1 класс
1 четверть
Урок №5
Тема урока: Музыка разговаривает
Содержание: Дать детям представление о том, что музыка может рассказывать. Сформировать понятие учащихся о звуках низких, средних, высоких. Повторения понятий: кюй, композитор, домбра. Инструмент домбра.
Музыкальный материал «Дружба – это не работа»
кюй ««Нар идирген»,
Песня об осени
Песня «Весёлый счёт»
Модули: КМ, «Лидерство», «Новые подходы»
Стратегия: «Мозговой шторм» - «Может ли музыка нам о чём-нибудь рассказать?», «Вопрос – ответ»
Форма: коллективная фронтальный опрос, пение: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оценивание: жетоны за правильные ответы (1 жетон – «квадратик» (равноценно оценке «4») 2 и более жетонов – «звёздочка» (равноценно оценке «5»)
Результат: Дети знают легенду «Нар илирген» и могут её пересказать
Дети поют песни вместе с учителем
Дети могут ответить на вопрос «Может ли музыка «разговаривать»?»
Ключевая идея: музыка при помощи звуков может «рассказывать, разговаривать».
1 этап урока: Приветствие.
Микроцель: Соблюдение этических норм. Соблюдение традиций.
Деятельность учителя: музыкальный диалог с учащимися
Деятельность учащихся: музыкальный диалог с учителем
Учитель: Здравствуйте, Здравствуйте!
Учащиеся: Здравствуйте! Прозвенел звонок!
Учитель: Здравствуйте, Здравствуйте!
Учащиеся: Здравствуйте! Снова на урок!
Учитель: Учимся, учимся музыке!
Учащиеся: Музыка – важна!
Учитель: Музыка, музыка…
Учащиеся: Музыка нам всегда нужна!
Материал: музыкальное приветствие (авторское)
Стратегия: музыкальный диалог
Форма работы: коллективная
Оценивание: оценка с комментарием
2 этап урока: Повторение
Микроцель: Повторение тем прошлых уроков
Деятельность учителя: О каком музыкальном инструменте мы говорили на прошлом уроке? Выберите из рисунков один и опишите инструмент.
Если вы выбрали правильно инструмент, то прозвучит музыка.
Посмотрите на второй слайд - кто эти люди одним словом?
Выдерите из них того, кто сочинил кюй «Каскыр» («Волк»)
Давайте поиграем в игру «Да-Нет-ку» и повторим значение слова «КЮЙ»
Кюй – это песня? Инструментальное произведение? Кюй исполняется на балалайке? На кобызе? На домбре?
Я загадала один музыкальный инструмент, но не назову, а опишу его. Он сделан из дерева, у него есть 2 струны, а посередине верхней деки имеется маленькое отверстие в виде дырочки. Что это за инструмент?
Деятельность учащихся: Дети выбирают инструмент и описывают его.
Кобыз– казахский народный,, струнно-смычковый инструмент.
Кюй «Каскыр», в котором мы слышим голоса волков (тявканье и вой)
Это – композиторы.
Дети выбирают Ыхыласа.
Нет, не песня. Да – инструментальное произведение, исполняемое на музыкальном инструменте. Кюй не исполняется на балалайке, а исполняется на домбре и кобызе.
Дети слушают описание и называют инструмент – домбра.
Материал: Презентация
Кюй «Каскыр»
Кюй – инструментальная пьеса, исполняемая на домбре или другом музыкальном инструменте.
Легенда – предание об исторических событиях.
Домбра – казахский народный музыкальный инструмент.
Стратегия: «Да-Нет-ка»
Форма работы: индивидуальная
Оценивание: жетоны за правильный ответ
3 этап урока: Вызов
Микроцель: Актуализация знаний и представлений учащихся по теме урока. Заинтересовать детей темой урока.
Деятельность учителя: Поиграем в игру «Звери». Среди прочих последним называет «верблюд" Хотите услышать настоящий голос верблюда?
Деятельность ученика: Дети едут на паровозе и издают звуки тех животных, которых назовёт учитель. Дети слушают голос верблюда.
Материал: Музыкальная игра «Звери». Аудио – Голос верблюда
Стратегия: Имитация детьми звуков голоса животных
Форма: коллективная
Деятельность учителя: как вы думаете, может ли музыка «разговаривать» так, чтобы нам было понятно, о чём она «говорит»? При помощи чего музыка может «разговаривать» с нами?
