Познание мира
Тема: Насекомые.
Цель: Формирование понятий о насекомых.
Задачи: Расширить словарный запас; Закрепить обобщающее слово «насекомые»;
Закрепить знания детей о внешних признаках насекомых, об их строении; Развивать память, речь, внимание, мышление; Учить детей подбирать признаки к предметам;- Воспитывать любовь к природе и её обитателям, развитие умения рассказывать о ситуациях, связанных с животным миром, воспитание любви и бережного отношения к животным;
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
I. Орг. момент. Психологический настрой на урок (ребята, закройте глаза) В природе есть солнце. Оно светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Представьте в своём сердце маленький лучик. Мысленно направьте этот лучик, который несёт любовь своим родным. Вы чувствуете, как лучик в вашем сердце увеличился. Направьте своим друзьям лучик, который несёт мир. Чувствуете, лучик стал ещё больше. Направьте лучик с добром, здоровье, радостью, теплом, светом нежностью, ко всем людям, которые вас окружают. Теперь в вашей груди много теплого света. Поделись этим солнцем друг с другом. Пусть оно несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны). Пусть в течение всего урока солнце помогает вам!
II. Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме: Выполнение тестовых заданий: (возьмите карточку, выполняйте задание № 1) 1. Как называют животных, которые кормят своих детей молоком? (млекопитающие) 2.Как называется группа животных, имеющих оперенья? (птицы) 3.Почему лягушек называют земноводными? (могут жить и в воде и на суше) 4.Как называют животные, которые передвигаются ползком? (пресмыкающиеся) 5.Как называют животных, у которых есть плавники и жабры? (рыбы)
6.Как называются животные, которые не имеют позвоночника? (беспозвоночные)
III. Постановка целей и задач урока.
1. Учитель: на прошлом уроке мы говорили о многообразии животного мира. О чем сегодня мы будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадки:
2. Загадки:
1) На лугу живёт скрипач, Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик) 2) Ростом мал, но работящий и охотник настоящий.
Дом из хвоинок собирает, лес от гусениц спасает. (муравей) 3)Модница крылатая, платье полосатое.Ростом хоть и кроха, укусит-будет плохо. (оса) 4) Над цветами я кружу,целый день в заботах- собираю я пыльцу,наполняю сты(пчела) 5) На цветке сидит "цветок", пьёт нектар-цветочный сок. (бабочка) 6) Не зверь, не птица -нос, как спица. Летит — пищит,сядет — молчит. (комар)
7) Одежды не шьёт, но ткань всегда. (паук)
8) На ромашку у ворот опустился вертолёт -Золотистые глаза. Кто же это?. (стрекоза)
9) Целый день везде летает, очень всем надоедает. (муха)
- Кто уже успел догадаться, с какой группой животных будем знакомиться на уроке? (Насекомые)
3. Насекомые (пальчиковая игра)
Дружно пальчики считаем, насекомых называем: (сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит? (вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! (прячем руки за спину)
IV.Организация восприятия и осмысления новой информации:
1) вводная беседа учителя: Как в капле утренней росы искрится и переливается всеми красками огромное солнце, так и в любом крохотном жучке, в любой невзрачной букашке отражается богатство, красота и бесконечное разнообразие огромного мира насекомых. Их мириады – на каждого человека, живущего на земле, приходится более двухсот пятидесяти миллионов насекомых.(какое слово непонятно?)
В русском языке слово «мириада» устарело и практически не используется, это слово «мириады», означает бесчисленное, несчётное множество чего-либо.
Насекомые - самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они легко приспосабливаются к любой среде и поэтому встречаются повсюду.
Встречаются ли насекомые зимой? Да, встречаются. В декабре, январе и феврале, в тихую оттепельную погоду в занесённом снегом лесу или на полянке иногда можно увидеть поразительную картину: медленно пролетают, садятся на деревья или толкутся в воздухе зимние комарики. На поверхности снега – бескрылые снежные блошки. По стеблям высохших трав и по веткам кустарников бегают снежные паучки. Бабочка зимней пяденицы в противоположность всем остальным летает глубокой осенью и иной раз уже при выпавшем снеге. Попадаются на снегу и другие мелкие насекомые, и не единицами, а сотнями и тысячами.
Преимущественно насекомые – обитатели суши. К насекомым относятся бабочки, стрекозы, пчелы, осы, шмели, жуки и клопы, кузнечики, богомолы и саранча, муравьи, тараканы, комары, моль, пауки, блохи и многие другие.
Всех насекомых объединяют три признака:
1.У всех насекомых шесть ног. Поэтому их называют еще шестиногими.
2. Все насекомые имеют усики.
3. Имеют две пары крыльев.
4.Тело насекомых делиться на три отдела: голову, грудь и брюшко.
5.На теле любого насекомого вы увидите насечки. Отсюда и произошло название
насекомое.
6. У паука голова и грудной отдел слиты и у него 8 ног.
2) Физминутка: (с насекомыми на слайде)
3) Работа по карточкам – задание № 3. Прочитать текст, подчеркнуть интересный факт. Пересказать, дополнить.
4) Закрепление: работа с пазлами(на столах у детей части тела насекомых, которые дети собирают, после объяснения)
5) Работа в тетради (записать число, тему. Записать правила:
- Мириады – неисчислимое множество чего-либо.
- Энтомология – наука о насекомых
- Энтомологи – ученые изучающие насекомых)
6) Работа с карточками с насекомыми. (дети вытягивают карточки с насекомыми, дети раскрашивают насекомых) Если усмпеем.
V.Домашнее задание: с.127 – 129 читать
V. Итог урока: - Что нового вы узнали на уроке? – Что было непонятно?
- Что понравилось особенно? – Что хотели бы узнать?