Просмотр содержимого документа
«Новые друзья. Чтение сказки "Теремок"»
Методическая разработка урока речевая практика
для учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениям)
1 класс
Тема: Колобок (Русская народная сказка).
Цель: познакомить с содержанием и героями сказки «Колобок».
Задачи:
- учить правильно, произносить слова и предложения из сказки;
- развивать воображение, речь;
- расширять кругозор учащихся;
- воспитывать интерес к чтению сказок.
Оборудование урока: предметные картинки, сказка «Колобок».
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Вот и прозвенел звонок
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь,
И работать не ленитесь.
- Итак, на уроке слушаем меня внимательно и стараемся чётко проговаривать слова.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, а вы любите сказки?
- А вам мамы читают сказки дома?
Вот сейчас я и проверю, каких героев сказок вы знаете. Я буду читать вам загадки про героев сказок, а вы их угадывать.
Загадки (отгадки повторяем хором)
Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит. Это доктор…(Айболит) Весел он как балалайка, А зовут его… (Незнайка) Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. Скорей подскажите имя ее. (Красная Шапочка) У отца был мальчик странный, Необычный – деревянный, Но любил папаша сына. Что за странный Человечек деревянный На земле и под водой Ищет ключик золотой? Всюду нос сует он длинный. Кто же это? (Буратино) Она красива и мила, А имя ее от слова «зола». (Золушка) - Молодцы, вы много знаете сказок и их героев.
- Сегодня мы с вами вспомним ещё одну сказку, а вот какую угадайте.
Загадка
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся ещё с одной сказкой.
-Хоть он был без рук и ног, Но сбежать из дома смог. Волк и заяц, и медведь Не смогли за ним поспеть. Но лисичка знает дело - Быстро "Ам" его и съела
3. Разучивание чистоговорки.
ОК-ОК-ОК – пришел к нам в гости Колобок.
4. Рассказывание сказки учителем.
-Я сейчас расскажу вам сказку, но в сказке встретятся незнакомые вам слова:
«по амбару помети» - АМБАР – это устаревшее слово, которое сейчас практически не говорят и означает оно помещение для хранения мешков с продуктами.
«по сусекам поскреби» - СУСЕК - это устаревшее слово, которое сейчас практически не говорят и означает оно ящик для хранения муки.
- Итак, я вам расскажу сказку, а вы внимательно слушаете и потом мне скажите, кого встретил Колобок по дороге?
Рассказывание сказки, вывешивание картинок.
- Вам понравилась сказка?
- Кого встретил Колобок по дороге?
- Смог Колобок убежать от лисы? Почему? (она его съела)
- А как вы думаете, Колобок был послушным? (нет)
- Почему? (он сбежал от бабушки и дедушки)
- Как вы думаете, что было бы, если бы Колобок не сбежал от них?
- Чему учит нас эта сказка?(быть послушными и всегда слушаться взрослых)
5. Физкультминутка «Колобок»: Замесила бабушка ни булку, ни оладушки,
(руки месят тесто)
Доставала из печи
(руки вверх, в стороны, вниз)
Ни пирог, ни калачи,
(повороты туловища влево - вправо, руки в стороны)
Как поставила на стол
(приседания)
Он от бабушки с дедушкой ушел.
(прыжки)
Кто же бегает без ног?
(хлопки в ладоши)
Это желтый Колобок.
6. Рассказывание сказки учащимися с опорой на предметные картинки.
7. Итог урока.
- Какую сказку мы сегодня с вами повторили?
- Кто главный герой этой сказки?
- Кого первого встретил Колобок по дороге? Кого потом? И т.д.
Тема: Колобок (Русская народная сказка). 2 урок
Цель: развитие связной речи школьников.
Задачи:
Учить детей описывать животных, называть их характерные признаки, разгадывать загадки. Развивать память и воображение, логическое мышление и интонационную выразительность речи. Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей; учить детей пересказывать знакомую сказку от «лица» разных героев этой сказки. Воспитывать интерес к родному языку, умение внимательно слушать рассказчика, прививать любовь к русским народным сказкам и воспитывать доброе отношение к их героям. Ход урока.
1. Организационный момент.
- Вот и прозвенел звонок
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь,
И работать не ленитесь.
- Итак, на уроке слушаем меня внимательно и стараемся чётко проговаривать слова.
2. Актуализация знаний.
Вы много знаете сказок и их героев.
- Скакой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?
Ребята, сегодня на уроке мы с вами вспомним эту сказку. А знаете ли вы, кто сочинил эту сказку? Ответы детей. Это русская народная сказка. Другими словами, у нее нет автора. Создатель этой сказки - народ.
