kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Методика изучения сложения и вычитания чисел в пределах 10"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме «Методика изучения сложения и вычитания чисел в пределах 10» профессионального модуля МДК 01.04 ТОНКМ с методикой преподавания  для обучающихся 3 курса педагогического техникума

Тема: Методика изучения сложения и вычитания в пределах 10

Цели: ознакомление с методикой изучения темы «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» на уроках математики в 1 классе по УМК «Школа России»: содержание уроков, задачи и последовательность изучения вычислительных приемов.

Задачи:

Дидактическая: познакомить с содержанием, задачами уроков темы «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание», последовательностью изучения вычислительных приемов.

Развивающая: развивать математическую речь, мышление (анализ, синтез, классификация), память, внимание, навыки контроля, самоконтроля, самооценки, овладение методикой ознакомления с математическим материалом.

Воспитывающая: способствовать воспитанию познавательного интереса, творческого педагогического подхода, любви к профессии преподавателя начальных классов.

Общие компетенции:

понимают значимость темы урока, умеют организовать урок по этой теме, выбрать эффективные методы и приемы, умеют грамотно использовать информационно-коммуникационные технологии для реализации задач урока, определяют задачи профессионального и личностного развития.

Профессиональные компетенции:

осуществляют педагогический контроль, оценивают процесс и результаты обучения, создают предметно-развивающую среду для реализации задач урока.  

Этап урока

Ход урока

Деятельность преподавателя

 

Деятельность обучающихся

Время

I. Организационно-мотивационный

Приём «Я – хороший студент)»

 

2-3 минуты

II. Операционно-деятельностный

Ознакомление с новым материалом

 

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ В ПРЕДЕЛАХ 10

Сложение и вычитание в пределах 10 в начальной школе называют табличным сложением и вычитанием. В соответствии с требованиями стандарта результатом изучения данной темы должны явиться формирование осознанной самостоятельной вычислительной деятельности ребенка, а также знание наизусть результатов действий сложения и вычитания в пределах 10.

- Откроем учебник Математики 1 кл 1 часть стр.79. Здесь начинается изучение большой темы «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание». Посмотрите внимательно, как вы думаете, чему должны научиться дети в результате изучения этой большой темы?

При изучении этой темы необходимо обеспечить следующие результаты:

  1. Обеспечить усвоение детьми рациональных вычислительных приемов сложения и вычитания в пределах первого десятка;
  2. Учащиеся узнают названия арифметических действий сложение и вычитание, знаки действий, название чисел при сложении и вычитании, связь сложения и вычитания;
  3. Сформировать прочные вычислительные навыки;
  4. Добиться запоминания наизусть результатов сложения и вычитания;
  5. Добиться запоминания наизусть состава чисел из слагаемых в пределах 10;
  6. Учащиеся должны научиться решать простые задачи на сложение и вычитание;
  7. Дети должны знать, как записываются простые математические выражения (сумма, разность) и как они читаются и записываются;
  8. Учащиеся знакомятся с простыми числовыми равенствами и неравенствами;
  9. Учащиеся знакомятся с простыми уравнениями вида x-3=7, 5+x=9 и учатся их решать.

- Запишем это.

Изучение сложения и вычитания в пределах 10 можно провести по плану:

  1. Присчитывание и отсчитывание по одному.

Первым вычислительным приемом, с которым знакомится ребенок, является прием, связанный с умением присчитывать и отсчитывать по 1.

- Как вы думаете, умеют ли дети на этом этапе обучения присчитывать и отсчитывать по 1?

Символически этот приём записывается так: ±1.

Для получения ответа в примерах данного вида ребенок использует знание того, что каждое следующее число на единицу больше предыдущего. Прибавить 1 – это значит назвать последующее число. Отнять 1 – это значит назвать предыдущее. Т.е. для нахождения результатов в этих случаях нет необходимости выполнять какие-то вычисления, достаточно понимать, что добавление 1 ведёт к получению следующего по счету числа, а убавление 1 – к получению предыдущего по счету числа.

Если ребёнок хорошо усвоил принцип образования чисел в натуральном ряду, то нет необходимости специально заучивать результаты таблицы прибавления (вычитания) единицы, поскольку получить результаты в этих случаях ребенок может, используя знания прямой и обратной последовательности чисел в пределах 10.

