Просмотр содержимого документа
«Новые приёмы работы на уроках литературного чтения»
Новые приёмы работы на уроках
литературного чтения в начальных классах.
Формирование функциональной читательской грамотности на уроках литературного чтения является одной из главных основ фундамента успешного обучения в современной школе.
Чтобы уроки проходили интересно и увлекательно, дети получали новые знания и могли бы их применить в жизни, я использую современные технологии, разнообразные методы и приёмы обучения.
Представляю практические упражнения, хочу познакомить с моими наработками.
1. Игра «Догони меня» применяется при проверке домашней работы, способствует отработке навыков выразительного чтения вслух, развивает беглость чтения.
Один ученик (ведущий) начинает читать из текста любой отрывок, остальные дети ищут место, где он читает, кто нашёл, начинает читать вслух, вместе с ведущим.
2. Игра «Вопрос – ответ» проводиться на этапе вторичного восприятия текста, когда ребята уже имеют представление о прочитанном. Эта игра помогает понять, как дети осмыслили текст, позволяет им проявлять свои ораторские способности.
Обучающиеся делятся на две команды, первая придумывает и задаёт вопросы по тексту, а вторая отвечает, аргументирует фактами из текста.
3. Игра «Копилка мудрости» используется во время знакомства с текстом, когда встречаются «непонятные слова» или « непонятные выражения».
После первичного чтения произведения для понимания, если обучающиеся затрудняются, они выписывают из текста на карточку слова, которые требуется объяснить. Карточки кладут в «Копилку мудрости», затем, работая с толковым словарём, дежурные по классу зачитывают толкование этих слов. Коллективно обсуждается их значение, приводятся примеры из жизни.
4. Игра «Конструктор» используется приём моделирования обложки произведения. Ребята определяют жанр и тему литературного произведения.
Перед ними на парте лежат разноцветные геометрические фигуры, так же ребята пользуются инструкцией, где есть расшифровка, что значит каждая фигура и её цвет.
Из цветных геометрических фигур, они моделируют обложку книги.
ФИГУРА
Красный цвет
Жёлтый цвет
Зелёный цвет
Коричневый цвет
Синий цвет
Квадрат
Рассказ о Родине
Рассказ о детях
Рассказ о природе
Рассказ о животных
Рассказ о волшебстве, приключениях
Прямоугольник
Пословица о Родине
Пословица о детях
Пословица о природе
Пословица о животных
Пословица о волшебстве, приключениях
Треугольник
Стихотворение о Родине
Стихотворение о детях
Стихотворение о природе
Стихотворение о животных
Стихотворение о волшебстве, приключениях
Ромб
Былина, легенда о Родине
Былина, легенда о детях
Былина, легенда о природе
Былина, легенда о животных
Былина, легенда о волшебстве, приключениях
Круг
Сказка о Родине
Сказка о детях
Сказка о природе
Сказка о животных
Сказка о волшебстве, приключениях
Треугольник с вопросом
Загадка о Родине
Загадка о детях
Загадка о природе
Загадка о животных
Загадка о волшебстве, приключениях
5. Ира «Предсказатели» здесь используют яркие сюжетные произведения, способствующие развитию воображения и дальновидности, выстраиванию логических цепочек и установлению причинно-следственных факторов. Эта игра хорошо проходит на этапе рефлексии.
После ознакомления с текстом, учитель предлагает детям подумать и предсказать, что могло бы быть, если бы какое-то событие не произошло. Рассуждения ребёнка начинаются со слов: «Если бы…».
На уроках обобщения они выступают со своими произведениями.
7. Игра «Это интересно…» проводиться на вводных уроках, где происходит знакомство с биографией автора.
Ученики разбиваются на команды. Каждая команда выбирает литератора. Творческая группа работает с информацией, исследует жизненный путь, готовит презентацию с интересными фактами из его жизни. Сообщение длится 3-5 минут.
8. Игра «Звёздный вопрос» позволяет ученикам глубоко изучить литературное произведение. Она используется при проверке домашнего задания или на этапе рефлексии. Детям предлагается придумать интересные вопросы к литературному произведению. После того, как ребёнок задаст вопрос, «цветовым голосованием» выбирается «Звёздный вопрос».
«Красные звёзды» - самый сложный и интересный вопрос.