Конспект урока на тему: "Особенности строения и жизнедеятельности насекомых"
Конспект урока на тему: "Особенности строения и жизнедеятельности насекомых"
Тип учебного занятия: открытие новых знаний.
Формы организации образовательного процесса: урок – размышление, лабораторная работа.
Методы обучения: словесно – наглядный, исследовательский, проблемного изложения, эвристической беседы с элементами художественного чтения.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Цели: раскрыть особенности строения насекомых в связи с жизнью в наземно-воздушной среде; углубить знания о частях тела насекомого, органах, расположенных на них, и значении; продолжить формирование умений работать с учебником, пользоваться натуральными объектами и рисунками для выполнения лабораторной работы; формировать научное мировоззрение на основе знаний о взаимосвязи организма со средой обитания; способствовать формированию экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности.
Оборудование: коллекции насекомых, лупы, таблицы, выставка книг и журналов, лабораторные тетради, «Большая энциклопедия животного мира»(Бейко В.Б.,М.:Росмэн), интерактивный диск « Наглядная биология», микропрепараты «Ротовой аппарат комара», «Конечность пчелы», фонограмма «В траве сидел кузнечик», видеофрагмент и иллюстрации http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/.
План урока: 1) Орг. момент – 1 мин
2) Проверка знаний – 5 мин
3) Изучение нового материала – 20 мин
4) Физминутка – 1 мин
5) Закрепление – 10 мин
6) Подведение итогов урока – 2 мин
7) Домашнее задание – 1 мин
Ход урока
1) Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вы узнаете об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых в связи с наземно-воздушной средой обитания, о частях тела насекомых, органах, расположенных на них, и значении. Итогом нашей работы будет таблица «Внешнее строение насекомых» в лабораторных тетрадях.
2) Проверка знаний.
- В начале урока проверим ваши знания по теме «Тип Членистоногие».
Дайте общую характеристику Членистоногих:
Тело членистоногих покрыто плотным 1 (хитиновым) покровом – наружным скелетом.
У них имеются членистые 2 (конечности).
Полость тела 3 (смешанная).
Кровеносная система 4(незамкнутая).
Органы 5 (чувств) разнообразны и хорошо развиты.
Членистоногие – самый 6 (многочисленный) по числу видов тип животных.
Членистоногие произошли от древних 7 (многощетинковых.) червей.
Первоначально это были 8 (водные) животные.
От них произошли современные ракообразные, паукообразные и 9 (насекомые).
3) Изучение нового материала
*Рассказ учителя с демонстрацией наглядных пособий.
Внешне насекомые очень разнообразны – жуки, бабочки, мухи, стрекозы и другие. Тело насекомых разделено на сегменты, границы между которыми имеют вид насечек. От слова «насекать» и возникло название «насекомые». У них имеются две характерные особенности: твёрдый хитиновый покров и наличие трёх пар конечностей. Уплотнённые наружные покровы не только защищают внутренние органы от повреждений, но и препятствуют испарению воды из организма. Конструкция скелета позволяет насекомым иметь очень мелкие размеры ( менее 1 мм), что способствовало их приспособлению к обитанию в самых разнообразных условиях, а следовательно, к возникновению в процессе эволюции всё новых групп и видов. Поэтому насекомых очень много, более 1 млн. видов, на долю которых приходится 70 % от общего числа видов животных. Насекомых часто называют шестиногими, при том способе ходьбы и бега, которые выработались у насекомых, дальнейшее уменьшение числа ног невозможно. Дело в том, что при ходьбе в каждый отдельный момент времени тело насекомого опирается на 3 ноги: переднюю и заднюю с одной стороны и среднюю – с другой. Этим достигается устойчивое положение тела при опоре на 3 точки.
*Работа с учебником, параграф 26.
Тело насекомых разделено на голову, грудь и брюшко. На голове имеется пара сложных глаз, одна пара усиков и ротовой аппарат, на груди – три пары ног и (у большинства) – крылья; на брюшке у насекомых ног нет. Хитиновые покровы насекомых препятствуют потере воды. Дышат насекомые с помощью трахей. Кровеносная система незамкнутая, нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки. Насекомые – наиболее многочисленная и разнообразная группа животных. На Земле обитает более миллиона видов насекомых. Они освоили все среды обитания и встречаются повсеместно (за исключением морей и океанов).
