Тема урока: Названия чисел в записях действий
Цель урока: познакомить учащихся с названиями чисел в записях действий
Задачи: создать условия для развития универсальных учебных действий:
- личностных – развитие познавательных интересов, учебной мотивации, толерантности отношений; умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
- познавательных – умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
- регулятивных – умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- коммуникативных – умение оформлять свои мысли в устной форме; умение выслушивать разные точи зрения и приходить к единому мнению.
Ожидаемые результаты: учащиеся должны узнать, как называются числа в записях действий, уметь сравнивать, анализировать, делать умозаключения.
Технология: проблемно-диалогическая
Тип урока: открытие новых знаний
Вид урока: первичные представления новых знаний и способов учебных действий
Формы работы: парная, фронтальная, групповая.
- учебник Математика; часть 2(автор Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В.)
- учебник, тетрадь, листы бумаги, проектор, доска
Ход урока:
I. Мотивирование к учебной деятельности
- Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
- Девиз нашего урока: «С маленькой удачи начинается большой успех».
- А какие удачи были у нас на уроках математики?
- Как вы думаете, от кого и от чего зависит успех нашего урока?
(Успех нашего урока зависит от каждого из нас и от хорошего настроения)
- Сегодня на уроке я тоже желаю вам удачи и хочу, чтобы у вас все получилось.
Повернитесь лицом к соседу и улыбнитесь друг другу.
II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
1. Математическая разминка.
- Для бодрости духа мы начинаем каждый день с зарядки, поэтому начнем наш урок с зарядки для ума – математической разминки.
(Обучающиеся читают задания, пишут ответы на листочках, затем проверяют по слайду)
- Сколько хвостов у 8 коров?
- Сколько рогов у 4 быков?
- Сколько ушей у 5 слонов?
- Сколько лап у 6 котов?
- Сколько голов у 10 сомов?
- Сколько лапок у 9 пауков?
- Сколько шин у 3 машин?
- Сколько лапок у 7 блошек?
- Сколько лапок у 2 сороконожек?
(8,8,10,24,10,72,12,42,80)
- Что мы повторили? Для чего это нужно?
2. М. чистописания.
- Продолжим наш урок минуткой чистописания.
- Руки? (на месте)
- Ноги? (вместе)
- Локти? (у края)
- Спина? (прямая)
(Открывают тетради, отгадывают загадки про числа, записывают в строчку.)
Маленькая хвостатенькая, не лает, не кусает, а из класса в класс не пускает? (2)
Что за цифра - акробатка? Если на голову встанет, ровно на 3 меньше станет? (9)
Два кольца, но без конца, если я перевернусь, то совсем не изменюсь? (8)
Если самое большое двузначное число перевернуть, то получится…? (66)
- Какое число может быть лишним? Обоснуйте.
3. Постановка проблемы. Постановка темы.
- Из данных чисел назовите мне два однозначных, четных числа. (2 и 8)
- Составьте и запишите с этими числами все возможные арифметические действия и найдите значения выражений.
8 + 2 = 10
8 – 2 = 6
8 * 2 = 16
8 : 2 = 4
-Что интересного заметили в равенствах? (1-е и 2-е число каждого равенства одинаковые, а знаки действий и результаты разные).
- Почему разные ответы? (разные действия).
- Числа у разных арифметических действий будут и называться по-разному.
- Определите тему нашего урока. (Названия чисел в записях действий).
- Какие цели поставим? (Запомнить названия чисел в записях действий;
различать, классифицировать, решать арифметические действия;
закреплять знания табличных случаев умножения, деления;
решать задачи.)
III. Работа по теме урока.
1. Работа в группах.
- Откройте учебники на стр. 87, найдите таблицу с названиями чисел в записях действий.
- Назовите числа при сложении, умножении, вычитании, делении.
- Теперь распределимся на 4 группы, в каждой группе по 5 человек.
- 1 группа – действие сложение,
- 2 группа – действие умножение,
- 3 группа – действие вычитание,
- 4 группа – действие деление.
