Сулейменова Бибинур Карлановна
КГУ комплекс «Улкенбокен школа-детский сад»
ВКО Кокпектинский район
Обобщающий урок по русскому языку
На тему «Глагол. Обобщение»
Цели:
- Образовательные - обобщить и систематизировать изученный грамматический материал по теме; закрепить умение правильно писать безударные личные окончания глагола;
- Развивающие - способствовать развитию внимания, памяти и практических навыков логического мышления: сравнение, классификация, обобщение; обогащать словарный запас учащихся, совершенствовать навыки связной речи, формировать навык самоконтроля,
- Воспитательные - воспитывать уважение друг к другу, взаимное сотрудничество; прививать интерес к предмету, воспитывать трудолюбие
Оборудование:
- карточки с заданиями;
Презентация по теме « Глагол »
Ход урока
- Орг. момент.
Учитель: - У нас сегодня урок, который обобщит наши знания о об одной самостоятельной части речи.Улыбнемся нашим гостям и друг другу.
- А теперь настройтесь на урок.Сегодня мы будем говорить о труде.
Не разгрызешь орешка- не съешь и ядрышка. Объясните, как вы понимаете смысл этой пословицы. Только труд приведет нас к знаниям. Все у вас получится, только надо потрудиться.
К этому призывает нас эта часть речи. Вспомним, как надо работать?
Дети: - Дружно, терпеливо, внимательно.
- Запишем дату.Минутка чистописания.
- .Введение в тему урока.
У.: - Послушайте стихотворение и скажите, о чем в нем говорится?
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
Д.: -В этом стихотворении говорится о глаголе.
У.: - Сегодня мы повторим и обобщим всё, что узнали о глаголе на предыдущих уроках, а также продолжим учиться правильно писать и употреблять глаголы в речи. Кроме того вспомним много пословиц, крылатых выражений и поиграем в игры со словами.
Но я хочу предупредить вас, что на уроке вам могут встретиться «ловушки». Будьте предельно внимательны, чтобы не попасться в них.
- Актуализация знаний о глаголе
У.: -А сейчас скажите, что такое глагол? Глагол обозначает дейст вие, поэтому любит трудиться.
У.: - Прочитайте и скажите, что здесь записано?
Слайд 1
Д.: -Это признаки глагола. Но здесь есть «ловушка». Склонение относится к признакам существительного.
У.: - На какие 2 группы можно разделить эти признаки?
Д.: -Постоянные и непостоянные признаки.
У.: - Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете признаки глагола и умеете приводить примеры.
«постоянные признаки» «непостоянные признаки»
1-й ученик рассказывает, какие постоянные признаки есть у глагола.
Я дала опережающее задание: сочинить сказки о признаках глагола.
Света сочинила сказку о видах глагола.
2-й называет непостоянные признаки, т.е. рассказывает, как изменяется глагол: по числам, лицам, временам и родам.
Яна прочитает сказку о временах глагола.
Слайд 2. Постоянные и непостоянные признаки глагола.
- Слайд 3
Без труда – невынишь и рыбку из пруда.
У.: Что здесь записано?
Д.: -Это пословица
У.: - Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Д.: -В этом предложении 2 «ловушки»:
- Частица не пишется с глаголами раздельно;
- У глагола вынешь безударное окончание ешь, т.к. он относится к I спряжению.
Данил прочитает сказку о частице –не.Мы ее сочиняли все вместе.
У.: Скажите, каким членом предложения обычно является глагол?
Д.: Сказуемым
У:Придумайте1распространенноепредложение о труде.Разберите предложение по членам.Проверка.
- Закрепление знаний о грамматических признаках глагола.
- Словарная работа.
У.: - Скажите, когда у глагола нельзя определить время, число, лицо и др. признаки?
Д.: -Когда глагол стоит в неопределенной форме.
У.: - Что вы знаете о глаголах неопределенной формы?
Д.: -Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы «что делать?» «что сделать?» и имеют суффикс -ть-,-ти, -чь.