Деятельность учащихся: Да. Музыка может «разговаривать» при помощи звуков. Мы понимаем характер музыки – грустная она или весёлая.
Деятельность учителя: У казахского народа есть много кюев – легенд. Одна из них кюй-легенда «Нар идирген» рассказывает о верблюдице и не только о ней. Можем ли мы с помощью музыки узнать содержание легенды.
Деятельность учащихся: Дети отвечают на вопрос – да, по звучанию музыки (характер, темп, динамика) мы можем предположить, о чём рассказывает музыка.
4 этап урока: Осмысление темы и слушание музыки
Микроцель: Получить представление о кюе – легенде» Нар идирген».
Деятельность учителя: Хотите узнать эту легенду? Учитель рассказывает легенду «Доение верблюдицы». После прослушивания – Понравилась ли вам легенда?
Вы услышали голос верблюжонка?
Деятельность учащихся: Дети слушают легенду и музыку. Дети отвечают на вопросы учителя.
Материал: Презентация. Народный кюй - легенда «Нар идирген»
Стратегия: Сопоставление звучания музыки и изображения «Картинка – музыка»
Форма работы: фронтальный опрос.
Пауза
Микроцель: отдых
Деятельность учителя: Учитель поёт песенку с движениями
Деятельность учащихся: Дети повторяют за учителем
Материал: «Если весело живётся» песня – игра
Стратегия: совместная игра
Форма: коллективная
5 этап урока: Вокально-хоровая работа
Деятельность учителя: Пение новой песни «Осень наступила» - разучить слова и мелодию. Беседа по содержанию песни. Отчетливо проговаривать звук «ж». Петь целым классом, рядами и индивидуально.
Деятельность учащихся: Дети распеваются и поют песни под руководством учителя.
Материал: песня «Осень наступила»
Стратегия: Совместное пение, вокально – хоровая работа. «Эхо».
Форма работы: Коллективная, групповая, индивидуальная
6 этап урока: Выводы. Рефлексия.
Микроцель: подведение итогов урока.
Деятельность учителя: Что вам запомнилось из того чем мы занимались на уроке? Вам понравился урок или нет? Что вам понравилось на уроке, а что не понравилось? Спасибо вам за активную работу на уроке. Было приятно сегодня с вами работать.
Деятельность учащихся: Ответы учащихся.
7 этап урока: Прощание и выставление оценок.
Микроцель: Оценка деятельности учащихся на уроке
Деятельность учителя: Сейчас мы подсчитаем количество жетонов и подведём итоги.
Деятельность учащихся: Подходят с жетонами к учителю и получают оценки в дневники.
Легенда "Нар идирген"
В давние времена у одного бедного старика была верблюдица. Потеряв своего верблюжонка, верблюдица, страдая, перестала давать молоко. А для людей, живущих в ауле, молоко было средством питания, и старик извещает аульчан, что отдаст единственную дочь в жёны тому музыканту, который сумеет раздоить верблюдицу. Приходило много музыкантов. Среди них были три самых искусных: один – старик, другой – джигит, третий – мальчик. Первым дают играть старшему по возрасту – старику. Когда старый домбрист начал играть, верблюдице послышался голос её верблюжонка, и молоко поступило в вымя. Девушка почувствовала это, крепко сжала сосцы верблюдицы пальцами и сказала: «Нет молока, передайте домбру другому». Она сделала это для того, чтобы не идти замуж за старика.
Вторым стал играть джигит (слушаем). Чтобы люди не заметили её уловку, девушка выждала время и начала доить верблюдицу после того, как джигит поиграл какое-то время.
Итак, девушка, согласно договора, должна выйти замуж за джигита. До мальчика, который утомив своего коня, прискакал, чтобы участвовать в состязании, очередь не дошла и он, опечаленный, играет свой кюй «Кюйдым жандым» (слушаем). После того, как сыграли три музыканта, старик, уверенный в своём искусстве, сказал, гляда на девушку: «Светик мой! Это я раздоил верблюдицу. Если вы мне не верите, давайте ещё раз сыграем и отправимся каждый в сою сторону. Посмотрим, за кем пойдёт это бедное животное». Девушка была вынуждена согласится на это требование. Музыканты заиграли и верблюдица пошла за стариком, обнюхивая полы его чапана. Ей казалось, что именно там находится её потерянный верблюжонок. Так народ узнал, кто раздоил верблюдицу. Вернувшись, старик сказал: «Дорогая моя, никогда не обманывай. Будьте счастливы вместе!» – и старик дал благословение молодым.