На голове у насекомых имеются органы чувств и ротовой аппарат. Какими они бывают?
* Выступление 1 ученика:
Органы чувств – это прежде всего органы зрения, обоняния и осязания. Два глаза расположены по бокам головы и состоят из множества мельчайших, одинаковых по строению фасеток, каждая из которых подобна оптической трубе, изображение у насекомых получается мозаичное. У некоторых насекомых, например у стрекоз, мух глаза, занимают большую часть головы, что позволяет одновременно видеть предметы, расположенные перед ними, а также сбоку, снизу и частично сзади. У стрекоз в сложном глазу насчитывается до 28 000 фасеток. У насекомых, живущих в темноте, например в пещерах, глаза не развиваются. У пчел кроме сложных глаз имеются и простые.
Основными органами обоняния и осязания у насекомых служат усики, которые могут иметь разнообразный вид: нитевидные, перистые, пластинчатые и др. Органы обоняния самцов чаще служат для разыскивания неоплодотворённых самок, которые выделяют в воздух специфические пахучие вещества (феромоны), воспринимаемые самцами даже за несколько километров. У насекомых органы обоняния самцов обеспечивают встречу полов. Органы обоняния самок приспособлены для разыскивания той среды обитания, в которой развиваются личинки. Такими сложными путями насекомые, используя запахи, регулируют свою жизнедеятельность.
Найдите в тексте параграфа, у каких насекомых какие ротовые аппараты развиты.
У таракана – грызущий, у пчелы – грызуще-лижущий, у бабочки – сосущий, у мухи – фильтрующий, у комара – колюще- сосущий. Почему насекомые имеют разные типы ротовых аппаратов?
*Выступление 2 ученика:
У насекомых имеются различные типы ротовых аппаратов, что связано с характером потребляемой пищи. У насекомых, питающихся твёрдой пищей - грызущий ротовой аппарат состоит из верхней и нижней челюстей, верхней и нижней губ. Всё это -видоизменённые конечности. Грызущий ротовой аппарат имеют жуки, стрекозы, саранча, тараканы. Некоторые насекомые не питаются, их ротовые органы не развиты. Личинки мух не имеют головы и питаются, выделяя пищеварительные соки в скопление пищи и всасывая уже полупереваренную жидкую кашицу поверхностью тела.
У насекомых, питающихся жидкой пищей – соками растений или кровью животных, ротовые органы сосущего типа, преобразованы в тонкий и длинный хоботок с каналом внутри, по которому всасывается пища. Сосущий ротовой аппарат с длинным хоботком позволяет бабочкам доставать нектар из очень тонких венчиков цветов, производя при этом опыление растений, поэтому истребление бабочек приведёт к исчезновению красивоцветущих растений, опыляемых только этими насекомыми.
* Работа с учебником
Рассмотрите рисунок № 98 Б «Строение конечностей различных насекомых».
На груди располагаются три пары ног. Найдите в тексте параграфа, какие типы ног имеют различные насекомые. У таракана и большинства насекомых ноги бегательные. У кузнечика, саранчи, блохи задняя пара ног очень длинная и мощная. Это прыгательные ноги. У жука – плавунца и водного клопа гладыша задняя пара ног покрыта длинными волосками, образующими широкую поверхность – своеобразное весло. Это плавательные ноги. У медведки передняя пара ног мощная, плоская и короткая. Это копательные ноги. У богомола ноги хватательного типа, покрыты рядами шипов, они способны хватать жертву, смыкаясь, подобно ножницам.
Лапки ног заканчиваются коготками, которыми насекомые цепляются за неровности при ходьбе и беге. Коготки позволяют подниматься по вертикальной поверхности и даже по нижней стороне листьев, по потолку комнат. У некоторых насекомых между коготками имеются присоски, используемые ими при передвижении по гладкой поверхности, например по стеклу. Основные типы ног сводятся к вариантам: передние ноги могут быть копательными или хватательными, задние – прыгательными или плавательными.
