kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Неопределённая форма глагола

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект урока с обоснованием: деятельность учителя и деятельность учащихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Неопределённая форма глагола»

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра начального образования

Курсы «Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

( сроки 04.06.2018-15.06.2018)


ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА Проект урока по теме: «Неопределённая форма глагола»


Выполнил учитель начальных классов

МАОУ № 111 Автозаводского района

ФИО Чиркова Наталья Геннадьевна

Квалификационная категория ______1______

Стаж работы учителем начальных классов_25__лет



Н.Новгород

2018 год


Проект урока

  • Учебный предмет: русский язык 4 класс

  • УМК: Школа России

  • Тема урока: Неопределённая форма глагола

  • Тип урока: изучение нового материала

  • Задачи урока:

  1. Развитие познавательных логических УУД анализа, классификации и обобщения на основе самостоятельного открытия учащимися новой формы глагола – неопределённой формы и её признаков.

  2. Развитие регулятивных УУД:

- целеполагания на основе самостоятельного формулирования темы урока, постановки задач урока,

- итогового и пошагового контроля на основе соотнесения поставленных задач и полученных на уроке знаний

3) Развитие познавательного общеучебного УУД смысловое чтение через поиск в тексте учебника ответов на поставленные вопросы.








  • Ожидаемые результаты

Предметные: дети должны научиться распознавать неопределённую форму глагола, правильно употреблять её в речи и грамотно записывать.

метапредметные:

познавательные

анализировать объекты с целью выделения их признаков, классифицировать объекты по общему признаку (вопрос), обобщать полученные знания


регулятивные

ставить учебные задачи, решать их под руководством учителя, формулировать выводы из изученного материала и контролировать выполнение поставленных задач

общеучебные:

находить в тексте учебника ответы на поставленные вопросы (смысловое чтение)






  • Оборудование

Учебник В.П. Канакина В.Г. Горецкий «Русский язык» 4 класс часть 2 М., Просвещение, 2017

Персональный компьютер, проектор, интерактивная доска

Презентация

Карточки для групповой работы



  • Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:


Дети знакомы с глаголом как частью речи, знают его роль в языке, знают, что глаголы могут изменяться по числам и временам; умеют находить разные глагольные формы в тексте и употреблять их в речи, умеют определять время и число глаголов.


  • Этапы урока и хронометраж

№ п/п

Название этапа

Хронометраж

1

Организационный момент

1 мин.

2

Актуализация знаний посредством повторения изученного материала о глаголе

5 мин.

3

Открытие новой формы глагола- неопределённой формы

2 мин

4

Постановка учебных задач

2 мин.

5

Открытие новых знаний о признаках неопределённой формы.

15 мин.

6

Физкультминутка

1 мин.

7

Самостоятельная работа по нахождению неопределённой формы в тексте с последующей самопроверкой

5 мин.

8

Закрепление умения правильно употреблять неопределённую форму в речи

5 мин.

9

Подведение итогов. Рефлексия

2 мин.

10

Задание на дом

1 мин























Содержание урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое основание: формируемые УУД (группа УУД и название конкретного УУД) , средства их формирования (формы, методы, приемы и т.п.)

1.Организацион

ный

Прозвенел звонок. Пора начинать урок. Все ли готовы? Тогда начинаем! Нас ждут новые открытия!

Запишем в тетрадях число и слова: классная работа.



2.Актуализация знаний

Посмотрите на доску:

Бегу, читал, заехали, пишут, будут мечтать, подумаю, отдыхать.

Какая часть речи перед вами?

Что мы уже знаем об этой части речи?








Как определить время глагола?







У всех ли глаголов можно определить время?

Распределите данные на доске глаголы в 3 группы по временам





Глагол.

Обозначает действие, в предложении является сказуемым, изменяется по числам и временам.

По вопросу: наст.вр.-что делает? Пр.вр.- что делал? Буд.вр.- что будет делать? Что сделает?

Да.

Самостоятельная работа. Дети пишут







Обобщение знаний, полученных ранее

(познават.логич.

УУД)



















Развитие познават.логич. УУД классификация

3.Открытие новой формы глагола - неопределённой формы.

Проверим все ли справились с заданием.

У всех так? А в какой столбик вы поместили глагол отдыхать?

Как никуда?! Почему?



А можно ли определить число? Лицо?

Не определяется время, лицо, число! Как быть??


Как мы назовём такую форму глагола? Может быть кто-то знает?


