Педагогические цели | Создать условия для воспроизведения и систематизации знаний учащихся о значимых частях слова. |
Тип урока | Решение частных задач |
Планируемые результаты (предметные) | Умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; узнают сложные слова, составляют схемы слов и слова по заданным схемам |
Личностные результаты | Проявить интерес к познанию русского языка, языковой деятельности, способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для выполнения учебных заданий; использовать знаково-символические средства для решении учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач. Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные: применять приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером |
Основное содержание темы, понятия и термины | Корень, суффикс, приставка, окончание, основа слова; однокоренные слова, формы слова; разбор по составу. |
Образовательные ресурсы | 1. Учебник. 2. Схема «Состав слова». 3. Презентация 4. Карточка с текстом 5. Тест итоговый |
Этапы урока | Формы, методы методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Словарная работа | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Запись предложений с использованием максимального количества слов из словаря с непроверяемой безуд. гласной Ворона и воробей весело прыгали вокруг березы. Вдруг с дерева упало яблоко. Это обед для обезьяны. (иллюстрации птиц и зверя) Взаимопроверка в паре. Назовите слова из словаря Почему эти слова в словаре | Слушают учителя, отвечают на вопросы учителя (в том числе вопросы повышенной сложности – о морфемах), форму-лируют цели деятельности на уроке, актуализируют полученные знания | П – применяют полученные ранее знания на практике, пытаются найти ответы на вопросы повышенной сложности. Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный, индивидуальный |
111 Постановка учебной задачи. | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Показ схем «Состав слова» Объясните значение схем. Это - морфемы, наши знакомые части слова. | Слушают учителя, отвечают на вопросы учителя (в том числе вопросы повышенной сложности – о морфемах), форму-лируют цели деятельности на уроке, актуализируют полученные знания | П – применяют полученные ранее знания на практике, пытаются найти ответы на вопросы повышенной сложности. Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный, индивидуальный |
| | - В каком порядке стоят эти части слова в слове? (у доски выстраивание схемы) | | | |
| | Какую цель поставим перед собой? (Будем говорить о составе слова и разбирать слова по составу.) | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Повторение изученного Формы слова Окончание Однокоренные слова Корень Суффикс Приставка | Фронтальная. Словесный, творческий, практический. Чтение, беседа, письмо | -Какие из этих частей помогают образовывать новые слова? -Какие служат для связи слов в словосочетании и предложении? - Без какой части не существует слово? Работа с текстом (карточка) СЛАЙД 1 - Тема текста - Гл.мысль - Чем закончится история? | Настраиваются на нужную эмоциональную волну, слушают вопросы учителя, формулируют ответы. Выполняют упраж- нения с карточки и рабочей тетради | Пр. – представляют полученные знания в форме развернутого высказывания; могут отличать одно-коренные слова от форм одного и того же слова; умеют подбирать одно- коренные слова | Беседа по вопросам, письменный ответ, устный монологический ответ |
| | ЗАДАНИЕ: - Найдите в тексте формы слова - Запись: ЕЖ, ЕЖА, ЕЖУ -Докажите. - Для чего меняется окончание? - Что такое окончание - Найдите и выпишите однокоренные слова, докажите ЯБЛОКО, ЯБЛОНЯ - от какого слова образовались слова? -Какая часть слова помогла? -Придумайте еще однокоренные слова Найдите слова с приставкой УДЕРЖАЛА, ПОПРОСИЛ, ПОДСКОЧИЛ, ПОДЛЕТЕЛА -Выделите приставку -Что о ней знаете? | Слушают вопросы учителя, формулируют ответы. Проводят сравнительный анализ предложенных языковых объектов. | П – применяют знания при решении | |
