kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему "Православные ценности в содержании уроков начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сейчас стали традиционно проходить встречи посвященные сотрудничеству Церкви и школы. Это не случайно. Неспокойное время социальных преобразований вскрыло проблемы, связанные с духовной жизнью общества. С одной стороны, налицо эмоциональность при решении злободневных вопросов, с другой – дефицит милосердия и взаимопонимания между людьми. Источник возникновения противоречивых тенденций следует искать не только в специфике социально-экономического устройства, но и в недостатках эмоционально-нравственного развития учащихся, в слабом формировании эмоционально - ценностных ориентаций при обучении школьников.

     Подмосковье за минувшие годы стало общероссийской опытной площадкой по разработке учебно-методических комплектов по духовно-нравственным дисциплинам. Несколько учебников предназначенные соответственно для детских садов, средних школ и вузов, прошли экспертизу Федерального института развития образования при Министерстве образования России и были одобрены для использования в государственной системе обучения. Учебник по «Основам православной культуры» для четвёртого класса, предназначенный для использования в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики» вошёл в федеральный перечень пособий по данной теме.

      И когда идёт обсуждение развития преподавания духовно-нравственных дисциплин, то подчас сосредотачиваешься исключительно на культурно-исторических компонентах обучения, отодвигая воспитательный фактор на задний план. Это неверно. Святой праведный Ионн Кронштадтский говорил: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце… Нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нём чистый пламень… так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям».

     Л.Н. Толстой утверждал и был в этом глубоко убеждён, что не может быть нравственности без религии и выступал с пропагандой своих религиозных взглядов. Л.Н. Толстой полагал, что люди не могут жить без религии, она должна быть основой мировоззрения. В тесной связи с религиозным мировоззрение Толстого находится и его учение о нравственности. Сущность теории нравственности, сформулированной Толстым, заключается в том, чтобы люди любили друг друга, стремились к единению и братству, к ограничению своих потребностей и никогда не делали другим того, чего не желают себе, Великий педагог доказывал важность таких черт личности, как незлобивость, смирение, любовь к ближнему и др.

     Многие черты толстовского мировоззрения  выявились в художественных произведениях молодого Толстого, поскольку ряд рассказов для детей проникнут идеями христианского всепрощения, верой в силу добра, человечность.

    Его труды: «Круг чтения», «Путь жизни», «Христианская мудрость» нашли отражение в учебнике для четвёртого класса, «Основах религиозных культур и светской этики».

    Видный профессор – естественник и педагог С.А. Рачинский высказал уверенность, что  своей работой Толстой оказал «величайшую услугу… русскому школьному делу» и что «нет в мире литературы, которая могла бы похвалиться чем-либо подобным».

     Десятки детских рассказов, написанных Толстым, вобрали в себя огромный мир размышлений, моральных и художественных представлений автора.

    Басни написанные Толстым по советам Эзопа («Муравей и голубка», Лев и мышь», «Лгун» и др) превосходным русским языком, кратки, содержательны и в большинстве случаев говорят о действиях, поступках и переживаниях людей и повадках животных. Басни побуждали детей думать о том, хорошо ли поступали люди и животные, заставляли оценивать их поведение, т.е. у детей моральные взгляды складывались под влиянием прочитанного материала. Так например, из басни «Лгун», в которой рассказывается о том, как мальчик, стерегущий овец, несколько раз обманывал мужиков криком: «Помогите, волк! Волк!» и становится, в конце концов, виновником того, что волк перерезал всё стадо, вытекает мораль – лгать нельзя. Ознакомившись с басней «Муравей и голубка», дети могли понять, что необходимо оказывать помощь друг другу в беде.

   Детские книги Толстого не только пережили многие десятилетия. Они сыграли особенную роль в становлении детской литературы.

    Уже в начальных классах важно, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, их осознанию и закреплению.

    Возрождая лучшие традиции отечественной педагогики, стоит обратить внимание на её опыт в религиозно-нравственном воспитании, где особая роль отводилась праздникам русской православной церкви. Приуроченные к определённой дате церковного календаря, они были важным элементом национальной культуры, отличались цельностью и своеобразием. Каждый праздник имел традиции, сложившиеся в результате духовного и социально-культурного опыта всего народа, жителей определённой местности. В этом заключался его эстетический и этический смысл. Кроме того, праздник, включенный в социо-культурную реальность имел импровизационную основу, требуя активной деятельности от его участников. Тем самым открывались широкие возможности для формирования духовного потенциала личности, развития её творческих начал.

    Одним из любимых праздников детей было Рождество Христово.

     Духовную, эстетическую и эмоционально-психологисескую подготовку к празднику, посвящённому рождению Божиего Сына, который принёс в мир проповедь добра и любви, научил спасению от ненависти и зла, начинали с чтения библейских историй о Деве Марии и рождении Иисуса Христа.