- Я даю вам конверты с названиями компонентов действий, вам нужно найти названия чисел своего действия, знаки и каждому взять в руки по одной карточке.
- Чья группа будет готова, поднимите руки.
- Итак, участники действия …, выйдете и встаньте каждый на свое место. Назовите компоненты своего действия.
- Вы согласны?
(Аналогичная работа проводится участниками других групп).
2. Физминутка.
Сколько раз ногами топнем? (Один два, три, четыре)
4х1=4
Сколько раз руками хлопнем? (Один, два, три)
10 : 2 = 5
Мы присядем сколько раз? (Один, два)
16 : 4 = 4
Мы наклонимся сейчас? (Один, два)
2 * 3 = 6
Мы подпрыгнем ровно столько! (Один, два, три)
21 : 7 = 7
Ай да счет: игра и только!
Работа в печатной тетради.
стр. 42 №1,2
IV. Закрепление изученного.
1. Запись выражений, нахождение их значений.
Сумму чисел 18 и 14 раздели на 8; (18 + 14) : 8 = 4
Из числа 95 вычти произведение чисел 8 и 7; 95 – (8 * 8) = 31
Частное чисел 48 и 6 увеличь на 9; (48 : 6) * 9 = 72
Разность чисел 23 и 15 увеличь в 3 раза. (23 – 15) * 3 = 24
2. Тестовые задания.
Тест 1
Подчеркни слова, относящие к сумме.
Слагаемые вычитаемое произведение частное
Подчеркни слова, относящие к разности.
Сумма уменьшаемое частное вычитаемое.
Подчеркни слова, относящие к произведению.
Множители слагаемые частное разность.
Подчеркни слова, относящиеся к частному.
Делимое разность произведение делитель
Тест 2
Соедини стрелками.
3 + х = 8 вычитаемое
х * 4 = 28 делитель
23 – х = 17 делимое
х : 6 = 6 множитель
х – 8 = 15 уменьшаемое
35 : х = 7 слагаемое
V. Формирование системы знаний.
Работа в парах
- Чтобы подвести итог нашему занятию, я предлагаю вам поработать в парах. Перед вами таблица с числами. Я диктую выражение, а вы закрашиваете красным карандашом ту клеточку, в которой записано число – сколько получилось.
1. Первое слагаемое 4, второе – 5. Чему равна сумма? (9)
2. Уменьшаемое 20, вычитаемое 3. Чему равна разность? (17)
3. Первый множитель 2, второй множитель 6. Найдите произведение. (12)
4. Делимое 18, делитель 9. Найдите частное. (2)
5. Чему равна сумма чисел 9 и 9? (18)
6. Найдите разность 37 и 30. (7)
7. Чему равно произведение 4 и 4? (16)
8. Найдите частное чисел 27 и 9. (3)
9. Слагаемые 8 и 7. Чему равна сумма? (15)
10. Множители 4 и 2. Чему равно произведение? (8)
11. Делимое 40, делитель 40. Найдите частное. (1)
- Вы догадались, какое должно быть последнее число? (4)
- Назовите сами выражение для этого числа. (Например, уменьшаемое 4, вычитаемое 0. Найдите разность.)
- Если у вас получилась оценка «5» из закрашенных клеток, то вы справились с заданием на отлично, если же нет – значит, вы где-то ошиблись, и вам необходимо выучить названия чисел в записях действий и повторить таблицу умножения и деления.
- Для этого я раздам вам памятки, которые надо выучить. Это домашнее задание.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
- Как вы думаете, добились мы успеха на нашем уроке?
- В чем он проявился?
узнал (а)
Я вспомнил (а)
научился (ась)
- Я читаю стихотворение, а вы будете отвечать на вопросы «да» или « нет».
Завершается урок
Он пошел ребятам в прок? (Да)
Постарались все понять? (Да)
Учились тайны открывать (Да)
Ответы полные давали (Да)
На уроке не зевали? (Нет)
Отдыхайте вы сейчас,
Мой любимый умный класс!