- Как вы думаете, можно ли при изучении данного приёма пользоваться какими-то внешними опорами? Если можно, то какими?

Детям с ведущим наглядно-образным мышлением (их в начальных классах большинство) для усвоения способа нахождения числа последующего и предыдущего в качестве наглядной опоры можно посоветовать использование линейки, что создаёт хорошие условия для формирования наглядно представимой мысленной модели ряда натуральных чисел, а также способа нахождения результатов присчитывания и отсчитывания.

Если у ребёнка ведущее кинестезическое восприятие и ведущий кинестезический тип памяти (такой ребёнок всё стремиться взять в руки, подвигать, если вы знаете, что ребёнок только в движении способен к восприятию нового. При исключении двигательных действий у этих детей и при ориентации на заучивание результатов без подкрепления предметной деятельностью усвоение происходит на формальном уровне, без понимания, что в дальнейшем крайне осложняет формирование вычислительной деятельности в пределах 100 и 1000), следует не только допускать, но и поощрять использование пальцевого счета при изучении всех вычислительных приёмов, касающихся первого десятка.

  1. Прибавление и вычитание по частям.

Это следующая группа вычислительных приёмов Символически обозначаются так:

±2, ±3, ±4

  • Как вы думаете, на чем могут основываться эти приёмы?

Результаты могут быть найдены с помощью последовательного присчитывания и отсчитывания: 3+2=3+1+1; 7-3=7-1-1-1 (впервые столкнувшись с ними, ребёнок так и делает).

Но более желаемым является обучение ребёнка прибавлять и вычитать по частям. Это делается так: второе слагаемое разделяется на две части (в соответствии с составом однозначного числа, который ребёнок выучил ранее наизусть), которые последовательно прибавляются к первому слагаемому: 4+3=4+1+2.

При вычитании вычитаемое разделяется на две части (в соответствии с составом однозначного числа, который ребёнок выучил ранее наизусть), и эти части последовательно вычитаются из уменьшаемого: 8-4=8-2-2.

Для контроля вычислений можно советовать использовать линейку, пальцевый счет, счеты.

После усвоения этого способа вычислений все случаи сложения и вычитания с числом 2 выстраиваются в таблицу. Её называют таблицей сложения и вычитания 2 (ответы не превышают 10) Эта таблица заучивается наизусть. (стр.92, на последней странице учебника)

- Для чего это нужно?

Это первая таблица, которую дети учат наизусть. Практика показывает, что дети испытывают большие трудности при заучивании этой таблицы.

- Запишите эту таблицу.

- Как помочь ребёнку? Как вы думаете?

  1. Ребёнок может пользоваться приёмом присчитывания и отсчитывания.
  2. Если ребёнок хорошо усвоил состав однозначного числа, то проще всего связать соответствующие случаи с составом однозначных чисел: 5 – это 3 и 2, значит, 5=3+2, тогда 3+2=5, а 5-2=3. 8 – это 6 и 2, значит, 8=6+2, тогда 6+2=8, а 8-2=6.

При этом полезно составлять сразу тройку взаимосвязанных равенств: 5+2=7, 7-2=5, 7-5=2.

Для случаев a±3, a±4 также составляются таблицы. И эти таблицы ребенок заучивает наизусть.

- Запишите эту таблицу.

В общей сложности ребёнку приходится запоминать более 40 примеров сложения и вычитания в пределах 10. Большинство испытывают трудности.

- Как помочь ребенку?

и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Методика изучения сложения и вычитания чисел в пределах 10"»

Тема: Методика изучения сложения и вычитания в пределах 10


Цели: ознакомление с методикой изучения темы «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» на уроках математики в 1 классе по УМК «Школа России»: содержание уроков, задачи и последовательность изучения вычислительных приемов.

Задачи:

Дидактическая: познакомить с содержанием, задачами уроков темы «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание», последовательностью изучения вычислительных приемов.

Развивающая: развивать математическую речь, мышление (анализ, синтез, классификация), память, внимание, навыки контроля, самоконтроля, самооценки, овладение методикой ознакомления с математическим материалом.

Воспитывающая: способствовать воспитанию познавательного интереса, творческого педагогического подхода, любви к профессии преподавателя начальных классов.