* Выступление 3 ученика:
На груди у насекомых расположены крылья – совершенные органы полёта. Среди беспозвоночных животных только насекомые обладают крыльями, которые дали им большое преимущество в конкуренции с другими организмами. Крылья функционируют только у взрослых насекомых. При помощи полёта они распространяются на значительные расстояния, в короткие сроки находят особь противоположного пола или благоприятные условия для развития потомства. Скорость полёта особенно велика у бабочек-бражников – 15 м/с, а расстояния, на которые способны перелетать эти бабочки, измеряются сотнями километров. С помощью крыльев саранча совершает миграции, преодолевая 4000 км.
Названия отрядов насекомых дано в основном по строению крыльев: «жесткокрылые», «чешуекрылые», «перепончатокрылые», «двукрылые».
* Выступление 4 ученика:
Брюшко насекомых обычно мягкое, состоит из 8 – 11 члеников. Оно служит в основном для размещения внутренних органов, главным образом пищеварительной системы и органов размножения, и запасных питательных веществ в виде жирового тела. Брюшко прикрепляется к грудному отделу либо неподвижно, как у жуков, либо наоборот, при помощи тонкого стебелька, как у многих перепончатокрылых – муравьёв, ос, пчёл, у которых сохраняется подвижность брюшка, что имеет важнейшее значение. По бокам брюшка расположены маленькие отверстия-дыхальца. На конце брюшка находится заднепроходное отверстие. У самок может быть развит длинный яйцеклад, иногда превращающийся в жало.
4) Физминутка
5) Закрепление
Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение насекомого».
Найдите в параграфе описание хода работы, прочитайте и выполните её самостоятельно.
Заполните в лабораторных тетрадях таблицу «Внешнее строение насекомого»
Отделы тела
Органы
Функции
Голова
Грудь
Брюшко
6) Подведение итогов урока
С чем вы сегодня познакомились на уроке?
Что нового вы узнали для себя?
С чем связано большое разнообразие видов насекомых?
7) Домашнее задание
параграф № 26, вопрос № 3,4, подготовиться к конкурсу презентаций «Мир насекомых».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Особенности строения и жизнедеятельности насекомых" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31 имени Героев Свири»
Г. Ульяновска
Проект урока по биологии в 7 классе
Учитель биологии - Макарова И.В.
Тема:«Особенности строения и жизнедеятельности насекомых»
Тип учебного занятия: открытие новых знаний.
Формы организации образовательного процесса: урок – размышление, лабораторная работа.
Методы обучения: словесно – наглядный, исследовательский, проблемного изложения, эвристической беседы с элементами художественного чтения.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Цели: раскрыть особенности строения насекомых в связи с жизнью в наземно-воздушной среде; углубить знания о частях тела насекомого, органах, расположенных на них, и значении; продолжить формирование умений работать с учебником, пользоваться натуральными объектами и рисунками для выполнения лабораторной работы; формировать научное мировоззрение на основе знаний о взаимосвязи организма со средой обитания; способствовать формированию экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности.
Оборудование: коллекции насекомых, лупы, таблицы, выставка книг и журналов, лабораторные тетради, «Большая энциклопедия животного мира»(Бейко В.Б.,М.:Росмэн), интерактивный диск « Наглядная биология», микропрепараты «Ротовой аппарат комара», «Конечность пчелы», фонограмма «В траве сидел кузнечик», видеофрагмент и иллюстрации http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/.
План урока: 1) Орг. момент – 1 мин
2) Проверка знаний – 5 мин
3) Изучение нового материала – 20 мин
4) Физминутка – 1 мин
5) Закрепление – 10 мин
6) Подведение итогов урока – 2 мин
7) Домашнее задание – 1 мин
Ход урока
1) Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вы узнаете об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых в связи с наземно-воздушной средой обитания, о частях тела насекомых, органах, расположенных на них, и значении. Итогом нашей работы будет таблица «Внешнее строение насекомых» в лабораторных тетрадях.
2) Проверка знаний.
- В начале урока проверим ваши знания по теме «Тип Членистоногие».
Дайте общую характеристику Членистоногих:
Тело членистоногих покрыто плотным 1 (хитиновым) покровом – наружным скелетом.
У них имеются членистые 2 (конечности).
Полость тела 3 (смешанная).
Кровеносная система 4(незамкнутая).
Органы 5 (чувств) разнообразны и хорошо развиты.
Членистоногие – самый 6 (многочисленный) по числу видов тип животных.
Членистоногие произошли от древних 7 (многощетинковых.) червей.
Первоначально это были 8 (водные) животные.
От них произошли современные ракообразные, паукообразные и 9 (насекомые).
3) Изучение нового материала
*Рассказ учителя с демонстрацией наглядных пособий.
Внешне насекомые очень разнообразны – жуки, бабочки, мухи, стрекозы и другие. Тело насекомых разделено на сегменты, границы между которыми имеют вид насечек. От слова «насекать» и возникло название «насекомые». У них имеются две характерные особенности: твёрдый хитиновый покров и наличие трёх пар конечностей. Уплотнённые наружные покровы не только защищают внутренние органы от повреждений, но и препятствуют испарению воды из организма. Конструкция скелета позволяет насекомым иметь очень мелкие размеры ( менее 1 мм), что способствовало их приспособлению к обитанию в самых разнообразных условиях, а следовательно, к возникновению в процессе эволюции всё новых групп и видов. Поэтому насекомых очень много, более 1 млн. видов, на долю которых приходится 70 % от общего числа видов животных. Насекомых часто называют шестиногими, при том способе ходьбы и бега , которые выработались у насекомых, дальнейшее уменьшение числа ног невозможно. Дело в том, что при ходьбе в каждый отдельный момент времени тело насекомого опирается на 3 ноги: переднюю и заднюю с одной стороны и среднюю – с другой. Этим достигается устойчивое положение тела при опоре на 3 точки.
*Работа с учебником, параграф 26.
Тело насекомых разделено на голову, грудь и брюшко. На голове имеется пара сложных глаз, одна пара усиков и ротовой аппарат, на груди – три пары ног и (у большинства) – крылья; на брюшке у насекомых ног нет. Хитиновые покровы насекомых препятствуют потере воды. Дышат насекомые с помощью трахей. Кровеносная система незамкнутая, нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки. Насекомые – наиболее многочисленная и разнообразная группа животных. На Земле обитает более миллиона видов насекомых. Они освоили все среды обитания и встречаются повсеместно (за исключением морей и океанов).
На голове у насекомых имеются органы чувств и ротовой аппарат. Какими они бывают?
* Выступление 1 ученика:
Органы чувств – это прежде всего органы зрения, обоняния и осязания. Два глаза расположены по бокам головы и состоят из множества мельчайших, одинаковых по строению фасеток, каждая из которых подобна оптической трубе, изображение у насекомых получается мозаичное. У некоторых насекомых, например у стрекоз, мух глаза, занимают большую часть головы, что позволяет одновременно видеть предметы, расположенные перед ними, а также сбоку, снизу и частично сзади. У стрекоз в сложном глазу насчитывается до 28 000 фасеток. У насекомых, живущих в темноте, например в пещерах, глаза не развиваются. У пчел кроме сложных глаз имеются и простые.
Основными органами обоняния и осязания у насекомых служат усики, которые могут иметь разнообразный вид: нитевидные, перистые, пластинчатые и др. Органы обоняния самцов чаще служат для разыскивания неоплодотворённых самок, которые выделяют в воздух специфические пахучие вещества (феромоны), воспринимаемые самцами даже за несколько километров. У насекомых органы обоняния самцов обеспечивают встречу полов. Органы обоняния самок приспособлены для разыскивания той среды обитания, в которой развиваются личинки. Такими сложными путями насекомые, используя запахи, регулируют свою жизнедеятельность.
Найдите в тексте параграфа, у каких насекомых какие ротовые аппараты развиты.
У таракана – грызущий, у пчелы – грызуще-лижущий, у бабочки – сосущий, у мухи – фильтрующий, у комара – колюще- сосущий. Почему насекомые имеют разные типы ротовых аппаратов?
*Выступление 2 ученика:
У насекомых имеются различные типы ротовых аппаратов, что связано с характером потребляемой пищи. У насекомых, питающихся твёрдой пищей - грызущий ротовой аппарат состоит из верхней и нижней челюстей, верхней и нижней губ. Всё это -видоизменённые конечности. Грызущий ротовой аппарат имеют жуки, стрекозы, саранча , тараканы. Некоторые насекомые не питаются, их ротовые органы не развиты. Личинки мух не имеют головы и питаются, выделяя пищеварительные соки в скопление пищи и всасывая уже полупереваренную жидкую кашицу поверхностью тела.
У насекомых, питающихся жидкой пищей – соками растений или кровью животных, ротовые органы сосущего типа, преобразованы в тонкий и длинный хоботок с каналом внутри, по которому всасывается пища. Сосущий ротовой аппарат с длинным хоботком позволяет бабочкам доставать нектар из очень тонких венчиков цветов, производя при этом опыление растений, поэтому истребление бабочек приведёт к исчезновению красивоцветущих растений, опыляемых только этими насекомыми.
* Работа с учебником
Рассмотрите рисунок № 98 Б «Строение конечностей различных насекомых».
На груди располагаются три пары ног. Найдите в тексте параграфа, какие типы ног имеют различные насекомые. У таракана и большинства насекомых ноги бегательные. У кузнечика, саранчи, блохи задняя пара ног очень длинная и мощная. Это прыгательные ноги. У жука – плавунца и водного клопа гладыша задняя пара ног покрыта длинными волосками, образующими широкую поверхность – своеобразное весло. Это плавательные ноги. У медведки передняя пара ног мощная, плоская и короткая. Это копательные ноги. У богомола ноги хватательного типа, покрыты рядами шипов, они способны хватать жертву, смыкаясь, подобно ножницам.
Лапки ног заканчиваются коготками, которыми насекомые цепляются за неровности при ходьбе и беге. Коготки позволяют подниматься по вертикальной поверхности и даже по нижней стороне листьев, по потолку комнат. У некоторых насекомых между коготками имеются присоски, используемые ими при передвижении по гладкой поверхности, например по стеклу. Основные типы ног сводятся к вариантам: передние ноги могут быть копательными или хватательными, задние – прыгательными или плавательными.
* Выступление 3 ученика:
На груди у насекомых расположены крылья – совершенные органы полёта. Среди беспозвоночных животных только насекомые обладают крыльями, которые дали им большое преимущество в конкуренции с другими организмами. Крылья функционируют только у взрослых насекомых. При помощи полёта они распространяются на значительные расстояния, в короткие сроки находят особь противоположного пола или благоприятные условия для развития потомства. Скорость полёта особенно велика у бабочек-бражников – 15 м/с, а расстояния, на которые способны перелетать эти бабочки, измеряются сотнями километров. С помощью крыльев саранча совершает миграции, преодолевая 4000 км.
Названия отрядов насекомых дано в основном по строению крыльев: «жесткокрылые», «чешуекрылые», «перепончатокрылые», «двукрылые».
* Выступление 4 ученика:
Брюшко насекомых обычно мягкое, состоит из 8 – 11 члеников. Оно служит в основном для размещения внутренних органов, главным образом пищеварительной системы и органов размножения, и запасных питательных веществ в виде жирового тела. Брюшко прикрепляется к грудному отделу либо неподвижно, как у жуков, либо наоборот, при помощи тонкого стебелька, как у многих перепончатокрылых – муравьёв, ос, пчёл, у которых сохраняется подвижность брюшка, что имеет важнейшее значение. По бокам брюшка расположены маленькие отверстия-дыхальца. На конце брюшка находится заднепроходное отверстие. У самок может быть развит длинный яйцеклад, иногда превращающийся в жало.
4) Физминутка
5) Закрепление
* Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение насекомого».
Найдите в параграфе описание хода работы, прочитайте и выполните её самостоятельно.
Заполните в лабораторных тетрадях таблицу «Внешнее строение насекомого»
Отделы тела
Органы
Функции
Голова
Грудь
Брюшко
6) Подведение итогов урока
С чем вы сегодня познакомились на уроке?
Что нового вы узнали для себя?
С чем связано большое разнообразие видов насекомых?
7) Домашнее задание
параграф № 26, вопрос № 3,4, подготовиться к конкурсу презентаций «Мир насекомых».