Да, ребята, запомните! Неопределённая форма глагола - это неизменяемая форма. У неё нельзя определить время, лицо и число, поэтому её и назвали. Это начальная форма глагола.

1 ученик читает


Никуда.

У этого глагола время не определяется.

Нет.

Предположения детей.

Неопределённая форма

Развитие познавательных логических УУД анализа, классификации на основе самостоятельного открытия учащимися новой формы глагола – неопределённой формы и её признаков

4.Постановка учебной задачи.

Попробуем сформулировать тему урока.


Сможете ли вы сейчас отличить неопределённую форму глагола от других его форм?

Используя опорные фразы, скажите, чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке?

На доске:

  1. Узнать, на какие вопросы отвечает …. и правильно писать глаголы в … .

  2. Отличать …. от других глагольных форм и др. частей речи,

  3. Находить …. в тексте и правильно употреблять её в речи.


Неопределённая форма глагола.


Нет. Трудно.

Развитие регулятивных УУД:

- целеполагания на основе самостоятельного формулирования темы урока, постановки задач урока

Открытие новых знаний.

Для выполнения этих задач нам нужно провести исследование. Посмотрите на эту группу глаголов.

На доске:

Узнать, рисовать, зайти, привезти, цвести, рассказать, беречь, печь.


На какие две группы их можно разделить, в зависимости от вопроса?








1 вариант записывает глаголы, которые отвечают на вопрос что делать? А 2 вариант – на вопрос что сделать?


Взаимопроверка. 1 ученик читает вслух.


А что объединяет эти глаголы? Чем они похожи?





На какие же вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?

Мы выполнили первую задачу урока?



Займёмся этим.

Посмотрите внимательно чем ещё похожи глаголы на доске?



Подчеркните эти сочетания букв в написанной вами неопределённой форме.

Какой частью слова они являются?















Все согласны?

А я не согласна! Ведь неопределённая форма – это неизменяемая форма глагола! А у неизменяемых форм нет окончаний!

Так какой же частью слова являются –ть и

–ти?

До сих пор учёные, изучающие русский язык, спорят по этому вопросу. Одни считают эту часть окончанием, другие- суффиксом. А как же быть нам?

Давайте найдём ответ на этот вопрос в правиле на с.72

Обозначьте эти суффиксы в неопределённых формах, которые вы написали.







Посмотрите в учебник на с.73. Найдите самостоятельно ответ на этот вопрос.


Учебник:

Обратите внимание! Глаголы в неопределённой форме могут оканчиваться на –чь: беречь, стеречь. Это не суффикс, а часть корня.


Выделите корень в словах беречь, печь. Какая буква пишется после буквы ч у глаголов в неопределённой форме?

Запомните написание таких глаголов!

А сейчас мы выполнили первую задачу урока?










Молодцы! Переходим ко второй задаче


Может быть кто-то уже знает, как отличать н.ф. от других глагольных форм и других частей речи?

Конечно, это главный признак!








В одну группу поместить глаголы, которые отвечают на вопрос что делать? А в другую - что сделать?







Это неопределённая форма.



Что делать? Что сделать?

Нет. Частично.

Мы ещё не научились правильно записывать н.ф.

Оканчиваются на –ть,

-ти, - чь.




1 ребёнок у доски, а остальные на местах начинают разбирать по составу первое слово узнать. «Нахожу окончание,»- говорит ребёнок. « узнаю, узнаешь и т.д. Ть –это окончание.»


Да.




Предположения детей.





- ть или –ти это суффиксы!



Дети обозначают и доходят до слова беречь. А в этом слове суффикс чь?









Чь-часть корня!



Мягкий знак.



Да! Мы узнали, что н.ф. отвечает на вопросы что делать? Что сделать? У н.ф. на конце есть суффиксы –ть и –ти. А если н.ф. оканчивается на ч надо писать ь.

Дети читают хором вторую задачу урока


По вопросу?










Развитие познавательного логического УУД классификация на основе самостоятельного открытия учащимися новой формы глагола – неопределённой формы и её признаков



Познавательное логическое УУД обобщение



Развитие регулятивного УУД

пошагового контроля на основе соотнесения поставленных задач и полученных на уроке знаний











Логическое УУД анализ













Познавательное общеучебное УУД смысловое чтение

развивается через поиск в тексте учебника ответов на поставленные вопросы


Познавательное общеучебное УУД смысловое чтение развивается через поиск в тексте учебника ответов на поставленные вопросы.



Развитие регул.УУД-

пошагового контроля на основе соотнесения поставленных задач и полученных на уроке знаний

Физкультминутка.

