1.Игра " Не прерви цепочку”. (диалогический подход) 1. Как доказать, что слово «ухожу» является глаголом? 2. Расскажите о начальной форме глагола. Почему она называется неопределённой? 3. Какого вида бывают глаголы? 4. Все ли глаголы в русском языке относятся к одному из спряжений? 5. В каком наклонении глаголы могут оканчиваться только на -ите, а в каком на -ите и -ете? 6. В чём особенность безличных глаголов? 7. Расскажите, как определить, к какому спряжению относятся глаголы? 8. Расскажите о переходных и непереходных глаголах. 9. Как пишется глагол ненавидеть с НЕ? (слитно) 10. Пишется или нет в Н.Ф. после буквы Ч – мягкий знак? (да) 11. Какие окончания имеет глагол в неопределенной форме? (-ТЬ, -ТИ, и нулевое окончание в глаголах на -ЧЬ) 12. Изменение глагола по лицам и числам – это … (спряжение) 13. Какое окончание у глагола зависит? (ит) бреет? (ет) стелешь? (-ешь) 14. Во 2 лице единственного числа пишется мягкий знак? (да) Приведи пример. 15. Продолжите цепочку: -Бер- - -бир-…(-пер-пир, дер-дир, тер-тир, мер-мир, стел- стил, блест-блист). Объясните орфограмму. - Итак, мы повторили важные моменты нашей сегодняшней темы. На нашем уроке у нас будут очень хорошие помощники, которые помогут провести остальную часть урока. Но сначала - небольшая разминка. 2.Офографическая задача. Разделить слова с учётом их правописания на две группы. -По какому признаку каждую группу, в свою очередь, можно разделить на подгруппы? Приведите по1-2 примера. Слова: раскаиваешься, багаж, молодёжь, сберечь, дач, стеречь, упряжь, пастбищ, ориентируешься. 3. Задание: из предложений выбрать и записать глаголы в таблицу изъявительного, условного, повелительного наклонений. 1. С людьми советуйся, а ума не теряй. 2. Наградила бы я тебя по-царски, да не послушался ты моего совета. 3. Не спеши языком, торопись делом. 4. Делом к Отчизне любовь докажи, лучше учись, больше трудись. 5. Я бы в летчики пошел, пусть меня научат. 6. Берегите силы, улучшайте жизнь, всегда учитесь и никогда не падайте духом. 7. Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля. 4. Найди третье лишнее: Возвратиться выскочить пить бежать копать пилить рассеяться поливать таять - По какому принципу вы находили ответ? (1 группа слов– по суффиксу –ся ( какой признак имеет глагол с суффиксом –ся? –возвратность) (2 группа слов – по виду глагола (какие виды имеет глагол?) (3 группа слов – по спряжению глагола (рассказать о спряжении глагола). 5. Задание. На доске записаны слова с пропущенными гласными: Держ…тся , жал…т, руб…т, стро…т, кле…т, леч…т, ве…т, се…т, стро…мся, пиш…м, помо…шь,вытр…шь, рису…м. Вставьте нужную гласную. Запишите слова, выделяя окончание глаголов, укажите спряжение, пользуясь алгоритмом. 6.Из данных пословиц выпишите глаголы в форме 2-го лица единственного числа. Графически выделите орфограмму. Бе… смелости (не)возьм…ш... и крепости. Днём раньше посе…ш…– неделей раньше пожн…ш…. По твоим делам о тебе суд…т. Глубже вспаш…ш…– больше хлеба возьм…ш…. В.лков разбуд…ш…– и сам (не) усн…ш…. 7. Составление портрета глагола. ─ А каков же портрет глагола? |