kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Неопределённая форма глагола»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:   расширить представления об особенностях неопределённой формы глагола.

Задачи:

развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений;

учить правильно, ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределённой форме;

развивать речь детей, их мышление и воображение, а также творческие способности, развивать скоропись;

прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку;

воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.

Формируемые УУД:позн.- общее речевое развитие; выбор оснований и критериев для классификации объектов; умение пользоваться справочной литературой; коммуник. – умение выражать свои чувства, мысли в форме устных и письменных речевых высказываний; регулят. – определение цели учебной деятельности с помощью учителя; соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценивание; личн. – личностная рефлексия; способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Неопределённая форма глагола»»




МБОУ Волчковская СОШ







Открытый урок русского языка

в 4 классе на тему:

«Неопределённая форма глагола»













Учитель начальных классов

Васильева Н.В.





2016год







Тема урока: « Неопределенная форма глагола».


Цель: расширить представления об особенностях неопределённой формы глагола .

Задачи:

развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений;

учить правильно, ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределённой форме;

развивать речь детей, их мышление и воображение, а также творческие способности, развивать скоропись;

прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку;

воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.

Формируемые УУД:позн.- общее речевое развитие; выбор оснований и критериев для классификации объектов; умение пользоваться справочной литературой; коммуник. – умение выражать свои чувства, мысли в форме устных и письменных речевых высказываний; регулят. – определение цели учебной деятельности с помощью учителя; соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценивание; личн. – личностная рефлексия; способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе.

Ход урока:


I.Организационный момент.(слады 1-2)

Заливается звонок,

Он зовёт нас на урок.

Будем все внимательны,

Прилежны и старательны!

Ребята! У нас в классе много гостей. Улыбнитесь друг другу и передайте своё хорошее настроение друзьям и всем присутствующим.

Сегодня мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие по морю Слов на остров Глаголов. (слайд 3)

II. Словарная работа.

А чтобы попасть туда, отгадайте загадку:

Это что за чудеса:

Дует ветер в паруса?

Ни паром, ни дирижабль-

По волнам плывёт…(корабль)

Ребята, это словарное слово, которое нужно запомнить. Придумайте предложение со словом «корабль».

III. Минутка чистописания. (слайд 4)

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа, словарное слово и предложение, которое вы придумали, а ниже сочетания букв:

ть ти чь инфинитив

- Почему их написали? Где они нам могут встретиться? Что знаете о новом слове? (предположения детей)


IV. Актуализация знаний о глаголе.

1. Интервью.

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

– Что вы больше всего любите?

Люблю действовать.

– Что вы больше всего не любите?

Не люблю предлоги и известную всем частицу.

– Что бы вы пожелали ребятам?

Чтобы русский все ребята.

на "десятку" знали.

На письме и в разговоре

Меня употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

- О какой части речи пойдёт речь на уроке?

- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.

- Почему я так сказала? (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё)

2. (слайд5)

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

- Как изменяются глаголы? (слайд 6)

- Какую особенность имеют глаголы прошедшего времени?(слайд 7)

-А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе? Что бы вы хотели узнать? Давайте предположим….

V. Создание проблемной ситуации (слайд 8)

Ребята, капитан корабля просит помочь ему справиться с заданием. Определите время глаголов:

рисует, идёт, стоять, думает, споёт, пройти, решил, откроет

(Работа в парах.)

- У каких глаголов вы не смогли определить время и почему?


VI. Сообщение темы и постановка учебной задачи.


-Проверяем.

- Какие слова вызвали затруднения?

- Слова « стоять, пройти» .

- Какая перед нами возникла проблема?

- Почему эти глаголы оказались лишними, не попали ни в одну из трех групп. Ваши предположения…(не возможно определить время)…
- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?

(Глаголы, у которых нельзя определить время и число. )

- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.

- Чему хотите научиться на уроке?(Находить неизвестную форму глагола, отличать эти глаголы от других глаголов)

- А где мы можем узнать о новой форме глагола?(В учебнике, из правила)

-А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?


- Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя) Число? (Число также нельзя определить)
- Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.)
- А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Дети дают свои ответы.)

- Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола. (СЛАЙД 9)

- С какой же формой глагола мы познакомились на уроке? Какова же тема нашего урока?

Тема: Неопределенная форма глагола.

- Какую поставим цель? Что нас может заинтересовать? ( Можно ли определить время, число и лицо у глаголов неопределённой формы)

- Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами)

- На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

- Какие суффиксы имеют?(-ть, -ти)

- Кто то попробует обобщить полученные знания?(Дети дают свои ответы)

- Проверим ваши знания с тем, что написано в учебнике.

- Откроем учебники и прочитаем правило на стр.84(учебник Л.Ф.Климанова, 2 часть).

Такие глаголы имеют 3 названия (СЛАЙД 10)

Начальная форма глагола

Неопределённая форма глагола



Инфинитив

Какое из этих названий вам незнакомо?

