Просмотр содержимого документа
«"Неопределённая форма глагола"»
Открытый урок по русскому языку
3 «В» класс
Тема: «Неопределённая форма глагола»
Составила и провела
учитель начальных классов
Кондратьева Светлана Витальевна
21.03.2019
Тема: Знакомство с понятием «Неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами.
Цели:
Распознавать глагол среди других частей речи, характеризовать морфологические признаки, находить заданную форму в тексте. Ставить глагол в неопределённую форму, выполнять для этого необходимую последовательность действий.
Развивать познавательную деятельность учащихся, умение ставить вопросы и находить ответы, умение анализировать свою деятельность.
Воспитывать правильное отношение к читательской деятельности.
Ход урока.
Организационный момент
- Ребята! У нас в классе много гостей. Улыбнитесь друг другу и передайте своё хорошее настроение друзьям и всем присутствующим. Сегодня мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие по морю «Слов» на остров….
- А вот как называется наш остров, вы определите сами.
«Однажды, одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте и определите, о какой части речи говорится?
Кор.: Что вы больше всего любите делать?
Часть речи: Люблю действовать!
Кор.: Что вы больше всего не любите?
Часть речи: Не люблю предлоги и частицу НЕ!
Кор.: Какими необыкновенными талантами обладаете?
Часть речи: Могу путешествовать во времени!
Что же эта за часть речи? Догадались?
На какой же остров мы с вами сегодня попали?
Интересная часть речи В русском языке живет Все что делает расскажет: Чертит, пишет иль поет, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит Все расскажет нам … (глагол)
- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.
- Почему я так сказала, знакомый незнакомец? (Потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё).
Вывод: Итак, мы отправляемся на остров «Глаголов».
2. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
- Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола?
- Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?
- Что узнали о глаголе прошедшего времени на прошлом уроке?
– Что за орфограмма встретилась нам в «Орфографической минутке»? Как решить орфографическую задачу?
Вывод: Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её немедленно ставь под ударение.
в) Изменение глаголов по временам и числам.
- Распределите данные слова по временам. (Таблица на доске).
- Попробуйте распределить по числам. (Таблица на доске).
Проблемная ситуация.
- Почему эти глаголы оказались лишними, не попали ни в какую группу. (Потому что у этих глаголов нельзя определить время и число.)
Вывод: Глаголы, у которых нельзя определить ни время, ни число, называются «Глаголы неопределённой формы» или инфинитив. Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.
г) Словарная работа.
Разбор слова «победить» (Запись на доске).
д) Определить на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?
- Найдите и подчеркните глаголы.
Трудно найти в лесу дикое животное. Зверя легко узнать по следам. Лучше всего читать следы зверей на свежем снегу. Следы зайца трудно спутать со следами других зверей. Надо беречь природу!
- Какие глаголы вы подчеркнули? (Выписать глаголы на доску и распределить по вопросам)
Вывод: Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы
Что делать? Что сделать?
Физкультминутка
- Раз сегодня мы говорим о глаголах, то и физкультминутка будет связана с этой частью речи. Я буду задавать вопросы, а вы должны показать жестом.
Как надо ходить?
Как плыть?
Как бежать?
Как шалить?
Как жить?
Как сидеть?
Игра «Кто самый внимательный?
«Запись на доске с комментированием)
- Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи. Вам нужно записать только глаголы в неопределенной форме. Итак, вы выписываете глаголы, которые отвечают на вопроса что делать?, что сделать?
- А кто знает, откуда пришло выражение «зарубить себе на носу»?
- Значение фразеологизма: в древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них были зарубки, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами. Зарубить себе на носу означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.
2 группа.
Данные словосочетания замените глаголами-синонимами:
Выходить на встречу – встречать
Мыть лицо – умываться
Одержать победу – победить
Лить слёзы – плакать
Говорить неправду – врать, лгать
Снять пальто – раздеться
3 группа.
Игра “ Четвёртый лишний ”.
А) Играть, гулять, думал, петь.
Б) Читает, пишет, считает, дружить.
В) Говорил, смотрели, читали, считали.
Г) Держал, думал, дремлет, делал.
8. Итог урока.
- Используя алгоритм, рассказать о глаголах неопределённой формы.
- Что нового узнали на уроке? Какая тема урока?
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
- Как еще называют глаголы неопределенной формы? (инфинитив)
- Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число)
- Какую особенность имеет инфинитив? (ть, ти, чь )
9. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке.
10. Домашнее задание.
11. Выставление оценок.
Зарубить на носу-
запомнить
Клевать носом-
дремать
Пропустить мимо ушей-
прослушать
Вставлять палки в колёса-
мешать
Делать из мухи слона-
преувеличивать
Обвести вокруг пальца-
обмануть
Держать язык за зубами-
молчать
Выходить на встречу –
встречать
Мыть лицо –
умываться
Одержать победу –
победить
Лить слёзы –
плакать
Говорить неправду –
врать, лгать
Снять пальто –
раздеться
Итог урока.
- Что нового узнали на уроке? Какая тема урока?
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
Трудно найти в лесу дикое животное. Зверя легко узнать по следам. Лучше всего читать следы зверей на свежем снегу. Следы зайца трудно спутать со следами других зверей. Надо беречь природу!