2. А начнем мы наше путешествие с «Разминки». (слайд 3) - За каждый правильный ответ вы получаете картинку с изображением животного. 1. Сколько природных зон на территории России. (7) 2. От чего зависят условия жизни в природе в каждой природной зоне? (Сколько солнечного тепла и света получает земная поверхность. Сколько выпадает осадков) 3. Самая северная природная зона. (Ледяная зона) 4. Самая большая природная зона по территории. (Лесная зона) 5. Природная зона, где мы с вами живем. (Зона степей) 6. Как называется твердый, промерзший, не оттаивающий годами, веками и даже тысячелетиями слой земли. (Вечная мерзлота) 7. В каких природных зонах есть вечная мерзлота? (Арктика, тундра) 8. Зона субтропиков на территории России. (Черноморское побережье Кавказа) 9. Самая жаркая природная зона. (Зона пустынь) 10. В каком направлении идёт смена природных зон? (С севера на юг) - Закрасьте столько клеточек на «Дорожке знаний», сколько есть у вас картинок животных. 3. Работа над темой урока. – Путешествие будет необычным. Вам предстоит проделать большую работу. Сегодня на уроке вы будете географами, ботаниками, зоологами, социологами, экологами (уточнить значение слова по толковому словарю) (слайд 4). Вы разделитесь на научные группы, выполните задания и расскажите о природных зонах. - На столах у вас конверты. В них рисунки животных и растений, описание природной зоны. Вам нужно определить о какой природной зоне идёт речь, выбрать рисунки животных и растений этой природной зоны и рассказать нам всё, что вы знаете об этой природной зоне. - Отправляемся в путешествие. (слайд 5 – 12) 1 конверт – «В холодных водах моря идёт своя жизнь. Как только льдины откочуют на север, оживают прибрежные воды. Стада усатых моржей уплывают на север вслед за льдинами. Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла» (Арктика) 2 конверт – «До самого горизонта расстилается холмистая равнина, покрытая снегом. Не видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднеются стада олений, да снег скрипит под полозьями нарт». (Тундра) 3 конверт – «Эта зона расположена к югу от зоны тундры. Природные условия в этой зоне более мягкие, чем в тундре. Растительный мир богат. Большую территорию зоны занимает хвойный лес. Здесь редкими животными являются зубр, амурский тигр, утка-мандаринка» (Тайга) 4 конверт – «Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы… Неизъяснимая тишина западает в душу». (Лесная зона) 5 конверт – «Какая ширь, какое раздолье! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И кажется: нет ей конца, нет предела. Иди в любую сторону… Да что иди! Скачи верхом, мчись на автомобиле, на самолёте – и будет подниматься перед тобой всё новые и новые просторы». (Степь) 6 конверт – « Солнце печёт немилосердно. С вершин барханов во все стороны сыпучие пески. Кажется, что вокруг расстилаются высокие волны внезапно застывшего моря». (Пустыня) 7 конверт – «Занимает очень небольшую площадь. Находится на побережье Черного и Каспийского морей — там, где наиболее тепло. Растительный мир здесь необычайно богат и своеобразен. Лето очень долгое и довольно жаркое, зима короткая и не холодная». 4. Игра «Рассели животных по природным зонам» (слайд13) кит Арктика рысь богомол Субтропики суслик косуля Тундра дельфин лось Степи корсак лемминг Зона лесов глухарь кобылка Пустыни ушастый ёж олень жук-скарабей тупик тюлень - За каждый правильный ответ закрасьте клеточку на «Дорожке знаний» (проверка ответов на слайде) 5. Закрепление. Обсуждение экологической ситуации. В воскресенье мальчик спешил по дороге из леса к поезду. В руке у мальчика были ландыши. Упругие стебли не помещались в ладони. Они вырывались, как живые, и падали на дорогу. Прохожие осторожно обходили эти нежные колокольчики. Мальчик вошёл в вагон. Пассажиры посмотрели на него с осуждением. - Что бы вы сказали этому мальчику? - А теперь предоставим слово нашим экологам. Обсуждаются экологические проблемы и выводят правила поведения в природе. (слайд 14) 6. Рефлексия (слайд 15) 7. Домашнее задание. (слайд 16) 1. «Я эколог-исследователь». Подготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников. 2. « Охраняй природу!» Обозначить экологическую проблему и придумать экологические знаки. 3. «Сам себе художник». Нарисовать рисунок по теме “Природные зоны России». |