Общие компетенции:

понимают значимость темы урока, умеют организовать урок по этой теме, выбрать эффективные методы и приемы, умеют грамотно использовать информационно-коммуникационные технологии для реализации задач урока, определяют задачи профессионального и личностного развития.

Профессиональные компетенции:

осуществляют педагогический контроль, оценивают процесс и результаты обучения, создают предметно-развивающую среду для реализации задач урока.


Этап урока

Ход урока


Деятельность преподавателя



Деятельность обучающихся

Время


I. Организационно-мотивационный



Приём «Я – хороший студент)»




2-3 минуты


II. Операционно-деятельностный


Ознакомление с новым материалом





























































































































































МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ В ПРЕДЕЛАХ 10


Сложение и вычитание в пределах 10 в начальной школе называют табличным сложением и вычитанием. В соответствии с требованиями стандарта результатом изучения данной темы должны явиться формирование осознанной самостоятельной вычислительной деятельности ребенка, а также знание наизусть результатов действий сложения и вычитания в пределах 10.


- Откроем учебник Математики 1 кл 1 часть стр.79. Здесь начинается изучение большой темы «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание». Посмотрите внимательно, как вы думаете, чему должны научиться дети в результате изучения этой большой темы?


При изучении этой темы необходимо обеспечить следующие результаты:

  1. Обеспечить усвоение детьми рациональных вычислительных приемов сложения и вычитания в пределах первого десятка;

  2. Учащиеся узнают названия арифметических действий сложение и вычитание, знаки действий, название чисел при сложении и вычитании, связь сложения и вычитания;

  3. Сформировать прочные вычислительные навыки;

  4. Добиться запоминания наизусть результатов сложения и вычитания;

  5. Добиться запоминания наизусть состава чисел из слагаемых в пределах 10;

  6. Учащиеся должны научиться решать простые задачи на сложение и вычитание;

  7. Дети должны знать, как записываются простые математические выражения (сумма, разность) и как они читаются и записываются;

  8. Учащиеся знакомятся с простыми числовыми равенствами и неравенствами;

  9. Учащиеся знакомятся с простыми уравнениями вида x-3=7, 5+x=9 и учатся их решать.


- Запишем это.


Изучение сложения и вычитания в пределах 10 можно провести по плану:


  1. Присчитывание и отсчитывание по одному.


Первым вычислительным приемом, с которым знакомится ребенок, является прием, связанный с умением присчитывать и отсчитывать по 1.


- Как вы думаете, умеют ли дети на этом этапе обучения присчитывать и отсчитывать по 1?


Символически этот приём записывается так: ±1.


Для получения ответа в примерах данного вида ребенок использует знание того, что каждое следующее число на единицу больше предыдущего. Прибавить 1 – это значит назвать последующее число. Отнять 1 – это значит назвать предыдущее. Т.е. для нахождения результатов в этих случаях нет необходимости выполнять какие-то вычисления, достаточно понимать, что добавление 1 ведёт к получению следующего по счету числа, а убавление 1 – к получению предыдущего по счету числа.


Если ребёнок хорошо усвоил принцип образования чисел в натуральном ряду, то нет необходимости специально заучивать результаты таблицы прибавления (вычитания) единицы, поскольку получить результаты в этих случаях ребенок может, используя знания прямой и обратной последовательности чисел в пределах 10.


- Как вы думаете, можно ли при изучении данного приёма пользоваться какими-то внешними опорами? Если можно, то какими?


Детям с ведущим наглядно-образным мышлением (их в начальных классах большинство) для усвоения способа нахождения числа последующего и предыдущего в качестве наглядной опоры можно посоветовать использование линейки, что создаёт хорошие условия для формирования наглядно представимой мысленной модели ряда натуральных чисел, а также способа нахождения результатов присчитывания и отсчитывания.

Если у ребёнка ведущее кинестезическое восприятие и ведущий кинестезический тип памяти (такой ребёнок всё стремиться взять в руки, подвигать, если вы знаете, что ребёнок только в движении способен к восприятию нового. При исключении двигательных действий у этих детей и при ориентации на заучивание результатов без подкрепления предметной деятельностью усвоение происходит на формальном уровне, без понимания, что в дальнейшем крайне осложняет формирование вычислительной деятельности в пределах 100 и 1000), следует не только допускать, но и поощрять использование пальцевого счета при изучении всех вычислительных приёмов, касающихся первого десятка.