Физкульт минутка | Коллективная. Практический | Делать так руками нужно: Вместе – раз, Это брасс. | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Правильное выполнение движений |
| | Одной, другой – Это кроль. Все как один Плывем как дельфин. Вышли на берег крутой, Но не отправились домой | | | |
Разбор слова по составу | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, письмо | Разберем по составу слова КРИЧИТ- КОЛЛЕКТИВНО ЕЖИК, УМНЫЙ – САМОСТОЯТЕЛЬНО (1 ученик у доски, фронтальная проверка) | Слушают вопросы учителя, формулируют ответы. Проводят сравнительный анализ предложенных языковых объектов. Выполняют упражнения учебника и рабочей тетради | Пр. – умеют выделять суффикс, образовывать новые слова с помощью суффикса. П – представляют полученные знания в форме развернутого высказывания; применяют имеющиеся знания при решении нестандартных задач | Чтение, беседа по вопросам, письмо |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Фронтальная. Словесный. Беседа | ТЕСТ о вас -Если у вас есть знания о частях слова, то вы сделаете себе комплимент, решив тест. Выполните задания теста (в паре) Комплимент мне на ушко | Отвечают на вопросы учителя | Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Само-регуляция |
Домашнее задание. | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Р – принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | |
ТЕСТ: Выбери один из ответов на каждый вопрос. Обведите букву, соответствующую ответу. 1 Часть, без которой слово не может существовать? Д) суффикс З) корень О) окончание 2 Родственные слова это: У) слова с разными окончаниями Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу 3 Окончание служит для: Е) образования новых слов А) связи слов в предложении 4 Суффикс служит для: М) связи слов в словосочетании Т) образования новых слов 5 Корень – это: О) общая часть родственных слов И) общая часть слов. 6 Разбор слова по составу надо начинать с: С) корня П) приставки К) окончания 7 Приставка служит для: И) образования новых слов Н) однокоренных слов Запиши все обведенные буквы по порядку. Какое слово получилось? __________________ | ТЕСТ: Выбери один из ответов на каждый вопрос. Обведите букву, соответствующую ответу. 1 Часть, без которой слово не может существовать? Д) суффикс З) корень О) окончание 2 Родственные слова это: У) слова с разными окончаниями Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу 3 Окончание служит для: Е) образования новых слов А) связи слов в предложении 4 Суффикс служит для: М) связи слов в словосочетании Т) образования новых слов 5 Корень – это: О) общая часть родственных слов И) общая часть слов. 6 Разбор слова по составу надо начинать с: С) корня П) приставки К) окончания 7 Приставка служит для: И) образования новых слов Н) однокоренных слов Запиши все обведенные буквы по порядку. Какое слово получилось? __________________ |
Я блоко Стояла поздняя осень. На верхушке яблони висело одно-единственное яблоко. Заяц попросил Ворону сорвать яблоко. Ворона сорвала, но в клюве не удержала. Упало яблоко на спящего Ежа. Ёж бросился бежать с яблоком на колючках. Заяц подскочил к Ежу, подлетела Ворона. Шум, крик на весь лес. Драка началась… Сутеев В.Г. | Я блоко Стояла поздняя осень. На верхушке яблони висело одно-единственное яблоко. Заяц попросил Ворону сорвать яблоко. Ворона сорвала, но в клюве не удержала. Упало яблоко на спящего Ежа. Ёж бросился бежать с яблоком на колючках. Заяц подскочил к Ежу, подлетела Ворона. Шум, крик на весь лес. Драка началась… Сутеев В.Г. |
Я блоко Стояла поздняя осень. На верхушке яблони висело одно-единственное яблоко. Заяц попросил Ворону сорвать яблоко. Ворона сорвала, но в клюве не удержала. Упало яблоко на спящего Ежа. Ёж бросился бежать с яблоком на колючках. Заяц подскочил к Ежу, подлетела Ворона. Шум, крик на весь лес. Драка началась… Сутеев В.Г. | Я блоко Стояла поздняя осень. На верхушке яблони висело одно-единственное яблоко. Заяц попросил Ворону сорвать яблоко. Ворона сорвала, но в клюве не удержала. Упало яблоко на спящего Ежа. Ёж бросился бежать с яблоком на колючках. Заяц подскочил к Ежу, подлетела Ворона. Шум, крик на весь лес. Драка началась… Сутеев В.Г. |