Цель: расширить представления об особенностях неопределённой формы глагола.
Задачи:
развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений;
учить правильно, ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределённой форме;
развивать речь детей, их мышление и воображение, а также творческие способности, развивать скоропись;
прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку;
воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.
Формируемые УУД:позн.- общее речевое развитие; выбор оснований и критериев для классификации объектов; умение пользоваться справочной литературой; коммуник. – умение выражать свои чувства, мысли в форме устных и письменных речевых высказываний; регулят. – определение цели учебной деятельности с помощью учителя; соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценивание; личн. – личностная рефлексия; способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Неопределённая форма глагола»»
МБОУ Волчковская СОШ
Открытый урок русского языка
в 4 классе на тему:
«Неопределённая форма глагола»
Учитель начальных классов
Васильева Н.В.
2016год
Тема урока: « Неопределенная форма глагола».
Цель: расширить представления об особенностях неопределённой формы глагола .
Задачи:
развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений;
учить правильно, ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределённой форме;
развивать речь детей, их мышление и воображение, а также творческие способности, развивать скоропись;
прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку;
воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.
Формируемые УУД:позн.- общее речевое развитие; выбор оснований и критериев для классификации объектов; умение пользоваться справочной литературой; коммуник. – умение выражать свои чувства, мысли в форме устных и письменных речевых высказываний; регулят. – определение цели учебной деятельности с помощью учителя; соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценивание; личн. – личностная рефлексия; способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе.
Ход урока:
I.Организационный момент.(слады 1-2)
Заливается звонок,
Он зовёт нас на урок.
Будем все внимательны,
Прилежны и старательны!
Ребята! У нас в классе много гостей. Улыбнитесь друг другу и передайте своё хорошее настроение друзьям и всем присутствующим.
Сегодня мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие по морю Слов на остров Глаголов. (слайд 3)
II. Словарная работа.
А чтобы попасть туда, отгадайте загадку:
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль-
По волнам плывёт…(корабль)
Ребята, это словарное слово, которое нужно запомнить. Придумайте предложение со словом «корабль».
III. Минутка чистописания. (слайд 4)
- Откройте тетради. Запишите число, классная работа, словарное слово и предложение, которое вы придумали, а ниже сочетания букв:
ть ти чь инфинитив
- Почему их написали? Где они нам могут встретиться? Что знаете о новом слове? (предположения детей)
IV. Актуализация знаний о глаголе.
1. Интервью.
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
– Что вы больше всего любите?
– Люблю действовать.
– Что вы больше всего не любите?
– Не люблю предлоги и известную всем частицу.
– Что бы вы пожелали ребятам?
– Чтобы русский все ребята.
на "десятку" знали.
На письме и в разговоре
Меня употребляли.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
- О какой части речи пойдёт речь на уроке?
- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.
- Почему я так сказала? (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё)
2. (слайд5)
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
- Как изменяются глаголы? (слайд 6)
- Какую особенность имеют глаголы прошедшего времени?(слайд 7)
-А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе? Что бы вы хотели узнать? Давайте предположим….
V. Создание проблемной ситуации (слайд 8)
Ребята, капитан корабля просит помочь ему справиться с заданием. Определите время глаголов:
- У каких глаголов вы не смогли определить время и почему?
VI. Сообщение темы и постановка учебной задачи.
-Проверяем.
- Какие слова вызвали затруднения?
- Слова « стоять, пройти» .
- Какая перед нами возникла проблема?
- Почему эти глаголы оказались лишними, не попали ни в одну из трех групп. Ваши предположения…(не возможно определить время)… - Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?
(Глаголы, у которых нельзя определить время и число. )
- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.
- Чему хотите научиться на уроке?(Находить неизвестную форму глагола, отличать эти глаголы от других глаголов)
- А где мы можем узнать о новой форме глагола?(В учебнике, из правила)
-А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?
- Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя) Число? (Число также нельзя определить) - Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.) - А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Дети дают свои ответы.)
- Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола. (СЛАЙД 9)
- С какой же формой глагола мы познакомились на уроке? Какова же тема нашего урока?
Тема: Неопределенная форма глагола.
- Какую поставим цель? Что нас может заинтересовать? ( Можно ли определить время, число и лицо у глаголов неопределённой формы)
- Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами)
- На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?
- Какие суффиксы имеют?(-ть, -ти)
- Кто то попробует обобщить полученные знания?(Дети дают свои ответы)
- Проверим ваши знания с тем, что написано в учебнике.
- Откроем учебники и прочитаем правило на стр.84(учебник Л.Ф.Климанова, 2 часть).
Такие глаголы имеют 3 названия (СЛАЙД 10)
Начальная форма глагола
Неопределённая форма глагола
Инфинитив
Какое из этих названий вам незнакомо?
Инфинитив – лат. слово "неопределённый". Почему эта форма глагола называется неопределённой?
- Для чего нам нужны эти знания?(Чтобы находить глаголы неопределённой формы, отличать от других глаголов, быть грамотными)
VII. Работа над новым материалом.
Первичное закрепление. Игра « Узнай меня»(слайд 11)
- Перед вами слова, среди которых есть разные части речи. Найдите и запишите глаголы в неопределённой форме.
Составим алгоритм определения глаголов в неопределённой форме.
1. На какой вопрос отвечают?
2. Какой суффикс имеют?
Какие глаголы вы выписали? (Ходить, косить, носить, стричь, стеречь.)
Поработаем с учебником.
-Упр.136, стр.84-85. Найдите в пословицах глаголы. - Образуйте от данных глаголов неопределённую форму. Обратите внимание: если вопрос глагола начинается с приставки с-, то и в вопросе неопределённой формы тоже должна быть эта приставка. (Работа в парах. Фронтальная проверка.)
- Наше путешествие подошло к концу. Капитан корабля благодарит вас за хорошую работу. Ему очень понравилось путешествовать с вами!
- Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Что нового вы узнали о глаголе?
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
- Какие суффиксы имеют данные глаголы?
- Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число)
- Как понимаете слово «ИНФИНИТИВ»? (неопределённый)
XII. Рефлексия. Самооценка. (слайд 17)
- Ребята, перед вами оценочные листы, оцените себя, ответив на вопросы: (ставят «+» или
« - »)
- Знаю ли я, что такое глагол?
- Знаю ли я, что обозначает глагол?
- Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?
- Знаю ли я, как изменяется глагол?
- Смогу ли я определить время глаголов?
- Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?
- Обратите внимание на свои ответы.
У кого все «+»?
У кого есть «-»?
(Поднимают руки и объясняют, где поставили минус и почему?)
- Спасибо за вашу самооценку. А теперь я хочу задать вам вопрос, что нужно сделать чтобы хорошо освоить сегодняшнюю тему? (больше тренироваться в нахождении глаголов неопределённой формы, выучить правило)