     Помимо чтения книг, адаптированных к восприятию младшими школьниками (Детская Библия, Вавилонская башня и другие библейские предания.), важной формой подготовки к празднику были беседы о христианских праздниках, отмечаемых во время рождественского поста. ( Есть дети, которые посещают Воскресную школу. Они оказывают хорошую помощь в подготовке к празднику).

     Рождество Христово как важнейшее событие евангельской истории запечатлено во многих выдающихся произведениях литературы, музыки, живописи. Проходят комбинированные уроки и мероприятия: чтения и изобразительного искусства («Рождество Христово в русской иконописи», «Что рассказала старинная рождественская открытка», «Воспоминания моей прабабушки о Рождестве», «Детские игры и развлечения на святках»), чтения и музыки («Пришла коляда накануне Рождества», «Рождественские песни», «Здравствуй, красавица ёлочка!»).

    Важно создать эмоционально-психологическую атмосферу в предпраздничные дни. На уроках технологии - изготовление рождественских украшений: композиций и игрушек для ёлочки (можно использовать описания старинных рождественских игрушек).

    В этом году 8 октября пройдут Церковные  богослужения  Преподобному  Сергию Радонежскому.  Слова святого звучат как духовное завещание, донесённые до нас благочестивым преданием: «Любовью и единением спасёмся». Здесь говорится о тех качествах, которые так необходимы современному человеку, особенно молодёжи, как духовная опора в противостоянии злу и безнравственности, в личностном становлении и созидательной деятельности на благо своего народа.

a

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Православные ценности в содержании уроков начальной школы"»

Тема: «Православные ценности в содержании уроков начальной школы».

Должность учитель начальных классов

Место работы МАОУ Домодедовская СОШ №7 с УИОП

Ф.И.О. Волкова Н.А.



Сейчас стали традиционно проходить встречи посвященные сотрудничеству Церкви и школы. Это не случайно. Неспокойное время социальных преобразований вскрыло проблемы, связанные с духовной жизнью общества. С одной стороны, налицо эмоциональность при решении злободневных вопросов, с другой – дефицит милосердия и взаимопонимания между людьми. Источник возникновения противоречивых тенденций следует искать не только в специфике социально-экономического устройства, но и в недостатках эмоционально-нравственного развития учащихся, в слабом формировании эмоционально - ценностных ориентаций при обучении школьников.

Подмосковье за минувшие годы стало общероссийской опытной площадкой по разработке учебно-методических комплектов по духовно-нравственным дисциплинам. Несколько учебников предназначенные соответственно для детских садов, средних школ и вузов, прошли экспертизу Федерального института развития образования при Министерстве образования России и были одобрены для использования в государственной системе обучения. Учебник по «Основам православной культуры» для четвёртого класса, предназначенный для использования в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики» вошёл в федеральный перечень пособий по данной теме.

И когда идёт обсуждение развития преподавания духовно-нравственных дисциплин, то подчас сосредотачиваешься исключительно на культурно-исторических компонентах обучения, отодвигая воспитательный фактор на задний план. Это неверно. Святой праведный Ионн Кронштадтский говорил: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце… Нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нём чистый пламень… так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям».

Л.Н. Толстой утверждал и был в этом глубоко убеждён, что не может быть нравственности без религии и выступал с пропагандой своих религиозных взглядов. Л.Н. Толстой полагал, что люди не могут жить без религии, она должна быть основой мировоззрения. В тесной связи с религиозным мировоззрение Толстого находится и его учение о нравственности. Сущность теории нравственности, сформулированной Толстым, заключается в том, чтобы люди любили друг друга, стремились к единению и братству, к ограничению своих потребностей и никогда не делали другим того, чего не желают себе, Великий педагог доказывал важность таких черт личности, как незлобивость, смирение, любовь к ближнему и др.

Многие черты толстовского мировоззрения выявились в художественных произведениях молодого Толстого, поскольку ряд рассказов для детей проникнут идеями христианского всепрощения, верой в силу добра, человечность.

Его труды: «Круг чтения», «Путь жизни», «Христианская мудрость» нашли отражение в учебнике для четвёртого класса, «Основах религиозных культур и светской этики».

Видный профессор – естественник и педагог С.А. Рачинский высказал уверенность, что своей работой Толстой оказал «величайшую услугу… русскому школьному делу» и что «нет в мире литературы, которая могла бы похвалиться чем-либо подобным».

Десятки детских рассказов, написанных Толстым, вобрали в себя огромный мир размышлений, моральных и художественных представлений автора.

