- целеполагания на основе самостоятельного формулирования темы урока, постановки задач урока,
- итогового и пошагового контроля на основе соотнесения поставленных задач и полученных на уроке знаний
3) Развитие познавательного общеучебного УУД смысловое чтение через поиск в тексте учебника ответов на поставленные вопросы.
Предметные: дети должны научиться распознавать неопределённую форму глагола, правильно употреблять её в речи и грамотно записывать.
анализировать объекты с целью выделения их признаков, классифицировать объекты по общему признаку (вопрос), обобщать полученные знания
ставить учебные задачи, решать их под руководством учителя, формулировать выводы из изученного материала и контролировать выполнение поставленных задач
Учебник В.П. Канакина В.Г. Горецкий «Русский язык» 4 класс часть 2 М., Просвещение, 2017
Дети знакомы с глаголом как частью речи, знают его роль в языке, знают, что глаголы могут изменяться по числам и временам; умеют находить разные глагольные формы в тексте и употреблять их в речи, умеют определять время и число глаголов.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое основание: формируемые УУД (группа УУД и название конкретного УУД) , средства их формирования (формы, методы, приемы и т.п.) |
1.Организацион ный | Прозвенел звонок. Пора начинать урок. Все ли готовы? Тогда начинаем! Нас ждут новые открытия! Запишем в тетрадях число и слова: классная работа. | | |
2.Актуализация знаний | Посмотрите на доску: Бегу, читал, заехали, пишут, будут мечтать, подумаю, отдыхать. Какая часть речи перед вами? Что мы уже знаем об этой части речи? Как определить время глагола? У всех ли глаголов можно определить время? Распределите данные на доске глаголы в 3 группы по временам | Глагол. Обозначает действие, в предложении является сказуемым, изменяется по числам и временам. По вопросу: наст.вр.-что делает? Пр.вр.- что делал? Буд.вр.- что будет делать? Что сделает? Да. Самостоятельная работа. Дети пишут | Обобщение знаний, полученных ранее (познават.логич. УУД) Развитие познават.логич. УУД классификация |
3.Открытие новой формы глагола - неопределённой формы. | Проверим все ли справились с заданием. У всех так? А в какой столбик вы поместили глагол отдыхать? Как никуда?! Почему? А можно ли определить число? Лицо? Не определяется время, лицо, число! Как быть?? Как мы назовём такую форму глагола? Может быть кто-то знает? Да, ребята, запомните! Неопределённая форма глагола - это неизменяемая форма. У неё нельзя определить время, лицо и число, поэтому её и назвали. Это начальная форма глагола. | 1 ученик читает Никуда. У этого глагола время не определяется. Нет. Предположения детей. Неопределённая форма | Развитие познавательных логических УУД анализа, классификации на основе самостоятельного открытия учащимися новой формы глагола – неопределённой формы и её признаков |
4.Постановка учебной задачи. | Попробуем сформулировать тему урока. Сможете ли вы сейчас отличить неопределённую форму глагола от других его форм? Используя опорные фразы, скажите, чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке? На доске: Узнать, на какие вопросы отвечает …. и правильно писать глаголы в … . Отличать …. от других глагольных форм и др. частей речи, Находить …. в тексте и правильно употреблять её в речи. | Неопределённая форма глагола. Нет. Трудно. | Развитие регулятивных УУД: - целеполагания на основе самостоятельного формулирования темы урока, постановки задач урока |
Открытие новых знаний. | Для выполнения этих задач нам нужно провести исследование. Посмотрите на эту группу глаголов. На доске: Узнать, рисовать, зайти, привезти, цвести, рассказать, беречь, печь. На какие две группы их можно разделить, в зависимости от вопроса? 1 вариант записывает глаголы, которые отвечают на вопрос что делать? А 2 вариант – на вопрос что сделать? Взаимопроверка. 1 ученик читает вслух. А что объединяет эти глаголы? Чем они похожи? На какие же вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? Мы выполнили первую задачу урока? Займёмся этим. Посмотрите внимательно чем ещё похожи глаголы на доске? Подчеркните эти сочетания букв в написанной вами неопределённой форме. Какой частью слова они являются? Все согласны? А я не согласна! Ведь неопределённая форма – это неизменяемая форма глагола! А у неизменяемых форм нет окончаний! Так какой же частью слова являются –ть и –ти? До сих пор учёные, изучающие русский язык, спорят по этому вопросу. Одни считают эту часть окончанием, другие- суффиксом. А как же быть нам? Давайте найдём ответ на этот вопрос в правиле на с.72 Обозначьте эти суффиксы в неопределённых формах, которые вы написали. Посмотрите в учебник на с.73. Найдите самостоятельно ответ на этот вопрос. Учебник: Обратите внимание! Глаголы в неопределённой форме могут оканчиваться на –чь: беречь, стеречь. Это не суффикс, а часть корня. Выделите корень в словах беречь, печь. Какая буква пишется после буквы ч у глаголов в неопределённой форме? Запомните написание таких глаголов! А сейчас мы выполнили первую задачу урока? Молодцы! Переходим ко второй задаче Может быть кто-то уже знает, как отличать н.ф. от других глагольных форм и других частей речи? Конечно, это главный признак! | В одну группу поместить глаголы, которые отвечают на вопрос что делать? А в другую - что сделать? Это неопределённая форма. Что делать? Что сделать? Нет. Частично. Мы ещё не научились правильно записывать н.ф. Оканчиваются на –ть, -ти, - чь. 1 ребёнок у доски, а остальные на местах начинают разбирать по составу первое слово узнать. «Нахожу окончание,»- говорит ребёнок. « узнаю, узнаешь и т.д. Ть –это окончание.» Да. Предположения детей. - ть или –ти это суффиксы! Дети обозначают и доходят до слова беречь. А в этом слове суффикс чь? Чь-часть корня! Мягкий знак. Да! Мы узнали, что н.ф. отвечает на вопросы что делать? Что сделать? У н.ф. на конце есть суффиксы –ть и –ти. А если н.ф. оканчивается на ч надо писать ь. Дети читают хором вторую задачу урока По вопросу? | Развитие познавательного логического УУД классификация на основе самостоятельного открытия учащимися новой формы глагола – неопределённой формы и её признаков Познавательное логическое УУД обобщение Развитие регулятивного УУД пошагового контроля на основе соотнесения поставленных задач и полученных на уроке знаний Логическое УУД анализ Познавательное общеучебное УУД смысловое чтение развивается через поиск в тексте учебника ответов на поставленные вопросы Познавательное общеучебное УУД смысловое чтение развивается через поиск в тексте учебника ответов на поставленные вопросы. Развитие регул.УУД- пошагового контроля на основе соотнесения поставленных задач и полученных на уроке знаний |
Физкультминутка. | А сейчас я буду читать слова. Если вы услышите неопределённую форму глагола - встаньте. Кости, везти, скорость, молчать, молодость, гость, двенадцать, читал, радовать, глупость, чернеть, повеселить, трость, записать, рисует, верность, двести, нести, дочь, стричь, принесёт. | Дети исправляют и объясняют ошибочные ответы. | Познавательное логическое УУД анализ |
| Сделаем вывод. Всегда ли слова оканчивающиеся на –ть, -ти или –чь являются глаголами в неопределённой форме? А на что надо смотреть чтобы без ошибок находить неопределённую форму глагола? Умницы1 Мы справились со второй задачей урока? Переходим к третьей задаче! | Нет. На вопрос. Глаголы в неопределённой форме всегда отвечают на вопрос что делать или что сделать? Да! | Познавательное логическое УУД обобщение Регул. УУД пошаг. контроль |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (слабый ученик выполняет на обратной стороне доски) | Из стихотворения в упр.150 самостоятельно выпишите только глаголы в неопределённой форме и выделите в них суффиксы -ть и –ти. Кто справился без ошибок? Какую задачу урока мы сейчас выполнили? Можем ли мы поставить + около третьей задачи? Так не будем терять время! Этим и займёмся. | Дети пишут: салютовать, цвести, быть, подмести, выйти, греть. Находить в тексте глаголы в неопределённой форме Нет. Мы не учились употреблять н.ф. в речи. | Индивидуальную помощь учитель оказывает слабым детям, проходя по классу. Развитие познавательного логического УУД анализа через выделение н.ф. из текста по существенным признакам. Пошаг.контроль |
Закрепление умения правильно использовать в речи неопределённую форму глагола | А сейчас поработайте в группах: 1 группа. Задание: запишите глаголы. Как сказать одним словом: Говорить шёпотом-____ Издавать писк-________ Вести беседу-_________ Давать советы-________ Быть дежурным-_______ Одержать победу-_____. 2 группа. Задание: найди синонимы и запиши их парами: Скрывать, пылать, сохранять, радоваться, смотреть, барабанить, шагать, гореть, беречь, идти, таить, стучать, глядеть, смеяться. 3 группа. Замените фразеологические обороты глаголами в неопределённой форме: Зарубить на носу- Клевать носом Унести ноги Ломать голову- Сидеть сложа руки Ждать у моря погоды Проверим работу каждой группы (по слайдам) Молодцы! Мы выполнили все задачи урока? А теперь подведём итоги. | Шептать Пищать Беседовать Советовать Дежурить Победить. Скрывать-таить, Пылать-гореть, Сохранять-беречь Радоваться-смеяться смотреть-глядеть Барабанить-стучать. Запомнить Засыпать Убежать Думать Лениться надеяться Да! Дети апплодируют! | Групповая дифференцирован ная работа: 1 гр.-слабые 2 гр.-средние 3 гр. –сильные Самостоятельное применение полученных знаний в нестандартной ситуации Самоконтроль Итоговый контроль- регул. УУД |
Подведение итогов урока. Д.з. упр.153 (составьте несколько правил уличного движения, употребив в каждом глагол в н.ф.) + выучить правила с.72-73. | | То, что написано на жёлтом фоне дети добавляют сами. | Развитие познавательного логического УУД обобщения |
Рефлексия | | Дети выбирают и показывают учителю смайлик со своим настроением | Учитель выделяет детей, которым нужна помощь. Развитие регулятивного УУД- самооценки своей деятельности |