Вспомним героев этой сказки.
Загадки.
А теперь отгадаем загадки:
Он главный герой этой сказки. Для того, чтобы узнать его имя, надо правильно отгадать загадку: Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол. И от бабушки ушел. У него румяный бок… Кто же это? Колобок. Давайте вместе проговорим чистоговорку. Чистоговорка: ОК-ОК-ОК – пришел к нам в гости Колобок.
На доску вывешивается картинка с изображением Колобка.
Мама Колобочка В стареньком платочке. Поскребла и помела – Колобочка испекла. (Баба)
На доску вывешивается картинка с изображением бабы.
Он живет, но не в лесу, Любит хлеб и колбасу, Но, коль есть одна мука, Съесть готов и Колобка. (Дед)
На доску вывешивается картинка с изображением деда. - Молодцы. А как вы думаете, Колобок был послушным или нет? - Непослушным, потому что он убежал от дедушки и бабушки. - А что потом произошло? - Колобок покатился в лес. - Ребята, если сейчас вы правильно отгадаете мою загадку, то узнаете, кто первый повстречался Колобку в лесу: Есть в лесу большой трусишка, Цветом он похож на мышку. Любит кушать он морковку, Очень ловко скачет в горку. (Заяц.)
- Давайте проговорим чистоговорку. Чистоговорка: АЙ-АЙ-АЙ – зайку ты скорей встречай. На доску вывешивается картинка с изображением зайца.
Ребята, давайте посмотрим на картинку и опишем зайчика (какой он, что он ест) Зайка серенький, пушистый, с длинными ушками. Любит морковку и капусту. - А теперь давайте отгадаем следующую загадку и узнаем, кого Колобок повстречал вторым в лесу? На собаку он похож. Зубы острые, как нож! Он голодный день и ночь, На овцу напасть не прочь. (Волк.) - Правильно. Давайте с вами проговорим чистоговорку. Чистоговорка:ЖУ-ЖУ-ЖУ – волк не страшен лишь ежу. ГИ-ГИ-ГИ – от нас волк скорей беги. На доску вывешивается картинка с изображением волка.
Давайте опишем волка. Серый, злой, страшный, с острыми зубами. - Давайте порычим, как волк. - Р-р-р. Колобок убежал от волка? - Да. - Для того, чтобы узнать, кого следующего он встретил на своем пути, надо правильно отгадать загадку:
Он большой и косолапый, Очень любит кушать мед. Зиму всю он спит в берлоге, Лапу бурую сосет. (Медведь) - Правильно. Давайте все вместе проговорим чистоговорку. Чистоговорка: ЁТ-ЁТ-ЁТ – мишка очень любит мед. На доску вывешивается картинка с изображением медведя.
- Кто из вас знает, что делают медведи зимой? - Спят в берлоге.
Колобку повезло, он смог уйти от зайца, волка и медведя. А кого потом встретил Колобок? Узнаем, если правильно отгадаем загадку: Живет в лесу хитрый зверек, С пушистым рыжим хвостиком. Волку серому сестра, А зовут ее... ( Лиса.) Правильно. Давайте проговорим чистоговорку. Чистоговорка: СА-СА-СА – идет хитрая лиса.
На доску вывешивается картинка с изображением лисы.
Дети, кто из вас может описать лису? Рыжая, игривая, ласковая, хитрая, с длинным пушистым хвостом. - Ребята, а удалось ли Колобку уйти от хитрой лисы? - Нет. Лиса притворилась глухой, она попросила Колобка сесть ей на носок и пропеть свою песенку, а сама съела Колобка. - Да, перехитрила лиса Колобка. Поэтому, ребята, чтобы не попасть в беду, надо слушаться родителей, не убегать от них и не разговаривать с незнакомыми.
3. Физкультминутка «Колобок»: Замесила бабушка ни булку, ни оладушки,
(руки месят тесто)
Доставала из печи
(руки вверх, в стороны, вниз)
Ни пирог, ни калачи,
(повороты туловища влево - вправо, руки в стороны)
Как поставила на стол
(приседания)
Он от бабушки с дедушкой ушел.
(прыжки)
Кто же бегает без ног?
(хлопки в ладоши)
Это желтый Колобок.
4. Инсценировка сказки.
- Ребята, а кто-нибудь из вас ходил в театр?
- А что делают в театре? (смотрят спектакли)
- А кто знает, как называют людей, которые работают в театре и показывают нам спектакли?
- Давайте представим, что вы актёры и сейчас мы покажем спектакль.
- У меня есть теремок, в котором живут герои сказки «Колобок».
(достаю героев, называем их, раздаю героев)
- А теперь все актёры выйдите сюда, а зрители вам похлопают. Молодцы, садитесь на место.