Басни написанные Толстым по советам Эзопа («Муравей и голубка», Лев и мышь», «Лгун» и др) превосходным русским языком, кратки, содержательны и в большинстве случаев говорят о действиях, поступках и переживаниях людей и повадках животных. Басни побуждали детей думать о том, хорошо ли поступали люди и животные, заставляли оценивать их поведение, т.е. у детей моральные взгляды складывались под влиянием прочитанного материала. Так например, из басни «Лгун», в которой рассказывается о том, как мальчик, стерегущий овец, несколько раз обманывал мужиков криком: «Помогите, волк! Волк!» и становится, в конце концов, виновником того, что волк перерезал всё стадо, вытекает мораль – лгать нельзя. Ознакомившись с басней «Муравей и голубка», дети могли понять, что необходимо оказывать помощь друг другу в беде.

Детские книги Толстого не только пережили многие десятилетия. Они сыграли особенную роль в становлении детской литературы.

Уже в начальных классах важно, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, их осознанию и закреплению.

Возрождая лучшие традиции отечественной педагогики, стоит обратить внимание на её опыт в религиозно-нравственном воспитании, где особая роль отводилась праздникам русской православной церкви. Приуроченные к определённой дате церковного календаря, они были важным элементом национальной культуры, отличались цельностью и своеобразием. Каждый праздник имел традиции, сложившиеся в результате духовного и социально-культурного опыта всего народа, жителей определённой местности. В этом заключался его эстетический и этический смысл. Кроме того, праздник, включенный в социо-культурную реальность имел импровизационную основу, требуя активной деятельности от его участников. Тем самым открывались широкие возможности для формирования духовного потенциала личности, развития её творческих начал.

Одним из любимых праздников детей было Рождество Христово.

Духовную, эстетическую и эмоционально-психологисескую подготовку к празднику, посвящённому рождению Божиего Сына, который принёс в мир проповедь добра и любви, научил спасению от ненависти и зла, начинали с чтения библейских историй о Деве Марии и рождении Иисуса Христа.

Помимо чтения книг, адаптированных к восприятию младшими школьниками (Детская Библия, Вавилонская башня и другие библейские предания.), важной формой подготовки к празднику были беседы о христианских праздниках, отмечаемых во время рождественского поста. ( Есть дети, которые посещают Воскресную школу. Они оказывают хорошую помощь в подготовке к празднику).

Рождество Христово как важнейшее событие евангельской истории запечатлено во многих выдающихся произведениях литературы, музыки, живописи. Проходят комбинированные уроки и мероприятия: чтения и изобразительного искусства («Рождество Христово в русской иконописи», «Что рассказала старинная рождественская открытка», «Воспоминания моей прабабушки о Рождестве», «Детские игры и развлечения на святках»), чтения и музыки («Пришла коляда накануне Рождества», «Рождественские песни», «Здравствуй, красавица ёлочка!»).

Важно создать эмоционально-психологическую атмосферу в предпраздничные дни. На уроках технологии - изготовление рождественских украшений: композиций и игрушек для ёлочки (можно использовать описания старинных рождественских игрушек).

В этом году 8 октября пройдут Церковные богослужения Преподобному Сергию Радонежскому. Слова святого звучат как духовное завещание, донесённые до нас благочестивым преданием: «Любовью и единением спасёмся». Здесь говорится о тех качествах, которые так необходимы современному человеку, особенно молодёжи, как духовная опора в противостоянии злу и безнравственности, в личностном становлении и созидательной деятельности на благо своего народа.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Статья на тему "Православные ценности в содержании уроков начальной школы"

Автор: Волкова Надежда Алексеевна

Дата: 04.12.2015

Номер свидетельства: 262108

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Статья на тему "Православные ценности в содержании уроков начальной школы""
    ["seo_title"] => string(71) "statianatiemupravoslavnyietsiennostivsodierzhaniiurokovnachalnoishkoly1"
    ["file_id"] => string(6) "262109"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449253886"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Статья на тему "Формирование милосердия у детей и православные ценности в содержании уроков начальной школы""
    ["seo_title"] => string(104) "statianatiemuformirovaniiemilosierdiiaudietieiipravoslavnyietsiennostivsodierzhaniiurokovnachalnoishkoly"
    ["file_id"] => string(6) "262119"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449254556"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Статья  "Православные ценности в содержании уроков начальной школы""
    ["seo_title"] => string(63) "statiapravoslavnyietsiennostivsodierzhaniiurokovnachalnoishkoly"
    ["file_id"] => string(6) "262113"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449254005"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Статья  "Православные ценности в содержании уроков начальной школы""
    ["seo_title"] => string(64) "statiapravoslavnyietsiennostivsodierzhaniiurokovnachalnoishkoly1"
    ["file_id"] => string(6) "262114"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449254012"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства