Слушание и анализ | Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь. И, конечно, вы сразу хотите как-то передать свои чувства, эмоции, настроения от утренней природы, рассказать об этом, правда? -Сегодня Муза приглашает нас в Мир Искусства, чтобы встретить с ней рождение нового дня - утро. - Ребята, с чего начинается утро? -А вот художники, музыканты, поэты, чтобы выразить свои чувства используют особые средства. Как вы думаете, что нужно композитору, художнику, поэту, чтобы нарисовать картину природы, передать своё настроение? Как вы сказали поэты передают своё настроение, через слова. Сейчас мы с вами прослушаем стихотворение Никитина «утро». -Так какое настроение вы услышали в стихотворении? -Обратите внимание на репродукцию картины И.Левитана «Солнечный день». - Какое утро изобразил художник? Какие краски он использовал? -А теперь давайте послушаем как наступления нового дня нарисовали музыкальными красками Чайковский и норвежский композитор Э.Грига. Слушая Чайковского «Зимнее утро» подумайте о том: Какое время года? Солнце светило в музыке? Или было ненастье? Дождь или вьюга? -А на каком инструменте исполняется это произведение? (слушаем «Зимнее утро») -Так какое время года? Солнце светило в музыке? Или было ненастье? Дождь или вьюга? -А на каком инструменте исполняется это произведение? -А теперь следующая музыкальная картина композитора из Норвегии Э.Грига. Что вы услышите в музыке, какое время года? - Какие чувства вызывает у вас эта музыка? - В какое время суток вам бы хотелось услышать эту музыку? Почему? -А кто исполнял это произведение, один инструмент или много? (слушаем «Утро» Э.Грига.) - Так какое время года? Зима или лето, а может быть весна? - Почему вы так решили? - Какие чувства вызывает у вас эта музыка? - В какое время суток вам бы хотелось услышать эту музыку? Почему? -А кто исполнял это произведение, один инструмент или много? - Скажите, а солнышко сразу появилось или оно появлялось постепенно? - А как композитор это изобразил? | -Да -С появлением луча, с появлением росы, тумана, с тишины. Утром чувствуется свежесть. -Композитору нужны звуки, художнику - краски, а поэту - слова. -Слушают. -Восторженное, радостное! -Солнечное, жизнерадостное! Яркие, насыщенные. -Слушают. -Мелодия как-бы закручивалась, вьюжила, это зимнее утро. -произведение исполнялось на фортепиано. -Слушают, угадывают. - Похоже и на лето, и на весну. - В музыке как- будто выглянуло солнце. - Музыка плавная, протяжная, в ней чувствуется подъем. - Утром. Потому, что в музыке чувствуется как просыпается природа. - Много, это оркестр. - Солнце не сразу появилось, оно появлялось в музыке постепенно. С помощью разных инструментов |
Повторное слушание | - Голоса (тембры) каких инструментов рисуют нам постепенное пробуждение природы? (Слушают ещё раз «Утро» Э.Грига.) - Голоса (тембры) каких инструментов рисуют нам постепенное пробуждение природы? Звучность усиливалась, добавлялись другие инструменты, создавая эффект восхода солнца. Таким образом композитор изобразил восход солнца. - Скажите, стихотворение И.Никитина, больше созвучно какому музыкальному произведению, первому или второму? -Ребята, какие движения хочется делать под музыку Э. Грига? - А давайте сейчас в своем воображении представим, что мы маленькие зернышки, и из вашего зернышко под музыку Э. Грига прорастет красивый цветок, нашими лепестками будут руки, совершая ими плавные движения мы с вами соберём красивый букет из ваших цветов. (Играет музыка «Утро» Э.Грига.) | - Слушают. - называют флейту, гобой, скрипки и др. - Второму, его написал Э.Григ -плавно двигать руками Выполняют плавные движения руками под музыку «Утро» Э.Грига. |
Разучивание песни | - А теперь мы с вами тоже будем исполнителями музыки. Какой инструмент всегда находится с нами? - И как любой инструмент его надо настроить. Но для начала сядьте все как исполнители, спинку держите прямо, ноги поставьте вместе на пол, руки положите на колени. Давайте вспомним, как мы правильно берем дыхание. Представьте, что у вас в ладошках цветок и вдохнем с наслаждением его аромат, чтобы пояску стало тесно, а плечи не поднимаются. Давайте еще раз вдохнем его аромат. Хорошо. Распевание: «мычание» на одном звуке, «Вверх иду по лесенке и пою я песенки» - Молодцы. А теперь давайте разучим песню «С добрым утром солнышко». - Послушайте как поется первый куплет (слушают: С добрым утром солнышко, просыпаюсь я. Если тучка, здравствуй тучка. Мы с тобой друзья! И неважно если солнце или если дождь. От улыбки море счастья в радугу слилось.) -Какая песня по настроению? Что под нее хочется делать? Давайте проговорим с вами куплет. - Давайте вместе попробуем спеть его. Так видимо кто-то плохо слушал как поется эта песня. Давайте еще раз ее послушаем. Как ее нужно петь? - А теперь «ученик» спой его вместе со мной. - Отлично, молодец. Хорошо спел не так ли? - Спойте самостоятельно этот куплет, так же хорошо и выразительно, как сделал это «ученик». - Молодцы. А теперь послушайте как поется куплет: Счастлив Я и всё хорошо! ла-ла-ла-ла-ла. -Как пропевают слова в куплете? -Давайте проговорим с вами припев. - Давайте вместе попробуем его спеть. -Отлично, а ну ка давайте вспомним как звучит полностью песня (играет с самого начала) - Молодцы, а теперь давайте соединим куплет и припев и споем ее вместе. - Хорошо, а теперь споем песню по рядам. 1 и 3 ряд будут петь куплет, а 2 ряд будет припев. поем со всей выразительностью, с улыбкой на лице! - А теперь все поднялись со своих мест красиво встали. Поем песню от начала до конца все вместе. | - Голос. -Веселая, радостная, просыпаться. -Проговаривают. -поют. -слушают. -бодро, весело, с улыбкой на лице. - поет. -Да, отлично - поют. Четко. -Проговаривают. - поют. -слушают. - поем. - поют. - поют. |
Итог урока и рефлексия | - Ребята, вы сегодня познакомились с разными произведениями искусств, вы увидели и услышали, как поэты, художники, композиторы по-разному выражают свои мысли, чувства, настроения от картины природы, и конкретно, об утренней природе. -С произведениями каких композиторов вы сегодня познакомились? Молодцы, на этом уроке мы разучили куплет и припев. Вам понравилась песня? А вам хотелось бы ее разучить до конца? Тогда на следующем уроке мы разучим эту песню до конца. - Оцените свою работу на уроке. (лестница успеха) | -Дети вспоминают П.Чайковского, Э.Грига. |