Конспект урока по теме «Методика изучения сложения и вычитания чисел в пределах 10» профессионального модуля МДК 01.04 ТОНКМ с методикой преподавания для обучающихся 3 курса педагогического техникума
Тема: Методика изучения сложения и вычитания в пределах 10
Цели: ознакомление с методикой изучения темы «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» на уроках математики в 1 классе по УМК «Школа России»: содержание уроков, задачи и последовательность изучения вычислительных приемов.
Задачи:
Дидактическая: познакомить с содержанием, задачами уроков темы «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание», последовательностью изучения вычислительных приемов.
Развивающая: развивать математическую речь, мышление (анализ, синтез, классификация), память, внимание, навыки контроля, самоконтроля, самооценки, овладение методикой ознакомления с математическим материалом.
Воспитывающая: способствовать воспитанию познавательного интереса, творческого педагогического подхода, любви к профессии преподавателя начальных классов.
Общие компетенции:
понимают значимость темы урока, умеют организовать урок по этой теме, выбрать эффективные методы и приемы, умеют грамотно использовать информационно-коммуникационные технологии для реализации задач урока, определяют задачи профессионального и личностного развития.
Профессиональные компетенции:
осуществляют педагогический контроль, оценивают процесс и результаты обучения, создают предметно-развивающую среду для реализации задач урока.
Этап урока | Ход урока Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся | Время |
I. Организационно-мотивационный | Приём «Я – хороший студент)» |
| 2-3 минуты |
II. Операционно-деятельностный Ознакомление с новым материалом
| МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ В ПРЕДЕЛАХ 10 Сложение и вычитание в пределах 10 в начальной школе называют табличным сложением и вычитанием. В соответствии с требованиями стандарта результатом изучения данной темы должны явиться формирование осознанной самостоятельной вычислительной деятельности ребенка, а также знание наизусть результатов действий сложения и вычитания в пределах 10. - Откроем учебник Математики 1 кл 1 часть стр.79. Здесь начинается изучение большой темы «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание». Посмотрите внимательно, как вы думаете, чему должны научиться дети в результате изучения этой большой темы? При изучении этой темы необходимо обеспечить следующие результаты:
- Запишем это. Изучение сложения и вычитания в пределах 10 можно провести по плану:
Первым вычислительным приемом, с которым знакомится ребенок, является прием, связанный с умением присчитывать и отсчитывать по 1. - Как вы думаете, умеют ли дети на этом этапе обучения присчитывать и отсчитывать по 1? Символически этот приём записывается так: ±1. Для получения ответа в примерах данного вида ребенок использует знание того, что каждое следующее число на единицу больше предыдущего. Прибавить 1 – это значит назвать последующее число. Отнять 1 – это значит назвать предыдущее. Т.е. для нахождения результатов в этих случаях нет необходимости выполнять какие-то вычисления, достаточно понимать, что добавление 1 ведёт к получению следующего по счету числа, а убавление 1 – к получению предыдущего по счету числа. Если ребёнок хорошо усвоил принцип образования чисел в натуральном ряду, то нет необходимости специально заучивать результаты таблицы прибавления (вычитания) единицы, поскольку получить результаты в этих случаях ребенок может, используя знания прямой и обратной последовательности чисел в пределах 10. - Как вы думаете, можно ли при изучении данного приёма пользоваться какими-то внешними опорами? Если можно, то какими? Детям с ведущим наглядно-образным мышлением (их в начальных классах большинство) для усвоения способа нахождения числа последующего и предыдущего в качестве наглядной опоры можно посоветовать использование линейки, что создаёт хорошие условия для формирования наглядно представимой мысленной модели ряда натуральных чисел, а также способа нахождения результатов присчитывания и отсчитывания. Если у ребёнка ведущее кинестезическое восприятие и ведущий кинестезический тип памяти (такой ребёнок всё стремиться взять в руки, подвигать, если вы знаете, что ребёнок только в движении способен к восприятию нового. При исключении двигательных действий у этих детей и при ориентации на заучивание результатов без подкрепления предметной деятельностью усвоение происходит на формальном уровне, без понимания, что в дальнейшем крайне осложняет формирование вычислительной деятельности в пределах 100 и 1000), следует не только допускать, но и поощрять использование пальцевого счета при изучении всех вычислительных приёмов, касающихся первого десятка.
Это следующая группа вычислительных приёмов Символически обозначаются так: ±2, ±3, ±4
Результаты могут быть найдены с помощью последовательного присчитывания и отсчитывания: 3+2=3+1+1; 7-3=7-1-1-1 (впервые столкнувшись с ними, ребёнок так и делает). Но более желаемым является обучение ребёнка прибавлять и вычитать по частям. Это делается так: второе слагаемое разделяется на две части (в соответствии с составом однозначного числа, который ребёнок выучил ранее наизусть), которые последовательно прибавляются к первому слагаемому: 4+3=4+1+2. При вычитании вычитаемое разделяется на две части (в соответствии с составом однозначного числа, который ребёнок выучил ранее наизусть), и эти части последовательно вычитаются из уменьшаемого: 8-4=8-2-2. Для контроля вычислений можно советовать использовать линейку, пальцевый счет, счеты. После усвоения этого способа вычислений все случаи сложения и вычитания с числом 2 выстраиваются в таблицу. Её называют таблицей сложения и вычитания 2 (ответы не превышают 10) Эта таблица заучивается наизусть. (стр.92, на последней странице учебника) - Для чего это нужно? Это первая таблица, которую дети учат наизусть. Практика показывает, что дети испытывают большие трудности при заучивании этой таблицы. - Запишите эту таблицу. - Как помочь ребёнку? Как вы думаете?
При этом полезно составлять сразу тройку взаимосвязанных равенств: 5+2=7, 7-2=5, 7-5=2. Для случаев a±3, a±4 также составляются таблицы. И эти таблицы ребенок заучивает наизусть. - Запишите эту таблицу. В общей сложности ребёнку приходится запоминать более 40 примеров сложения и вычитания в пределах 10. Большинство испытывают трудности. - Как помочь ребенку? и т.д. |