ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК «Путешествие по природным зонам России»
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК «Путешествие по природным зонам России»
Тип урока: нетрадиционный - обобщение изученного материала.
Форма урока: Урок-путешествие.
Цель урока: создать условия для обобщения знаний учащихся по разделу.
Задачи: - обобщить знания учащихся по разделу «Природа России»; закрепить представления об особенностях природы, условиях неживой природы, живых существ, значении природы данной зоны для человека, её использования; проверить знания, умения и навыки учащихся по теме. Развивать: познавательный интерес; творческую активность; умение анализировать с опорой на ранее изученный материал и делать выводы; воспитывать:
бережное отношение к природе; взаимопомощь и взаимоконтроль через совместную деятельность в процессе решения и проверки заданий, повысить интерес к предмету через игровую форму урока.
Оборудование:
ИКТ, карточки с названием природных зон России, 6 конвертов с набором описания природных зон, «Зоологическое лото», учебники «Окружающий мир» 4 класс, листы контроля для каждого ученика.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная.
Методы обучения: словесно - наглядный, самостоятельная работа учащихся в группах, игровые моменты, конкурсы.
Планируемый результат:
Развитие интереса к изучению природы России.
Совершенствование и углубление первоначальных знаний о природных зонах России.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК «Путешествие по природным зонам России» »
Дата: 25.12.13 г.
Окружающий мир (31)
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ИГРА
«Путешествие по природным зонам России»
Тип урока: нетрадиционный - обобщение изученного материала.
Форма урока: Урок-путешествие.
Цель урока: создать условия для обобщения знаний учащихся по разделу.
Задачи: - обобщить знания учащихся по разделу «Природа России»; закрепить представления об особенностях природы, условиях неживой природы, живых существ, значении природы данной зоны для человека, её использования; проверить знания, умения и навыки учащихся по теме. Развивать: познавательный интерес; творческую активность; умение анализировать с опорой на ранее изученный материал и делать выводы; воспитывать:
бережное отношение к природе; взаимопомощь и взаимоконтроль через совместную деятельность в процессе решения и проверки заданий, повысить интерес к предмету через игровую форму урока.
Оборудование:
ИКТ, карточки с названием природных зон России, 6 конвертов с набором описания природных зон, «Зоологическое лото», учебники «Окружающий мир» 4 класс, листы контроля для каждого ученика.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная.
Методы обучения: словесно - наглядный, самостоятельная работа учащихся в группах, игровые моменты, конкурсы.
Планируемый результат:
Развитие интереса к изучению природы России.
Совершенствование и углубление первоначальных знаний о природных зонах России.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Интересная игра сегодня у нас
К ней готовился каждый из вас.
Чтоб победить, надо много знать,
Уметь думать, логически рассуждать.
Вам, я думаю, всё по плечу,
Ведь я вас четвёртый год учу.
И верю, что каждого ждет свой успех,
Душою болею за вас за всех.
(Презентация. Слайд 1)
2. Вхождение в тему урока
Учитель: - Сегодня у нас контрольно – обобщающий урок по теме “Природные зоны России”. Путешествуя по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны. Может быть кто-то из вас попробует сформулировать задачи нашего урока: повторим природные зоны нашей страны, растительный и животный мир, экологические проблемы зон. На уроках развиваем память, мышление, речь, учимся работать в парах, любить и беречь природу. Наша задача –проверить и обобщить знания по этой теме.
- Если вы будете хорошо отвечать на вопросы, сможете преодолеть большое расстояние. Не забудьте взять с собой смекалку, внимание, наблюдательность, честность и другие хорошие качества.
Для удачного путешествия я предлагаю вспомнить, с чем мы с вами знакомились при изучении каждой природной зоны. Отправляемся на сайт под названием «Природные зоны России»
3. Актуализация знаний.
(Фронтальная работа по вопросам учителя)
Какие природные зоны России вы знаете?