Задание: образовать от данных существительных глаголы в неопределенной форме.
Слайд 4.
Б…седа – беседовать
К…мандир – командировать
Адр…с – адресовать
В…селье – веселиться
- Игра «Выбывание слов»
У.: - Прочитайте слова
Слайд 5
Нарисует, украшал, подсказать, подарят, грусть, брить
У.: - Исключите из данного ряда по одному слову по какому-либо признаку так, чтобы осталось 1 слово.
Ребята, вы все любите отгадывать загадки, умеете сами придумывать загадки. Скажите можно составить загадку только из одних существительных? Из одних прилагательных?Нет. А из одних глаголов можно, потому что глагол – это удивительная часть речи. Отгадайте такую загадку.
Летит – пищит, сидит – молчит.( комар)
Оказывается звук издают крылышки комара во время полёта.
Теперь вы попробуйте составить загадку из одних глаголов.
Про снег, дождь.
Слайд 6-7
Катается, кататься, удивиться, удивится, веселится, веселиться
У.: -Как определить, когда в слове, оканчивающемся на -тся(-ться) пишется мягкий знак?
- . Упражнение в определении спряжения глаголов и правописании безударных личных окончаний.
У.: - А сейчас перейдем к очень важному признаку глагола – спряжению.
Скажите, для чего нужно знать спряжение?
Д.: -Чтобы правильно писать окончания глагола.
У.: - Как определить спряжение глагола? Какие глаголы относятся ко 2 спряжению? К 1 спряжению? Еще можно определить по 3 лицу мн.ч.
Сейчас Света прочитает стихотворение о глаголах- исключениях.
Когда будете выполнять задание, не забудьте о глаголах- исключениях.
Слайд 8
Глаголы 1 спр. Имеют окончания –ут, -ют. А глаголы 2 спр.- ат.-ят.
Ходить, вертеть, полоть, сеять, отпилить, лететь, стирать,держать.
Физминутка
У.: - Мы изучили много пословиц и поговорок о труде. Вспомним некоторые из них.Закончите пословицу глаголом.
- Раньше начнешь – раньше и … (закончишь).
- Любишь кататься – люби и саночки … ( возить).
- С песней и труд … ( спорится ).
- Лежа хлеба не … (добудешь).
- Всякое дело мастера … (боится).
- Что посеешь, то и …( пожнешь )
- Индивидуальная работа по карточкам.
- Игра «Ты - редактор».
1 уровень.
Замени словосочетание глаголом и запиши этот глагол в том же лице и числе.
Разноуровневые задания. Мальчикам:
- Дашь ответ - …
- Сделаете подарок - …
- Выйдешь навстречу - …
- Сделает проверку - …
- Окажем помощь - …
Укажи спряжение, выдели окончание.
2 уровень.
Подбери к фразеологизмам глагол, близкий по значению и запиши его в заданной форме. Девочкам:
- Обвести вокруг пальца – обмануть 2 л. ед. ч. …обманешь
- Гладить по головке – 1л. мн. ч. …
- Вставлять палки в колёса – 3 л. ед. ч. …
- Зарубить на носу – 2 л. мн. ч. …
- Клевать носом – 3 л. мн. ч. …
СЛАЙД 9
- Цифровой диктант
-ет -ит -тся -ться -ешь –ишь
1 2 3 4 5 6
Качает,ненавидишь,радуется,рубит,радоваться, разговариваешь,ухаживает,пишешь,моется,смотришь,мыться,
Проверка. 1.6.3.2.4.5.1.5.3.6.4.2.
- Итог урока.
У.: - Мы закончили изучение большой темы «Глагол».Вы должны любить труд как глаголы.Будьте деловыми!
Скажите, зачем необходимы знания о глаголе?
У.: - Что вам понравилось сегодня на уроке?
Какое задание было самым интересным? Самым трудным?
Оценки за урок.
Домашнее задание: с.214 упр.541
Творческое задание: сочинить загадку из одних глаголов.