Инфинитив – лат. слово "неопределённый". Почему эта форма глагола называется неопределённой?

- Для чего нам нужны эти знания?(Чтобы находить глаголы неопределённой формы, отличать от других глаголов, быть грамотными)



VII. Работа над новым материалом.

Первичное закрепление. Игра « Узнай меня»(слайд 11)

- Перед вами слова, среди которых есть разные части речи. Найдите и запишите глаголы в неопределённой форме.

Ходить, ходит, кость, косить, кровать, косит, носить, скатерть, стричь, кости, грусть, стеречь.

Составим алгоритм определения глаголов в неопределённой форме.

1. На какой вопрос отвечают?

2. Какой суффикс имеют?

Какие глаголы вы выписали? (Ходить, косить, носить, стричь, стеречь.)

Поработаем с учебником.

-Упр.136, стр.84-85. Найдите в пословицах глаголы.
- Образуйте от данных глаголов неопределённую форму. Обратите внимание: если вопрос глагола начинается с приставки с-, то и в вопросе неопределённой формы тоже должна быть эта приставка. (Работа в парах. Фронтальная проверка.)

- Проверьте и оцените свою работу.(слайд11)

(Что делает?) любит – (что делать?) любить)

(Что делает?) блестит – (что делать?) блестеть)

(Что делает?) кормит – (что делать?) кормить)

(Что делает?) течёт – (что делать?) течь)

(Что делает?) рубит – (что делать?) рубить)

(Что делают?) трубят – (что делать?) трубить)

(Что сделаешь?) пролежишь – (что сделать?) пролежать)

(Что сделаешь?) побежишь – (что сделать?)побежать)

- Встаньте те дети, кто выполнил работу без ошибок.

- Молодцы, тихо сели.


VIII. Физкультминутка. (СЛАЙД 12)

От зелёного причала оттолкнулся пароход (встать)

Он шагнул назад (шаг назад)

А потом вперёд (шаг вперёд)

И поплыл, поплыл по речке (движение руками)

Набирая полный ход (ходьба на месте)


IХ. Закрепление изученного

- Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы.

(Класс работает группами, каждая группа со своим заданием) (слайд 13)

1. темно, светло

2. обед, ужин

3. зелёный, красный

- Проверим работу наших групп! (слайд 14)


Х. Закрепление.

- Как сказать одним словом: (Слайд 15)

  • Исполнять роль в спектакле – (играть)

  • Чувствовать холод – (мёрзнуть)

  • Не разрешать что-либо делать – (запрещать)


- Замените фразеологические обороты глаголами неопределенной формы.

(слайд 16)

Зарубить на носу –(запомнить)

Держать язык за зубами – (молчать)

Вешать нос – (унывать)

Мозолить глаза – (надоедать)

ХI. Итог урока

- Наше путешествие подошло к концу. Капитан корабля благодарит вас за хорошую работу. Ему очень понравилось путешествовать с вами!


- Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Что нового вы узнали о глаголе?

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

- Какие суффиксы имеют данные глаголы?

- Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число)

- Как понимаете слово «ИНФИНИТИВ»? (неопределённый)

XII. Рефлексия. Самооценка. (слайд 17)

- Ребята, перед вами оценочные листы, оцените себя, ответив на вопросы: (ставят «+» или

« - »)

- Знаю ли я, что такое глагол?

- Знаю ли я, что обозначает глагол?

- Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?

- Знаю ли я, как изменяется глагол?

- Смогу ли я определить время глаголов?

- Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?

- Обратите внимание на свои ответы.

У кого все «+»?

У кого есть «-»?

(Поднимают руки и объясняют, где поставили минус и почему?)

- Спасибо за вашу самооценку. А теперь я хочу задать вам вопрос, что нужно сделать чтобы хорошо освоить сегодняшнюю тему? (больше тренироваться в нахождении глаголов неопределённой формы, выучить правило)

- Спасибо, ребята , за урок!

X. Домашнее задание. (СЛАЙД 18)


1) Выучить правило на стр.84;

2) Упр. 137, стр. 85 или упр. 138, стр.85.




7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
«Неопределённая форма глагола»

Автор: Абдурахманова Асият Алидибировна

Дата: 27.08.2019

Номер свидетельства: 518454

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка по теме "Неопределённая форма глагола", 4 класс "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "158360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421737004"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация к уроку русского языка на тему "Неопределённая форма глагола""
    ["seo_title"] => string(76) "priezientatsiiakurokurusskoghoiazykanatiemunieopriedielionnaiaformaghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "265014"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449826929"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Неопределённая форма глагола "
    ["seo_title"] => string(35) "nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "102488"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508667"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Глагол. Неопределённая форма глагола."
    ["seo_title"] => string(43) "glaghol-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "316884"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460197188"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "урок по теме "Неопределённая форма глагола" "
    ["seo_title"] => string(50) "urok-po-tiemie-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "243644"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445779834"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства