Использование проектного метода на уроках музыки
Одним из направлений моей педагогической деятельности является использование проектного метода в процессе обучения.
Свою деятельность по внедрению проектного метода я начала в 2014 г., с изучения теоретической литературы:
- Н.Ю. Пахомова «Метод учебного проекта»,
в пособии представлены дидактические возможности учебного проекта и особенности методики его осуществления, которые позволят учителю глубже понять и эффективно использовать психолого-педагогические факторы этого метода в практической работе.
- И.С.Сергеев «Как организовать проектную деятельность учащихся»
в книге изложены подходы к вопросам организации проектной деятельности учащихся в школе: что такое проектный метод, каковы основные требования к проекту, как правильно спланировать проектную деятельность на уроке и в масштабах школы, каковы основные проблемы и трудности метода проектов и мн. др.
С помощью проектного метода я развиваю познавательный интерес учащихся, формирую умения самостоятельно конструировать свои знания, развиваю критическое мышление. Из носителя готовых знаний я превращаюсь в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Организованная мною проектная деятельность выходит за рамки простого урока.
Практика показала, что метод проектов применим для уроков музыки, вызывает интерес и живую реакцию детей, дает возможность развить творческие способности каждого ребенка.
Как один из аспектов моей методической работы в 2014 учебном году был разработан совместно с детьми творческий проект «В чем заключается преобразующая сила музыки?»
Проектная деятельность была направлена на исследовательскую работу творческих групп учащихся:
- 1 группа «Историки»- целью их работы было выяснить историю возникновения музыки и ее роль в жизни человека.
Отчет предоставили в виде докладов: «Возникновение музыки» и «Роль музыки в жизни человека».
- 2 группа «Музыковеды» - цель работы: узнать какими средствами музыкальной выразительности рассказывает музыка. В чем сила преобразующей музыки.
Отчеты представили в виде презентаций: «Средства музыкальной выразительности» и «Преобразующая сила музыки».
В соответствии с проектной технологией, были разработаны этапы проекта :
- Подготовительный :
- определение темы, идеи проекта
- формирование рабочих групп и распределение работы по группам
- поиск информации, посещение библиотеки, наблюдение, опрос
- Содержательный :
- обработка информации и анализ полученных результатов
- темы исследований: история возникновения музыки; роль музыки в жизни человека; средства музыкальной выразительности; преобразующая сила музыки
- Завершающий этап:
- работа по созданию УМП «Преобразующая сила музыки»
- итоговая беседа с использованием УМП
- рефлексия
Проект «В чем заключается преобразующая сила музыки?» был представлен на районном конкурсе «Информационные технологии в руках учителя» в номинации «Учебно – методический проект». Работа заняла III место.
В 2015 учебном году был реализован следующий исследовательский проект: «История возникновения и изготовления музыкальных инструментов»
Цель работы: изучить, как происходило развитие музыкальных инструментов в истории музыкального искусства, и изготовить несколько инструментов самостоятельно.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения первых музыкальных инструментов.
2. Изучить характеристики и свойства звука, провести опыты.
3. Найти связь между музыкальным искусством, физикой и технологией.
4. Придумать и изготовить музыкальные инструменты из природных материалов и предметов быта.
Актуальность работы в том, что она предполагает востребованность знаний из физики и прочих областей естествознания. В тесной межпредметной связи таких наук как музыка, физика, технология и заключается новизна исследовательской работы.
Исследование «В мастерской музыкальных инструментов», помогло ребятам расширить знания в области истории музыки (зарождение музыкального искусства, отношение к музыке в разные эпохи и в разных культурах), в области физики (свойства и характеристики звука), в области технологии (практическое изготовление музыкальных инструментов).
В ходе работы учащиеся выдвинули гипотезу - учитывая, что первые музыкальные инструменты были выполнены в далёком прошлом людьми без специальной подготовки, узнав из каких подручных материалов были сделаны эти музыкальные инструменты, изучив физические свойства звуков, мы можем изготовить несколько музыкальных инструментов самостоятельно.
Гипотеза о том, что возможно изготовить самостоятельно несколько музыкальных инструментов полностью подтвердилась.
Практическим результатом работы стали сделанные учащимися музыкальные инструменты.
Для их изготовления ребята использовали различные подручные материалы.
Главные цели введения метода проектов в практику преподавания музыки:
- показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
- реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;
- продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;
Организуя работу над проектом я стараюсь выполнять следующие условия:
- тематика музыкального проекта должна быть актуальной;
- проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;
- необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.
Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.