- Вам понравилось быть актёрами?
5. Работа с разрезными картинками.
6. Итог урока.
- А теперь давайте вспомним, какая сказка к нам приходила в гости?
- "Колобок". - Кто ее сочинил? - Народ. - Все ли герои сказки вам понравились? - Нет. Не понравилась лиса, потому что она обманула Колобка и съела его. - Я с вами согласна, дети. Лиса поступила плохо. Но и Колобку надо было вести себя осторожнее. Ребята, мы с вами очень хорошо потрудились, вы были внимательными, послушными и сообразительными.
Тема: Колобок (Русская народная сказка). 3 урок
Цель: развитие связной речи школьников.
Задачи:
Учить детей описывать животных, называть их характерные признаки, разгадывать загадки. Развивать память и воображение, логическое мышление и интонационную выразительность речи. Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей; учить детей пересказывать знакомую сказку от «лица» разных героев этой сказки. Воспитывать интерес к родному языку, умение внимательно слушать рассказчика, прививать любовь к русским народным сказкам и воспитывать доброе отношение к их героям. Ход урока.
1. Организационный момент.
- Вот и прозвенел звонок
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь,
И работать не ленитесь.
- Итак, на уроке слушаем меня внимательно и стараемся чётко проговаривать слова.
2. Актуализация знаний.
Вы много знаете сказок и их героев.
- Скакой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?
Ребята, сегодня на уроке мы с вами вспомним эту сказку. А знаете ли вы, кто сочинил эту сказку? Это русская народная сказка. Другими словами, у нее нет автора.
3.Работа с чистоговоркой.
ОК-ОК-ОК – пришел к нам в гости Колобок.
АЙ-АЙ-АЙ – зайку ты скорей встречай.
ЖУ-ЖУ-ЖУ – волк не страшен лишь ежу. ГИ-ГИ-ГИ – от нас волк скорей беги. ЁТ-ЁТ-ЁТ – мишка очень любит мед.
СА-СА-СА – идет хитрая лиса.
4. Повторение пройденного.
Ребята, а теперь давайте вспомним всех героев сказки "Колобок", отгадывая загадки: Загадки-добавлялки с отгадками в рифму: Он ушел от бабки с дедом, Не хотел их быть обедом По тропинке прыг да скок Укатился… (Колобок) Ходит он на двух ногах, Повторяя: «Ох!» и «Ах!» Говорят, ему сто лет, Он ворчливый старый… (Дед) Как появится мука, Печь не станет колобка, Испечет оладушки Старенькая… (Бабушка) Летом скачет в шубке серой, А зимою в шубке белой Длинноухий побегайчик, Маленький трусишка… (Зайчик) День и ночь по лесу рыщет, Для себя добычу ищет, А найдет – зубами щелк! – И поест голодный… (Волк) Любит мед и даже слишком Бурый косолапый… (Мишка) Обитает среди леса Ярко-рыжая принцесса – Превеликая хитрица, И зовут ее... (Лисица)
- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. А сейчас будет задача посложнее, потому что вам придется отгадывать загадки-обманки, будьте внимательны.
Загадки-обманки: Он большущий и ревучий, Дом его в лесу дремучем. Косолап и лежебок. Кто же это? (Медведь) Этот маленький трусишка Не обидит даже мышку. Лучше травки съест пучок Добрый серенький… (Зайчик) У него нет рук и ног, Но сбежал он за порог. Любит песенки он петь, А зовут его… (Колобок) Колобочек укатился, С дедом, с бабкой не простился, Убежал он и в лесу Сразу повстречал… (Зайца) Серый и всегда голодный Съесть готов кого угодно. Он чуть-чуть похож на пса, А зовут его … (Волк)
5. Просмотр мультфильма «Колобок».
6. Физкультминутка «Колобок»: Замесила бабушка ни булку, ни оладушки,
(руки месят тесто)
Доставала из печи
(руки вверх, в стороны, вниз)
Ни пирог, ни калачи,
(повороты туловища влево - вправо, руки в стороны)
Как поставила на стол
(приседания)
Он от бабушки с дедушкой ушел.
(прыжки)
Кто же бегает без ног?
(хлопки в ладоши)
Это желтый Колобок.
7. Инсценирование сказки.
Инсценирование сказки и использование элементов костюмов: распределение ролей (актёры, зрители), коллективное повторение сказки по вопросам учителя (репетиция) и проигрывание сказки (спектакль).
8. Итог урока.
- Чему учит нас эта сказка?
- Ребята, чтобы не попасть в беду, надо слушаться родителей, не убегать от них и не разговаривать с незнакомыми.