Обобщение опыта работы "Как научить ребёнка писать грамотно"
Обобщение опыта работы "Как научить ребёнка писать грамотно"
В статье описаны приемы, развивающие орфографическую зоркость. Опыт работы в школе показывает,что знание правил и умение их применять в практической деятельности - это далеко не одно и то же. Ученику нужно знать, как воспользоваться правилом, и учительдолжен дать ориентир, рекомендации, инструкции по применению правила.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Одна из низких причин грамотности учащихся (а отсюда –и многих взрослых) – в нацеленности обучения на знание правил , а не на их применение. Но опыт работы в школе показывает , что знание и умение их применять в практической деятельности- это далеко не одно и то же. «Понятие , правило не переходит сразу из головы учителя в голову ученика», - писал в свое время В.П. Шереметевский . Иногда навык отрабатывается путем проб и ошибок , но при этом ученики не получают ясного представления о том , какие операции и в какой последовательности должны быть произведены при применении орфографического правила . Значит , центр тяжести должен быть перемещен с усвоения , Заучивания правил в плоскость их применения. Ученику нужно знать , как воспользоваться правилом , и учитель должен дать ему ориентир , рекомендации , инструкции по применению правила . Иногда это опорная схема , приемы-секреты , а чаще всего-алгоритм. Особого внимания заслуживает также проблема , связанная с овладением школьниками способами действия , обеспечивающими осознанное применение изученных орфограмм. М.Р. Львов в своей работе «Правописание в начальных классах» пишет: « Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять , школьник не видит орфограмм в процессе письма». Исследования показали , что самостоятельно определяют орфограммы 15-45% учеников лишь в отдельных классах. Там же, где учитель работает специально,-70-90%. Следовательно, работу по развитию орфографической зоркости вести необходимо. Этот вопрос меня интересовал давно. Проанализировав собственный опыт , а также работы известных методистов , я пришла к некоторым выводам: - работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания;
-ввести понятие «опасное место», чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки;
- орфографические правила вводить выполнением нужных упражнений , а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками;
- развивать фонематический слух;
- обучать правильному списыванию текста;
- прививать интерес к чтению;
-интегрировать уроки русского языка и чтения;
- развивать словарный запас детей.
Ребенку , пришедшему в 1 класс , очень трудно разобраться в написании слов и многом другом , так как он только научился писать. Но здесь очень важно сразу обратить внимание на то , что написание некоторых слов расходится с их произношением. При формировании орфографической зоркости можно выделить несколько этапов. Первый этап. Обучение постановке ударения. Задания предлагаются такие ,где написание не расходится с произношением. Например : рыба . парта, куст ,Нина ,Ната ,и т. д. Второй этап. Ввод слов , где написание расходится с произношением. Определение ударного звука как сильной позиции и безударного-«опасного места» в слове. Безударный произносится слабее , тише ударного, слышится неясно. (Трава , доска , занесло , травяной) Третий этап. Отработка навыка правописания безударной гласной. Многие методисты рекомендуют запись с пропуском сомнительных гласных, но я думаю , что лучше их писать карандашом или подчеркивать.(Моросил, задремали , осенний ,на спине и т.д.) Четвертый этап. Отработка умения проверять безударную гласную . Дети знакомятся с орфограммой , когда явно неоднозначное произношение и написание. Возможны упражнения на замену букв.( Г(о/а)ра, с(о/а)ва, с(о/а)сна, тр(о/а)па,гр(о/а)за) Эти упражнения даются на доске. Ученики доказывают необходимость нужной гласной. Пятый этап. Восприятие орфограммы на слух. Выполнению этого этапа способствуют объяснительные и выборочные диктанты.
Во 2,3,4 классах проводится отработка навыка проверки слов. Дальнейшее введение орфограмм в начальной школе может проходить следующим образом : знакомлю детей с правилом и тут же указываю место и номер орфограммы из памятки для работы над ошибками . Эта памятка должна быть у всех учащихся своя и общая большая в классе.
