повышение навыков грамотного письма у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(56) "povyshieniienavykovghramotnoghopismaumladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "314610"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459741044"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Повышение навыков грамотного письма"
    ["seo_title"] => string(36) "povyshieniienavykovghramotnoghopisma"
    ["file_id"] => string(6) "314613"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459741271"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "статья на тему «Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(131) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-riechi-mladshikh-shkol-nikov-kak-vazhnieishii-faktor-formirovaniia-lichnosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "174217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424100204"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Тема:"Формирование функциональной грамотности  у учащихся начальной школы". "
    ["seo_title"] => string(83) "tiema-formirovaniie-funktsional-noi-ghramotnosti-u-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "211917"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431702217"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Формирование творческих компетентностей младших школьников на уроках и во внеурочное время "
    ["seo_title"] => string(106) "formirovaniie-tvorchieskikh-kompietientnostiei-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-i-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "148291"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419626219"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства