Прошу сформулировать тему урока. Учащиеся называют «Класс насекомые. Внешнее строение насекомых» На доску проецируется слайд № 1. Затем формулируются цели и задачи урока и высказанные предположения сверяются с записью в данном слайде.
II. Изучение нового материала.
Слайд 2. Ученые выделили этих животных в отдельный класс, так как они имеют общие внешнее и внутреннее строение.
Слайд 3. Насекомые – уникальный класс. Он включает свыше 70% всех известных на Земле животных. Можно сказать, что насекомые являются истинными хозяевами планеты. Более 1 млн. видов насекомых живут от Заполярья до Антарктики, от низменностей тропической Африки до вершин Гималаев.
С целью выяснения особенностей внешнего строения насекомых предлагается выполнение учащимися лабораторной работы по инструктивной карточке
Сильные учащиеся работают с коллекцией
Более слабые учащиеся работают с коллекциями и учебниками
3. Беседа по итогам выполнения лабораторной работы.
Слайд 4. – Какой покров имеет тело насекомых и какое значение имеет такой покров?
Назовите свойства хитинового покрова.
- Что происходит с покровом в период роста насекомого?
Назовите отделы тела насекомого
Слайд 5. Органы, расположенные на голове
Обращаю внимание на глаза. Это пара сложных глаз по бокам головы и несколько простых глазков на лбу. Основными для зрительного восприятия являются сложные фасеточные глаза. Число фасеток у насекомых разное: у мух – 4 тыс., у стрекоз – 28 тыс. Верхней половиной глаза насекомые различают синий и фиолетовый цвет, а нижней – желтый, зеленый, оранжевый, красный. С помощью простых глазков насекомые определяют интенсивность освещения.
Далее выясняем функцию усиков. С помощью усиков насекомые чувствуют запахи на большом расстоянии (10-12 км)
Слайд 6. Ротовые органы состоят из верхней и нижней губы, верхней и нижней челюсти. Нижняя губа, верхняя и нижняя челюсть являются видоизмененными конечностями.
Слайд 7. Ротовой аппарат у насекомых в зависимости от пищи подразделяется на:
А) острые, будто иглы – колюще-сосущего типа (комар)
Б) лижущий - сросшийся в одну большую губу ( муха)
Слайд 8.
В) грызущий – с острыми краями (пчела)
Г) сосущий – бабочка
Слайд 9. Часто насекомые и их личинки имеют разное строение ротового аппарата, т.к. питаются разной пищей, что уменьшает конкуренцию между ними.
Слайд 10. На груди у насекомых расположены крылья. Среди беспозвоночных только насекомые способны к полету. Крылья у насекомых могут быть перепончатыми (стрекоза)
Слайд 11. У жуков на поверхности перепончатых крыльев, участвующих непосредственно в полете, расположены жесткие надкрылья, выполняющие защитную функцию, а также роль несущих плоскостей.
Слайд 12. У бабочек крылья образованы чешуйками – видоизмененными волосками, которые имеют яркую окраску и при сильном преломлении света, создают причудливый узор.
Слайд 13. Далее выясняем, сколько ног у насекомых и где они располагаются.
По строению и функциям конечности насекомых различают:
Слайд 14. у медведки – копательного типа
Слайд 15. у жука-плавунца – плавательные (имеют длинные волоски, образующие широкую поверхность как весло)
Слайд 16. у кузнечика – длинные задние прыгательные ноги
Слайд 17. у большинства насекомых ноги бегательные (таракан)
Учащиеся делают вывод о том, что насекомые способны передвигаться как на суше, так и в воде.
Слайд 18. Брюшной отдел состоит из 10-12 сегментов. По бокам брюшка расположены мелкие отверстия – дыхальца – это органы дыхания.
Подводя итог, предлагаю учащимся перечислить основные признаки, по которым мы будем отличать насекомых от других представителей типа Членистоногих.
Учащиеся сформулируют тему урока «Класс насекомые. Внешнее строение насекомых» На доску проецируется слайд № 1. Затем формулируются цели и задачи урока и высказанные предположения сверяются с записью в данном слайде.
II. Изучение нового материала.
Слайд 2. Ученые выделили этих животных в отдельный класс, так как они имеют общие внешнее и внутреннее строение.
Слайд 3. Насекомые – уникальный класс. Он включает свыше 70% всех известных на Земле животных. Насекомые являются истинными хозяевами планеты. Более 1 млн. видов насекомых живут от Заполярья до Антарктики, от низменностей тропической Африки до вершин Гималаев.
Слайд 4. – Какой покров имеет тело насекомых и какое значение имеет такой покров?
Назовите свойства хитинового покрова.
- Что происходит с покровом в период роста насекомого?
Назовите отделы тела насекомого
Слайд 5. Органы, расположенные на голове Обращаем внимание на глаза. Основными для зрительного восприятия являются сложные фасеточные глаза. Число фасеток у насекомых разное: у мух – 4 тыс., у стрекоз – 28 тыс. Верхней половиной глаза насекомые различают синий и фиолетовый цвет, а нижней – желтый, зеленый, оранжевый, красный.
Слайд 6. Ротовые органы Нижняя губа, верхняя и нижняя челюсть являются видоизмененными конечностями.
Слайд 7. Ротовой аппарат у насекомых в зависимости от пищи подразделяется на:
А) острые, будто иглы – колюще-сосущего типа (комар)
Б) лижущий - сросшийся в одну большую губу ( муха)
Слайд 8.
В) грызущий – с острыми краями (пчела)
Г) сосущий – бабочка
Слайд 9. Часто насекомые и их личинки имеют разное строение ротового аппарата, т.к. питаются разной пищей.
Слайд 10. На груди у насекомых расположены крылья. Крылья у насекомых могут быть перепончатыми (стрекоза)
Слайд 11. У жуков на поверхности перепончатых крыльев, расположены жесткие надкрылья, выполняющие защитную функцию, а также роль несущих плоскостей.
Слайд 12. У бабочек крылья образованы чешуйками – видоизмененными волосками, которые имеют яркую окраску и при сильном преломлении света, создают причудливый узор.
Слайд 13. Выясняем, сколько ног у насекомых и где они располагаются По строению и функциям конечности насекомых бывают:
Слайд 14. у медведки – копательного типа
Слайд 15. у жука-плавунца – плавательные (имеют длинные волоски, образующие широкую поверхность как весло)
Слайд 16. у кузнечика – длинные задние прыгательные ноги
Слайд 17. у большинства насекомых ноги бегательные (таракан)
Учащиеся делают вывод о том, что насекомые способны передвигаться как на суше, так и в воде.
Слайд 18. Брюшной отдел состоит из 10-12 сегментов. По бокам брюшка расположены мелкие отверстия – дыхальца – это органы дыхания.
Подводя итог, предлагаю учащимся перечислить основные признаки, по которым мы будем отличать насекомых от других представителей типа Членистоногих.