Сколько природных зон на территории России? (6)
Самая большая по территории природная зона? (лесная)
Самая маленькая по территории природная зона?
Самая холодная природная зона? (тундры)
Самая жаркая природная зона? (пустынь и полупустынь)
6. Обобщение знаний о животных, населяющих природные зоны.
Учитель: Мы прибываем на следующую станцию нашего путешествия «Зоологическую»
Загадки о животных
- А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете животных, обитающих в различных природных зонах.
1) Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но ах!
Удрала, а хвост в руках! (Ящерица - степь.)
2) Мною питаются рыбы и большие морские звери (Рачки - Арктика)
3) Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге. (Лось - лесная зона.)
4) Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам (Верблюд - пустыня.)
5) Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждет добычу.
Не робей, но берегись,
В том лесу; где бродит... (Рысь - лесная зона.)
6) Из куста шипуля,
За ногу тянула. (Змея - пустыня.)
7) Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения! (Жаворонок — степь.)
8) Мха копытом не касаясь,
Ходит северный красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко! (Северный олень – тундра)
Учитель: Пришло время отправляться дальше. Мы прибываем на станцию «Ботаническая»
Узнай растение по описанию, запиши название:
Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах. (Лишайиники)
У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши. (Дуб)
Это таежное дерево, имеет негниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму. (Лиственница)
Высокое растение, достигает 35 м в высоту, долгожитель - живет до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые с зубчиками. Плоды человек употребляет в пищу. (Каштан)
Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей. (Ягель)
Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками. (Ковыль)
У этого растения роль листьев играют зелёные веточки. Плоды очень лёгкие и к тому же снабжены особыми выростами. Благодаря этому ветер переносит их по пескам на большие расстояния. (Джузгун)
5.Физминутка. По родному краю дружно мы шагаем. (марш на месте)
Справа от нас – зелёный луг. (поворот)
Слева от нас находится лес (поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белки с ветки на ветку скок, (прыжки)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (махи руками)
Солнце над берёзами светит нам. (повороты головы)
Мы рады ягодам, грибам! (наклоны)
Учитель: Я думаю, что вы успешно справились с заданием, и мы отправляемся на последнюю станцию в нашем путешествии «Экологическую»
Рассказы о природной зоне
1пара - зона Арктических пустынь (Слайды об Арктике)
Наша зона – зона арктических пустынь. Это зона островов, лежащих около Северного полюса. Слово «Арктика» означает медведь. Это царство белого медведя. Почему? Потому что он не любит тепла, толстая кожа, густая шерсть, толстый слой подкожного жира позволяют ему переносить суровые холода и длительные голодовки. Белый цвет – цвет маскировки, т.к. в данной зоне снег лежит круглый год. Суровый климат – очень суровая зима, холодное лето, средняя температура 0, полярная ночь, ураганные ветры, полярное сияние, все живое улетело на юг, либо улеглось в спячку. Летом – полярный день. Лето очень короткое. Вся природа преображается. В Арктику прилетают тысячи птиц. Селятся они на скалах, свободных ото льда. Гомон стоит невообразимый. Кроме птиц на лето приплывают огромное количество ластоногих: морские львы, моржи, котики. Есть растения, которые могут жить на снегах и во льдах: лишайники, мхи, водоросли, полярный мак. Человек в таких условиях ограничен в хозяйственной деятельности – рыбная ловля, охота на морского зверя.