  1. Прибавление и вычитание по частям.


Это следующая группа вычислительных приёмов Символически обозначаются так:


±2, ±3, ±4


  • Как вы думаете, на чем могут основываться эти приёмы?


Результаты могут быть найдены с помощью последовательного присчитывания и отсчитывания: 3+2=3+1+1; 7-3=7-1-1-1 (впервые столкнувшись с ними, ребёнок так и делает).

Но более желаемым является обучение ребёнка прибавлять и вычитать по частям. Это делается так: второе слагаемое разделяется на две части (в соответствии с составом однозначного числа, который ребёнок выучил ранее наизусть), которые последовательно прибавляются к первому слагаемому: 4+3=4+1+2.

При вычитании вычитаемое разделяется на две части (в соответствии с составом однозначного числа, который ребёнок выучил ранее наизусть), и эти части последовательно вычитаются из уменьшаемого: 8-4=8-2-2.

Для контроля вычислений можно советовать использовать линейку, пальцевый счет, счеты.


После усвоения этого способа вычислений все случаи сложения и вычитания с числом 2 выстраиваются в таблицу. Её называют таблицей сложения и вычитания 2 (ответы не превышают 10) Эта таблица заучивается наизусть. (стр.92, на последней странице учебника)


- Для чего это нужно?


Это первая таблица, которую дети учат наизусть. Практика показывает, что дети испытывают большие трудности при заучивании этой таблицы.

- Запишите эту таблицу.


- Как помочь ребёнку? Как вы думаете?


  1. Ребёнок может пользоваться приёмом присчитывания и отсчитывания.

  2. Если ребёнок хорошо усвоил состав однозначного числа, то проще всего связать соответствующие случаи с составом однозначных чисел: 5 – это 3 и 2, значит, 5=3+2, тогда 3+2=5, а 5-2=3. 8 – это 6 и 2, значит, 8=6+2, тогда 6+2=8, а 8-2=6.

При этом полезно составлять сразу тройку взаимосвязанных равенств: 5+2=7, 7-2=5, 7-5=2.


Для случаев a±3, a±4 также составляются таблицы. И эти таблицы ребенок заучивает наизусть.

- Запишите эту таблицу.


В общей сложности ребёнку приходится запоминать более 40 примеров сложения и вычитания в пределах 10. Большинство испытывают трудности.


- Как помочь ребенку?

  1. Полезно ориентировать на знание состава числа. При этом запоминать взаимосвязанные тройки. 9=5+4, значит, 5+4=9, 9-4=5, 9-5=4

  2. Использование внешних опор: линейка, пальцевый счет, счеты, использование треугольной таблицы сложения и вычитания в пределах 10.


  1. Правило перестановки слагаемых


Прежде, чем перейти к дальнейшему изучению сложения в пределах 10, следует ознакомить детей с правилом перестановки слагаемых.


- Посмотрите внимательно учебник, на какой странице это изучается? (1 класс, 2 часть, стр.14)

- Как называется этот закон сложения?

- Как этот закон формулируется в учебнике? Прочитайте.

- Как вы думаете, зачем это правило изучается на этом этапе?


Потому что следующим шагом будет изучение приёмов сложения и вычитания вида

±5, ±6, ±7, ±8, ±9


Применение при таких вычислениях перестановки слагаемых позволяет свести рассматриваемые ситуации к ранее изученным.






Тезисно записывают в тетрадь






Анализируют страницы учебника Математика 1 кл

























Да, этому они учились при изучении предыдущей темы – Числа от 1 до 10. Нумерация.













Линейка

Пальцы



















Последовательное присчитывание и отсчитывание по 1 несколько раз

На знании состава числа













Чтобы ребёнок смог автоматически называть результаты действий, когда нужно будет прибавлять и вычитать 3 и 4














25 мин.

Составление фрагментов урока по ознакомлению с приёмами сложения и вычитания в пределах 10




- Рассмотрим 1-ый урок в теме Сложение и вычитание в пределах 10.

  1. Подведение к изучению нового материала:

Игра «Где моё место?»

(К доске выходят 10 учеников, каждый получает карточку с числом от 1 до 10 (карточки раздаются произвольно). Учащиеся должны быстро построиться по порядку номеров у доски)

- Правильно ли построились ребята?

- Первый – шаг вперёд. Сколько здесь ребят? (1)

- Прибавим к этому числу 1. Какой ученик сделает шаг вперёд? (Второй)

- К 1 прибавили 1 и получили 2. Как это записать? (1+1=2)

А если к 2 прибавим 1, то ученик с какой карточкой сделает шаг вперёд? (3)

(По аналогии рассматриваются случаи 3+1, 4+1, 5+1, 6+1, 7+1, 8+1, 9+1)

- Сделайте вывод. Какое число мы получаем, если прибавляем число 1? (Если прибавляем к числу 1, получается следующее число)

(Вывод повторяют несколько учащихся друг за другом, каждый раз приводя пример. Далее учитель предлагает десятому ученику положить на стол карточку и сесть на место)

- Сколько было учеников? (10)

- Сколько учеников сели на своё место? (1)

- Сколько учеников осталось? (9)

- Как это записать? (10-1=9)

(По аналогии рассматриваются случаи 9-1, 8-1, 7-1, 6-1 и т.д.)

- - Кто догадался, чему будем учиться на уроке? (Складывать и вычитать 1)


2) Ознакомление с новым материалом


- Откройте учебник на стр.80. Посмотрите, правильно ли мы определили, чем будем заниматься на уроке?

- Кто уже умеет прибавлять и вычитать число 1?

- Прочитайте в учебнике предложение, в котором говорится о том, как прибавить число 1?

- Кто может закончить следующее предложение? (Чтобы вычесть из числа 1, надо назвать предыдущее число)

- Посмотрите на таблицы и рисунок, приведенные ниже. Каким видом спорта занимаются лягушата? (Прыжками в воду)

- Сколько всего лягушат? (10)

- Сколько лягушат уже в воде? (1)

- В воде 1 лягушонок и еще 1 уже прыгнул с мостика. Сколько лягушат сейчас будет в воде? (2)

- Как это записать? (1+1=2)

- Запишите ответ в таблицу.

(Учащиеся по цепочке объясняют, сколько лягушат уже в бассейне, сколько прыгнуло, сколько лягушат сейчас станет в воде и заполняют первую таблицу.)

- Сколько лягушат было на вышке? (10)

- Сколько лягушат осталось? (9)

- Как это записать? (10-1=9)

(Учащиеся по цепочке объясняют, сколько лягушат на вышке, сколько прыгнуло, сколько лягушат осталось и заполняют вторую таблицу)

- Как можно прочитать эти записи? Что об этом говорят авторы учебника?

- Сделайте вывод. Как прибавить или вычесть число 1? (Чтобы прибавить 1, нужно назвать следующее число. Чтобы вычесть 1, надо назвать предыдущее число)


1 стр.80

- Рассмотрите числовой ряд, по которому идут белочка и заяц.

- Какое действие выполняет заяц? (Прибавляется число 1)

- В какую сторону он идёт и почему? (Вправо. Когда прибавляем, становится больше. Чем правее, тем числа больше)

- Какое действие выполняет белочка? (Вычитает число 1)

- В какую сторону идёт белочка и почему? (Влево. Когда вычитает, становится меньше. Чем левее, тем числа меньше)

- Белочка и заяц не просто гуляют по числовому ряду, они решают примеры. Давайте вместе с зайчиком решим пример 1+1=2

- С какого деления заяц начал движение? (С числа 1)

- В какую сторону идёт заяц? (Вправо, у него на табличке знак «+»)

- Сколько шагов вправо сделает заяц? (1)

- На каком делении остановится заяц? (На числе 2)

(По аналогии разбирается следующий пример)

- Решим вместе с белочкой пример 9-1=8

- С какого числа белочка начала движение? (С числа 9)

- В какую сторону идёт белочка? (Влево, у неё на табличке знак «-»)

- Сколько шагов влево сделает белочка? (1)

- На каком делении остановится белочка? (На числе 8)

(По аналогии разбирается следующий пример)


  1. Закрепление изученного материала



10 мин

III. Итогово-рефлексивный

- Что интересного, нового узнали на уроке? Что полезного для себя как будущего учителя?


5 мин.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект урока по теме "Методика изучения сложения и вычитания чисел в пределах 10"

Автор: Дмитриева Анна Александровна

Дата: 12.11.2022

Номер свидетельства: 617231


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства