Просмотр содержимого документа
«Название чисел в действии сложения»
Тема: Название чисел в действии сложения
Цели:
- разъяснить смысл действий сложения и познакомить младших школьников с той терминологией, которая употребляется в математике при сложении (выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенство) на основе взаимосвязей сложения натуральных чисел с операцией объединения попарно непересекающихся конечных множеств, легко интерпретируется на действиях с предметами;
развитие мыслительных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
способствовать воспитанию бережного отношения к дарам природы.
Оборудование: таблички со словами: выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенства; кодоскоп с заданиями на пленке, таблица «Грибы», счетный материал (белки и грибы (30 шт.), наборное полотно, калькуляторы, корзинки, кондитерские грибы, на ватмане рисунок Старичка - моховичка, схема объединения множеств.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Прозвенел, друзья, звонок
Начинается урок.
Устный счет.
Отдохнуть вы все успели?
Л теперь вперед - за дело.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
Приглашаю вас, друзья,
По грибы сегодня я.
Очень хочется узнать,
Кто их может собирать
И, конечно, различать.
А в лесу нас с вами ждет
Старичок - моховичок.
Приготовил он заданья.
На смекалку и на заданья.
а)По тропинке вместе с нами
Идут числа в два ряда.
Старичок желает знать,
Где здесь натуральный ряд.
(на пленке 1,2,3,4,5, 6,7,8,9...
кодоскопа:9, 8,7, 6, 5,4,3,2,1)
-Почему этот ряд № ? Что обозначают точки...?
-Сравните эти ряды, что вы заметили?
(в 1-ом ряду числа расположены в порядке возрастания, в 2-ом ряду в порядке убывания)
б) Коля с мамой в лес ходил,
Там грибы он находил,
А когда домой пришел,
Все грибы сложил на стол.
Тут сестренка его Оля,
Принялась считать их вскоре.
Помогите, дети, Оле
Сосчитать грибы у Коли
(счет до 10 в прямом и обратном порядке)
-Назову я вам число,
Всем известное оно.
Попрошу вас не зевать «Соседей» у числа назвать.
У4? 7? 9? в) Белочки грибы сушили,
Ну, а посчитать забыли.
Кто ответит быстро, детки,
Хватит ли грибов всем белкам?
(на наборном полотне 6 белок и 7 грибов) (Хватит)
- Как узнали, объясните? (установили соответствие)
- Свое мнение докажите, (у доски показывают). Как сделать поровну?
Калькуляторы возьмите,
Число цифрой покажите.
Сколько белок? (6)
А грибов? (7)
Белок 6, а грибов 7,
Какой вывод ясен всем (66)
г) Вот на солнечной полянке Повстречались нам грибы.
Поразмыслите, ребятки,
Что за группы здесь даны?
(1 группа - съедобные и несъедобные
2 группа - большие и маленькие
3 группа - по 2 грибка и по одному)
- Каких грибов больше больших или маленьких?
- Съедобных или несъедобных? Назовите их.
Вижу можете, ребятки,
Вы грибочки различать,
Ну, а кто же мне подскажет,
Как грибочки собирать?
(срезать аккуратно, не повреждая грибницу, брать только хорошо известные грибы, не сбивать ногой несъедобные грибы - это вкусная и полезная еда для лесных жителей)
Д )Вот рисунок перед вами,
А задачу составьте сами.
-Как узнали? Почему прибавили?
е)На полянке у дубка Еж увидел 2 грибка,
Походил вокруг осин И нашел еще один.
Ну-ка, кто считать готов,
Сколько еж нашел грибов?
З. Новый материал.
(Выходят мальчик и девочка с корзинками).
Дети в лес пошли гулять И грибочки собирать.
Повезло вначале Саше.
3 грибка нашел он сразу.
Даша тоже не отстала,
грибочка увидала
И в корзиночку поклала.
Стали дети их считать:
I 2, 3, 4, 5.
Ребятишкам повезло
Пять хорошее число.
Нам придется выяснять,
Как же получилось пять?
(К 3 прибавили 2)
-Почему прибавили?
Действия Саши и Даши, без сомнения, можно записать математическим выражением.
-Откройте кассы. Сколько грибов собрал Саша? (3)
-Сколько нашла Даша? (2)
(Учитель на доске, а дети на наборном полотне выставляют числа 3 и 2)
-Что мы сделали с их грибами? (Объединили) (учитель показывает схему) -Множество Сашиных и Дашиных грибов объединили в одно множество. Сложить - это значит объединить два множества в одно.
-Что значит сложить?
-В математике для обозначения этого действия используют знак сложения «+» называется плюс.
Найдите его в своих кассах, поставьте между числами 3 и 2. Получилась запись: 3+2 - это выражение. Такие выражения называются сумма, а числа, которые складываются - слагаемые.
-Как называется эта запись? выражение? числа?
-Эти выражение читают по- разному :
3 плюс 2; к 3 прибавить 2; сумма чисел 3 и 2;
I слагаемое 3, II слагаемое 2.
-Кто сможет прочитать по-разному выражение?
5+3
Физминутка.
Мы грибочки собирали
И немножечко устали.
А сейчас мы дружно встанем
Отдохнем мы на привале.
Влево, вправо повернись,
Наклонись и поднимись.
Ручки вверх и ручки в бок.
И на месте прыг да скок.
А теперь бежим вприпрыжку:
Молодцы, мои зайчишки.
Замедляем, зайки, шаг
И на месте стой. Вот так
А сейчас мы сядем дружно.
Нам еще работать нужно.
4. Закрепление
1) Работа по картинкам
-Сколько всего предметов нарисовано? (три голубых браслета и один розовый браслет объединяют в одно)
- Давайте найдем результат действий.- Как вы узнали? (посчитали)
- Выложите слева 3 кружка, справа 1 квадратика.
-Сколько всего фигур? (считают справа налево и наоборот)
- Установите соответствие между результатом своих действий и рисунками. -Результат сложения называется значением суммы.
(учитель показывает схему):
-Как вы думаете, равны они между собой?
-Для обозначения равенства в математике используется знак «=».
Найдите его в кассах
-Эта запись называется равенство.
-Запишите это равенство в тетради: 3 + 1=4
-Дайте название каждому числу.
2)Игра «Собери грибы», (на магнитной доске)
/ по рядам проводим соревнования, кто быстрее решит примеры записанные на грибочках/
Проведем соревнования И проверим ваши знанья.
- На каком ряду у нас Грибники высокий класс?
7. Подведение итогов.Оценка и анализ работы.
Наш урок к концу подходит,
Старичок итог подводит.
-С каким действием вы познакомились?
-Как называется числа при сложении?
-Как называется эта запись? (6 + 3 = 9)
-(За полные, правильные ответы дети получали грибок.)