Развитию орфографической зоркости способствует большое количество практических упражнений. 1. Очень активизируют работу перфокарты. Так , начиная со 2 класса , я выписала все слова с безударной гласной , разделила их на 3 группы : существительные , прилагательные , глаголы. В четвертую группу включила слова с двумя безударными гласными. Слова выписала на перфокарты и пронумеровала. Так очень легко и быстро фиксировать ошибки у каждого ребенка. Аналогично веду работу с непроизносимыми согласными, только в каждой карточке добавлены слова-исключения: чудесный , прекрасный , ужасный , опасный , интересный . вкусный. 2. Работу в парах провожу следующим образом . На маленьких карточках выписаны слова на необходимую орфограмму по две пары: проверяемые и проверочные слова. Принцип работы-лото. Первый ученик указывает слово так , как оно слышится, второй должен назвать безударную гласную и проверочное слово . Если второй ученик говорит неправильно, то получает задание повторно. Таких карточек у каждого ученика от 2 до 5 (по способности). 3. Комментированное письмо с указанием орфограмм. Это один из сложных видов работы , поэтому необходимо применять практически на каждом уроке. 4. Объяснительные и предупредительные диктанты. 5. Использование зрительных диктантов по методике И.Федоренко. Правописание безударных гласных- одна из трудных тем в системе обучения грамотному письму. Практика показывает , что чаще всего дети ошибаются в написании безударной гласной в корне, поэтому все свое внимание они обращают на корень слова и при усвоении нового материала, и при закреплении , и при самоподготовке накануне контрольной работы. Положительные результаты дают такие приемы: 1) проведение орфографической пятиминутки с теми словами, в которых были допущены ошибки ; 2) письмо по памяти (связного стихотворения , прозы); 3) выбор загадки, в которой есть 2-4 слова с безударной гласной; 4) работа с текстом , записанным на доске (выбираются глаголы с безударной гласной в корне);
5) выбор из окружающих предметов тех, в названии которых есть безударная гласная а , Запись их, проверка ; 6) запись однокоренных слов в определенном порядке ( с ударением в корне , приставке , суффиксе); 7) выбор проверочного слова ; 8) запись нескольких проверочных слов.
Для индивидуальной работы над ошибками с 1 класса использую памятку « Мои ошибки». Для этого ученик в тетрадь записывает слово, в котором сделал ошибку, орфограмму выделяет зеленым цветом и наклеивает картинку .Например, слово каток или слово девочка . И так поступает с каждым словом ежедневно. Он понимает смысловую сторону слова и запоминает его образ. За первые 2 года обучения в личной памятке у многих учащихся накапливается ряд слов , в которых были допущены ошибки. В классе у доски или за партой работа над ошибками продолжается под моим руководством и по моим заданиям. Дома перед выполнением домашнего задания ученик записывает все слова , в которых допущена ошибка и выделяет правильную букву. По мере изучения орфограмм учу детей правильно работать над допущенными ошибками. При проверке тетрадей . обнаружив ошибку , к примеру в слове поля провожу следующую работу : 1) вкладываю в тетрадь карточку с заданием вставить буквы в предложения: Кругом пшеничные п..ля . П..левые работы идут каждый день. Мыши-п..левки приносят вред. Ребенок вставляет буквы карандашом и оставляет карточку в тетради , а в памятке « Мои ошибки» вписывает слово поля. Трудно перечислить все приемы с памяткой « Мои ошибки». Этот процесс творческий , Трудоемкий , отнимающий много времени , но такой труд окупается более высокой грамотностью.
При обучении орфографии немаловажное значение имеет характер дидактического материала. Важно , на какой лексике отрабатывается правило. Упражнения по орфографии должны включать материал , содержащий не только орфограммы в их очевидном и ясном для ученика виде , но и такие , в которых существенные признаки орфограмм окажутся « замаскированными» и неясными для учеников. Орфографические правила должны отрабатываться на дидактическом материале разной степени трудности. Следует изучать ошибки учащихся и включать в упражнения слова , часто вызывающие ошибки.
Все эти приемы позволяют предупредить ошибки , развивают орфографическую зоркость навык звуко-буквенного анализа , самоконтроль. Подобная система работы над исправлением ошибок и повторением изученного материала позволяет уменьшить число ошибок в несколько раз. А все вместе это называется формированием грамотного письма. Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты , минуты поэзии , вносящие элементы занимательности в учебный процесс ,помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Все это я стараюсь использовать на уроках при изучении грамматических тем. Любой урок рассматриваю с точки зрения его эффективности. Основной результат- то , что дал он учащимся , насколько продвинулись они в усвоении материала. Но не только… Считаю , эффективным станет урок , который даст высокий учебно-воспитательный результат , поднимающий учащихся на очередную ступень в их развитии. Необходимо постоянное пристальное внимание к нравственным проблемам , способствующим развитию душевных качеств детей , и не только на специальных внеклассных мероприятиях , но и на уроке .