Просмотр содержимого документа
«Нравственное воспитание детей в начальных классах на основе православных традиций»
Нравственное воспитание детей в начальных классах на основе православных традиций
Одной из главных проблем российских школ сегодня является проблема введения в содержание российского образования предметов, ориентирующих школьников на то, «что такое хорошо, что такое плохо».
В июле 2009г. на встрече Президента России Д.А. Медведева и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с лидерами других религиозных конфессий было принято решение о введении в школы России преподавания предметов духовно-нравственного содержания. Суть методики проста - все религии учат добру. Посредством религиозной культуры дети учатся любить Родину, семью, беречь природу и быть трудолюбивыми. В связи с этим образовательный стандарт второго поколения включил в себя предметы религиозного содержания, которые знакомят школьников с основами православной христианской веры, с православной культурой, с духовной историей России.
Изучение в школе религиозных культур не ведет автоматически к воспитанию школьника в религиозной традиции, но способствует ориентации в смыслах человеческой культуры и деятельности. Здесь не ставятся вероучительные задачи, дается возможность семье и ребенку самим разобраться, во что ему верить. Но к народным традициям, безусловно, нужно относиться с уважением. Россия на протяжении тысячи лет создавала свои традиции на основе христианских ценностей. Без понимания христианства ребенок не способен освоить русскую и мировую культуру. Православие является традиционной и культурообразующей религий на русской земле с 988 года.
Быть русским значит жить по традициям святой Руси. Традиция рассматривается как нечто, перешедшее от одного поколения к другому - обычай, установивший порядок в поведении. В быту - устная передача каких либо исторических сведений, преданий. Под традицией мы понимаем «обычай», укоренившийся порядок в чем-нибудь.
Основой роли педагогических традиций является убеждение в том, что будущее вырастает и должно вырастать из прошлого, чтобы новое общество стало итогом «обновления, развития».
Издавна ведущую роль в формировании традиций играла русская православная церковь. Изучение православных традиций помогает решить проблему духовно-нравственного становления личности ребенка, формированию у него ценностных ориентиров и целостного мировоззрения.
Освоение традиций в форме образования предлагает три элемента: знание традиций, опыт ее освоения и построение личного бытия на основе этого опыта. Чтобы школа была способна решать задачу освоения традиций необходимо изучение таких содержательных элементов, как опыт трудовой деятельности, опыт творческой деятельности, опыт межчеловеческого общения, опыт духовной жизни.
Только воспитание у новых поколений россиян устойчивых нравственных убеждений на основе традиционных исторических, духовных, культурных ценностей позволит обеспечить успешное социальное развитие России 21 века.
В нашей школе (как и в других школах города) ведется курс «Основы православной культуры». Дети с удовольствием изучают ОПК. Любят этот предмет. На уроках происходит духовно-нравственное развитие ребенка, учащиеся воспитываются в духе лучших народных традиций, формируется духовная, нравственная личность на основе изучения народной культуры, решение задач патриотического воспитания. Дети приобщаются исторической народной памяти: бережное сохранение уже сформировавшихся традиций и их переосмысление в современных условиях.
Мы понимаем, что православное воспитание – это процесс формирования личности в системе понятий христианского мировоззрения, приобщения ребенка к источникам благодати и освещения. Некоторые дети в школе капризны, драчливы, непослушны, но когда начинают проходить уроки православия, все меняется. Дети учатся видеть свои недостатки, осознают их, преодолевают. Они понимают, что человек может вредить себе своей злостью, плохим помыслами. Воспитание благочестия вырабатывает в детях внутренний духовный стержень, который становится основой для внешнего поведения.
Православные традиции праздников различны: «Рождество», «Масленица», «Святая Пасха». Так, например, на «Рождество» дети делали своими руками игрушки, хлопушки, украшения, учили колядки. На «Масленицу» - проводились состязания: перетягивание канатов, лазание по шесту, катание на санях, и, конечно, лакомились блинами. На «Пасху» устраивались многочисленные увеселения, разговлялись куличами и раскрашенными яйцами, вкушали творожную пасху. Все это мы проводим в классе для того, чтобы расширить знания учащихся о православных традициях своего народа. Развивать интерес к истории и культуре русского народа.
Так же стараемся на уроках, мероприятиях, как можно чаще говорить об истории России, о ратных подвигах нашей страны, а это значит, что школьники учатся любить, уважать и почитать Россию. Кто не уважает своей Родины, тот не уважает себя, того не уважают другие. Всегда Россия для русских была могучей и сильной державой, с богатым духовным опытом наших предков.
