kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Нравственное воспитание детей в начальных классах на основе православных традиций.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

           В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. Поэтому сегодня духовно-нравственное воспитание детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Нравственное воспитание детей в начальных классах на основе православных традиций.»»

    ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа – интернат»







Доклад:



« Нравственное воспитание детей в начальных классах на основе православных традиций.»





Учитель:

Соловей С.В








г.Алексеевка 2022





«… Только доброта и любовь приведут педагога

к глубоко осознанному пониманию того,

что внутри каждого из нас есть частица вселенной.…»

С.А. Назарбаева

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. Поэтому сегодня духовно-нравственное воспитание детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.

Невозможно всерьез говорить о нравственном воспитании подрастающего поколения без обращения к традиционным культурным ценностям русского народа. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие

Важно начать работу по формированию духовно-нравственных ценностей в начальных классах, так как оттого, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его сознания к миру. Благодаря изучению православных ценностей, дети глубже познают мир, в котором жили и творили предыдущие поколения, гордятся своей историей, своим народом, осознают себя его частичкой. Через это учатся любить и беречь свою землю, а в дальнейшем и защищать.

Духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности.

Очевидно, что успешное решение задач духовно- нравственного воспитания возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец нравственности - это родители и учителя. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Годы гонений на веру наложили свой отпечаток: очень много предрассудков, суеверий, языческих обычаев переплелось с православными традициями. Чтобы уберечься от возможных ошибок и неправильных действий в духовном плане, необходимо консультироваться у священнослужителей.

Учить мы учим, и даже неплохо. Почему наши дети, повзрослев, становятся агрессивнее и злее? Почему они совершенно не умеют прощать обид, не умеют слушать и понимать друг друга, не испытывают никакого чувства ответственности за свои дела и поступки? Любой закон, кодекс основывается на чём-то авторитете. Но на чьём авторитете основывается основа всех законов – нравственный закон?

Для каждого человека не будет в этой области никакого авторитета, если в сердце не будет Бога. Ещё Фёдор Михайлович Достоевский говорил: «Если Бога нет, то и всё дозволено».

Не может дерево доброе приносить плоды худые (Евангелие от Матфея). Значит, всё дело в дереве, то есть в нас. Давать знания – наша специальность. Мы учим, развиваем ум, память, воображение.

Как воспитать в детях доброту, отзывчивость, взаимопонимание, честность, порядочность? Воспитать так, чтобы эти черты характера стали свойствами их натуры, а не средствами для достижения определенных целей?

Ни одна существующая система обучения и воспитания не даёт возможности задуматься самому человеку над вопросом : «Какой я вообще?»

Что же такое православное воспитание? Православное воспитание – это процесс формирования личности в системе понятий православного христианского мировоззрения. Приобщение ребёнка к источникам благодати и освещения является самой глубокой и сокровенной основой формирования его нравственного облика.

Воспитание благочестия вырабатывает в детях тот внутренний духовный стержень, который становится основой и для внешнего поведения.

Первым долгом учителя, вступившего на путь православного воспитания детей, является чёткое знание того, что есть духовное начало в человеке, что есть совесть, достоинство, честь, чувство ответственности, патриотизм, уважение к своей и чужой собственности, нужно объяснить детям, в чём состоит смысл жизни человека на Земле, помочь уяснить значение понятия «человек создан по образу и подобию Божию». А без этого получится результат, от которого предостерегал К. Д. Ушинский: «Дай человеку все жизненные блага, но Леши его понимания смысла жизни на Земле – он будет несчастен».

На уроках русского языка мы записывали предложения «для души». Это были высказывания святых отцов, строки из Евангелия, библейских притч. После записи дети высказывают своё отношение и понимание их смысла. Такая работа способствует развитию духовной восприимчивости детей, развивает их словарный запас, приучает к размышлению и высказыванию своих мыслей.

Например: «Подарить другому улыбку, радость, счастье – это во всякое время может сделать самый беднейший из людей». – Какое счастье может дать бедняк? В чём состоит счастье человека?

Мы говорим о счастье духовном.

«Сердитый, злопамятный человек всегда бывает себе и другим во искушении» (Св. Авва Дорофей). Обсуждаем, почему человек вредит себе своей злостью, чем вредит другим? Что значит искушение? Сейчас вышло много книг в помощь учителю

Уроки чтения являются благодарнейшей возможностью для выработки навыков благочестия. Готовясь к уроку, продумывая работу над средствами языка, анализом произведения, отработкой техники чтения и развитием речи, то есть, выполняя учебно-воспитательные задачи, всегда можно найти такие места, на которые нужно заострить внимание детей.

«Сказка о царе Султане» А. С. Пушкина.

Царевич идёт за благословением к матери. Чем она благословляет? Иконой. Почему? Что значит «благословение родителей». Разбираются слова «благословение», «благодать», «благодарность», отмечаем их смысловую близость. Приводим слова из Библии: «Чти отца своего и матерь свою». Это 5-я заповедь, она учит благочестивому отношению к родителям.

Сказка «Гуси-лебеди».

Почему печка, яблонька и речка не помогли девочке? (Она была капризная). Когда оказали помощь? (Когда девочка смирилась, поблагодарила за помощь). Приводим слова: «Желающий найти истинное смирение и покой душе своей, да научится смиренномудрию, увидит, что в нём всякая радость и всякая слава» (Св. Авва Дорофей).

Уделяя на уроках минутку на воспитание духовной нравственности, мы способствуем развитию в детях лучших духовных качеств: скромности, смиренномудрия, послушания, миролюбия, искренности, уважения к личности человека, развитие воли, дисциплинированности, ответственности.







 


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Соловей Светлана Владимировна

Дата: 14.10.2022

Номер свидетельства: 614966


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства