-Как различить случаи употребления разделительных Ь и Ъ ?
Игра «Доскажи словечко» (стоя) : закончите предложения словами с разделительными Ь или Ъ.
На столбе висит... ( объявление )
Серёжа живёт в третьем ... ( подъезде )
Осенью на деревьях желтеют ... ( листья )
Когда Даша вырастет , её будут звать ... ( Дарья )
-Запишите слова с Ь и Ъ по памяти в тетради (один ученик пишет на доске за шторой , самопроверка )
Игра « Собиралки» : из букв г, н, о, о, к, ь, и , россыпью расположенных по контуру доски, собрать слово ( «огоньки» )
Физкультминутка для глаз « Цветные огоньки» : Кружки красного, жёлтого, зелёного и синего цветов расположены равномерно по верхней кромке доски. Дети стоят и по команде учителя переводят взгляд с одного цветного кружка на другой.
-Как слово « огоньки» связано с темой нашего урока ? ( В слове есть Ь, но не разделительный, а смягчающий. Он пишется на конце слов или между согласными. )
Самостоятельная работа - Упражнение « Найди пару»
-На стенах и в углах класса находятся карточки с парами слов. Составьте словосочетания, запишите их, вставив, где нужно, пропущенные буквы. Объясните графически написание орфограмм.
лис_я колдун_я c_едобный в_юнок зла_я нора
пол_ю коч_ку кукол_ное гриб об_ехал плат_е
Ученикам, выполнившим задание быстрее других , предлагается составить предложения с получившимися словосочетаниями. Проверка работы проходит стоя. Дети поясняют связь встретившихся орфограмм с темой урока.
«Русский в темноте»
-Опустите головы на парты, закройте глаза. Послушайте орфографическое стихотворение и дайте к нему задание. Тот, кто готов это сделать, - «просыпается».
Воробьи, подъём, ручьи,
Волчья, съели, листья, чьи,
Въехать, осенью, семья,
Объяснил, польём, друзья.
Дети :Надо определить в каких словах нужно писать Ь, а в каких -Ъ.
Ученики работают с карточками , на которых стихотворение записано с пропуском букв Ь и Ъ.
Проводится взаимопроверка по цепочке : у первых 1-2 справившихся учеников работу проверяет учитель, если всё сделано верно, то ученик имеет право сам проверить следующего закончившего задание. Так продолжается, пока работа каждого из учеников не будет проверена ( проверяющие передвигаются по классу ).
Проверив товарища, ученик садится на место и получает карточку с заданием- «шифром» : нужно заменить транскрипцию слов на запись слова буквами. Разрешается парная работа и взаимопроверка.
-Как различить случаи употребления разделительных Ь и Ъ ?
Игра «Доскажи словечко» (стоя) : закончите предложения словами с разделительными Ь или Ъ.
На столбе висит... ( объявление )
Серёжа живёт в третьем ... ( подъезде )
Осенью на деревьях желтеют ... ( листья )
Когда Даша вырастет , её будут звать ... ( Дарья )
-Запишите слова с Ь и Ъ по памяти в тетради (один ученик пишет на доске за шторой , самопроверка )
Игра « Собиралки» : из букв г, н, о, о, к, ь, и , россыпью расположенных по контуру доски, собрать слово ( «огоньки» )
Физкультминутка для глаз « Цветные огоньки» : Кружки красного, жёлтого, зелёного и синего цветов расположены равномерно по верхней кромке доски. Дети стоят и по команде учителя переводят взгляд с одного цветного кружка на другой.
-Как слово « огоньки» связано с темой нашего урока ? ( В слове есть Ь, но не разделительный, а смягчающий. Он пишется на конце слов или между согласными. )
Самостоятельная работа - Упражнение « Найди пару»
-На стенах и в углах класса находятся карточки с парами слов. Составьте словосочетания, запишите их, вставив, где нужно, пропущенные буквы. Объясните графически написание орфограмм.
лис_я колдун_я c_едобный в_юнок зла_я нора
пол_ю коч_ку кукол_ное гриб об_ехал плат_е
Ученикам, выполнившим задание быстрее других , предлагается составить предложения с получившимися словосочетаниями. Проверка работы проходит стоя. Дети поясняют связь встретившихся орфограмм с темой урока.
«Русский в темноте»
-Опустите головы на парты, закройте глаза. Послушайте орфографическое стихотворение и дайте к нему задание. Тот, кто готов это сделать, - «просыпается».
Воробьи, подъём, ручьи,
Волчья, съели, листья, чьи,
Въехать, осенью, семья,
Объяснил, польём, друзья.
Дети :Надо определить в каких словах нужно писать Ь, а в каких -Ъ.
Ученики работают с карточками , на которых стихотворение записано с пропуском букв Ь и Ъ.
Проводится взаимопроверка по цепочке : у первых 1-2 справившихся учеников работу проверяет учитель, если всё сделано верно, то ученик имеет право сам проверить следующего закончившего задание. Так продолжается, пока работа каждого из учеников не будет проверена ( проверяющие передвигаются по классу ).
Проверив товарища, ученик садится на место и получает карточку с заданием- «шифром» : нужно заменить транскрипцию слов на запись слова буквами. Разрешается парная работа и взаимопроверка.