Чтобы семьи школьников были дружными, крепкими, а дети добрыми и послушными, необходимо соблюдать традиции, обычаи Святой Руси. Семейный очаг - дети согревают теплом и любовью. Хочется остановиться на одном из проектов «День семьи». Этот проект проходил у нас в классе. Перед детьми поставлена задача, цель и они приступили к сбору материала о семье, беседовали с родителями, дедушками и бабушками, посещали библиотеку, добывали информацию из интернета, готовили костюмы. На уроках окружающего мира знакомились со статьей «Святость отцовства и материнства», на уроках музыки разучивали песню «Моя семья». На уроках технологии изготавливали кукол - пеленашек. На уроках изобразительного искусства рисовали рисунки о семье.
Этот мини-проект охватывает урочную и внеурочную деятельность, это своеобразная экспедиция в прошлое и настоящее семьи. Совершая эту работу, дети исследуют предметы из различных областей знаний. Они познакомились с законами доброты:
1. Делай добро с умом.
2. Не делай добрые поступки на показ.
3. Не суди по силе руки, а сули по силе сердца.
Вместе с родителями участвовали в составлении «Семейного вопросника» (семейные традиции, семейные реликвии, знаменательные даты и праздники дома), составляли словарик свадебных слов. Заполняли анкету «История начинается» («Я родился» и «Мое появление на свет», «Родословное древо»).
Защита данного проекта прошла в виде большого праздника, где дети читали стихи, пели песни, танцевали, рассматривали свадебные фото родителей, любовались куклами - пеленашками, а закончился праздник спортивными состязаниями детей и родителей и чаепитием.
Как воспитывать в детях доброту, отзывчивость, внимание, взаимопонимание, честность, порядочность? В этом нам помогают уроки православия, мероприятия, беседы, встречи, экскурсии. Во всех мероприятиях мы видим поддержку семьи, родителей. Их помощь, их участие неоценимо дороги детям.
В нашей школе стало доброй традицией проводить уроки Мужества, праздники «Рождество Христово», «Масленица», «Красная Пасха». В праздниках участвуют и дети, и их родители. Дети с таким восторгом наблюдают за родителями, переживают за них, радуются победам. Особенно серьезно и торжественно проходят встречи со священниками (у нас побывал владыка Гермоген, отец Дмитрий Быков, настоятель храма Персвятой Богородицы с. Гавриловка). На таких встречах дети задают очень важные, волнующие вопросы о заповедях, о смысле жизни, обсуждают истории из жизни людей, знакомятся с обычаями, традициями православия. Экскурсии в храм, знакомства с иконами, посещение колокольни все это оставляет неизгладимый след в душах детей. Начало учебного года по традиции мы начинаем с посещения памятника афганцам, где дети совершают поклон, отдавая дань павшим воинам.
Важным и запоминающим мероприятием детей было празднование 75-летия Тамбовской области «Земля тамбовская, родная». Здесь проходила встреча нескольких поколений. Дети рассказывали стихи о Тамбовском крае, о родном Мичуринске, пели песни, танцевали. Особенно трогательно прозвучала песня «Офицеры» в исполнении Тимошкина Саши и его папы Александра Александровича, участника войны в Чеченской республике. Торжественно, красиво звучал «Гимн Тамбовской области» (под руководством А.П. Киселева). Все это создавало атмосферу добра и сердечности. А проведение школьного Парада войск на 9 мая?! Эта традиция следует уже много лет, которая служит примером для детей многих поколений в нашей школе. Цель данных проектов: воспитание патриотизма, любви к малой родине, воспитание доброты, чуткости сострадания, сопереживания, терпимости и доброжелательности.
Митрополит Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский писал, что одной из важнейших задач сегодняшнего времени является возвращения россиянам понимания того, что без Веры и Родины невозможна полноценная жизнь личности и семьи, общества и государства. В связи с этим необходимо возрождение идеологии России, основанной на древних православных святынях и традиционных народных идеях.
Святая Русь служила и служит опорой «небесным» добродетелям, надежным заслоном на пути мировой злобы. Ей всегда были свойственны преданность «возвышенным» идеям, готовность «положить душу свою задруги своя». Ей была свойственна традиционная русская духовность, основанная на тысячелетних святынях православия.
Необходимо поддерживать в любую минуту Россию и русский народ, несущих свой крест. Нет ничего более великого, чем разделить судьбу Отечества, своего народа в радости и в горести.