Вторая пара:зона тундры. (Слайды)
Эта зона проходит вдоль северного побережья России. Полярный день и полярная ночь, снежный покров маломощный, но плотный, сильные ветры, короткое прохладное лето, множество озер и болот, нет деревьев (господство мхов, лишайников, кустарничков – брусника, черника, морошка, карликовая береза). Много перелетных птиц летом. Животные: лемминги, песцы, северные олени, полярные совы. Тундра красивая дважды в году. Первый раз – в августе, когда созревает морошка. Цвет тундры меняется с зелёного на красный, а потом на желтый. Созревая, морошка становиться желтой. Второй раз – в сентябре, когда желтеют листья берёзы и ивы. Карликовые березка и ивы ведут себя так же, как и их «сестры» – береза и ива в лесной зоне России. «Золотая осень» красива и в тундре. Тундра – раздолье для грибника. Грибы чуть ниже карликовых березок и ив, и очень хорошо видны. Говорят, что грибы в тундре растут выше деревьев. Это почти правда, если учесть, что «деревья» имеют высоту 15–30 см. Самое приятное для грибника обстоятельство – грибы из-за прохладной погоды не червивые. В тундре растет и настоящий лес, но только в долинах рек. Но и здесь деревья не высокие. Люди разводят домашних северных оленей.
3 пара – лесная зона (Слайды – лес)
Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Зона расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и тёплое лето. Эта зона расположена на Восточно-Европейской и Западно - Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона - самая большая. Я увидел, что в этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, тёмно-зелёный цвет. Это хвойный лес: ель, сосна, лиственница, которая на зиму сбрасывает иголки, пихта, кедровая сосна или сибирский кедр. Смешанные леса- зелёные, но светлее. Это хвойные деревья и берёза, ольха, осина. И ещё одна часть - широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее. Дуб, вяз, липа, клён.
Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. В зоне лесов также живут: олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, полёвки.
4 пара - зона степей (Слайды – степь)
Зона степей расположена южнее зоны лесов. Она меньше зоны лесов и тундры. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть – на Западно – Сибирской. Лето более продолжительное, чем в лесной полосе. Зима короче и теплее. Снеговой покров маленький. Почвы в зоне степей очень плодородные. В степях нет деревьев, растения травянистые: тюльпаны, ирисы, ковыль, типчак. В траве живут множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Разные птицы: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полёвки; хищники - степной орёл, степной хорёк, степная гадюка.
Пара №5 – полупустыни (Слайды)
Полупустыни расположены на юге-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная небольшая зона.Пустыни бывают песчаные и глинистые.Солнце печет немилосердно до 700 С. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. В пустыне выпадает мало осадков, лето длится 5 месяцев, а зима 2-3 месяца.
Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадёт жара. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают: песчаный удавчик, ящерица – круглоголовка, ящурка быстрая, лисичка- корсак, ушастый ёж; грызуны – тушканчики, песчанки. Насекомые: скорпионы, кобылки, священные скарабеи. Крупные животные – верблюды и сайгаки.
Пара №6 – субтропики (Черноморское побережье Кавказа)
Эта удивительная зона занимает маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Чёрное море. Здесь жаркое лето и тёплая зима. Горы не пропускают сюда холодных северных ветров. Почвы Черноморского побережья Кавказа плодородны, а растительность богата. В лесах растут широколиственные деревья – дуб, бук, каштан. Растения, привезённые из разных тёплых стран: кипарисы, магнолии. Пальмы. Много фруктовых деревьев: персики, абрикосы. Инжир, грецкие орехи.
Богат и разнообразен животный мир. В лесах обитают медведи, кабаны жадно поедают плоды каштанов, орехи, жёлуди; есть барсы и шакалы, цикады, питающиеся соком растений. Хищный богомол питается мелкими насекомыми. В море добываю себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, иглы, дельфины – самые умные животные, замечательные пловцы.
Берег Черного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России.
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Что полезного вы нашли в сегодняшнем уроке?
-На какой из станций Вам особенно было интересно?
Что удалось на уроке?
Что не получилось, над чем нужно поработать?
Учитель: Мне особенно хочется отметить ребят, которые активно работали на уроке...
10. Домашнее задание:
Вам предоставляется задание по выбору:
А) «Я эколог-исследователь» .Приготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников;
Б) « Охраняй природу!» Выполнить задание в тетради с печатной основой стр. 47-48 «Красная книга России»
В) «Сам себе художник” Дополните дорожку своим рисунком по теме “Природные зоны России»