А сейчас я буду читать слова. Если вы услышите неопределённую форму глагола - встаньте.

Кости, везти, скорость, молчать, молодость, гость, двенадцать, читал, радовать, глупость, чернеть, повеселить, трость, записать, рисует, верность, двести, нести, дочь, стричь, принесёт.


Дети исправляют и объясняют ошибочные ответы.

Познавательное логическое УУД анализ


Сделаем вывод.

Всегда ли слова оканчивающиеся на –ть, -ти или –чь являются глаголами в неопределённой форме?

А на что надо смотреть чтобы без ошибок находить неопределённую форму глагола?







Умницы1 Мы справились со второй задачей урока?

Переходим к третьей задаче!



Нет.


На вопрос. Глаголы в неопределённой форме всегда отвечают на вопрос что делать или что сделать?

Да!

Познавательное логическое УУД обобщение










Регул. УУД пошаг. контроль

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (слабый ученик выполняет на обратной стороне доски)

Из стихотворения в упр.150 самостоятельно выпишите только глаголы в неопределённой форме и выделите в них суффиксы -ть и –ти.




Кто справился без ошибок?

Какую задачу урока мы сейчас выполнили?




Можем ли мы поставить + около третьей задачи?





Так не будем терять время! Этим и займёмся.

Дети пишут: салютовать, цвести, быть, подмести, выйти, греть.



Находить в тексте глаголы в неопределённой форме

Нет. Мы не учились употреблять н.ф. в речи.

Индивидуальную помощь учитель оказывает слабым детям, проходя по классу.

Развитие познавательного логического УУД анализа через выделение н.ф. из текста по существенным признакам.

Пошаг.контроль

Закрепление умения правильно использовать в речи неопределённую форму глагола

А сейчас поработайте в группах:

1 группа. Задание: запишите глаголы. Как сказать одним словом:

Говорить шёпотом-____

Издавать писк-________

Вести беседу-_________

Давать советы-________

Быть дежурным-_______

Одержать победу-_____.

2 группа. Задание: найди синонимы и запиши их парами:

Скрывать, пылать, сохранять, радоваться, смотреть, барабанить, шагать, гореть, беречь, идти, таить, стучать, глядеть, смеяться.








3 группа. Замените фразеологические обороты глаголами в неопределённой форме:


Зарубить на носу-

Клевать носом

Унести ноги

Ломать голову-

Сидеть сложа руки

Ждать у моря погоды




Проверим работу каждой группы (по слайдам)


Молодцы! Мы выполнили все задачи урока?

А теперь подведём итоги.





Шептать

Пищать

Беседовать

Советовать

Дежурить

Победить.



Скрывать-таить,

Пылать-гореть,

Сохранять-беречь

Радоваться-смеяться
смотреть-глядеть

Барабанить-стучать.





Запомнить

Засыпать

Убежать

Думать

Лениться

надеяться



Да! Дети апплодируют!

Групповая дифференцирован

ная работа:

1 гр.-слабые

2 гр.-средние

3 гр. –сильные

Самостоятельное применение полученных знаний в нестандартной ситуации






















Самоконтроль

Итоговый контроль- регул. УУД

Подведение итогов урока.

Д.з. упр.153 (составьте несколько правил уличного движения, употребив в каждом глагол в н.ф.) + выучить правила с.72-73.

То, что написано на жёлтом фоне дети добавляют сами.

Развитие познавательного логического УУД обобщения

Рефлексия

Дети выбирают и показывают учителю смайлик со своим настроением

Учитель выделяет детей, которым нужна помощь.

Развитие регулятивного УУД- самооценки своей деятельности




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Неопределённая форма глагола

Автор: Чиркова Наталья Геннадьевна

Дата: 05.01.2022

Номер свидетельства: 596901

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка по теме "Неопределённая форма глагола", 4 класс "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "158360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421737004"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация к уроку русского языка на тему "Неопределённая форма глагола""
    ["seo_title"] => string(76) "priezientatsiiakurokurusskoghoiazykanatiemunieopriedielionnaiaformaghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "265014"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449826929"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Неопределённая форма глагола "
    ["seo_title"] => string(35) "nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "102488"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508667"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Глагол. Неопределённая форма глагола."
    ["seo_title"] => string(43) "glaghol-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "316884"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460197188"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "урок по теме "Неопределённая форма глагола" "
    ["seo_title"] => string(50) "urok-po-tiemie-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "243644"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445779834"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства