kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Особенности строения и жизнедеятельности насекомых"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип учебного занятия: открытие новых знаний.

Формы организации образовательного процесса: урок – размышление, лабораторная работа.

Методы обучения: словесно – наглядный, исследовательский, проблемного изложения, эвристической беседы с элементами художественного чтения.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Цели: раскрыть особенности строения насекомых в связи с жизнью в наземно-воздушной среде; углубить знания о частях тела насекомого, органах, расположенных на них, и значении; продолжить формирование умений работать с учебником, пользоваться  натуральными объектами и рисунками для выполнения лабораторной работы; формировать научное мировоззрение на основе знаний о взаимосвязи организма со средой обитания; способствовать формированию экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности.

Оборудование: коллекции насекомых, лупы, таблицы, выставка книг и журналов, лабораторные тетради, «Большая энциклопедия животного мира»(Бейко В.Б.,М.:Росмэн), интерактивный диск « Наглядная биология», микропрепараты «Ротовой аппарат комара», «Конечность пчелы», фонограмма «В траве сидел кузнечик», видеофрагмент и иллюстрации http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/.

План урока: 1) Орг. момент – 1 мин

                      2) Проверка знаний – 5 мин

                      3) Изучение нового материала – 20 мин

                      4) Физминутка – 1 мин

                      5) Закрепление – 10 мин

                      6) Подведение итогов урока – 2 мин

                      7) Домашнее задание – 1 мин

Ход урока

1) Орг. момент.

 - Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вы  узнаете об особенностях строения и жизнедеятельности  насекомых в связи с наземно-воздушной  средой обитания, о частях тела насекомых, органах, расположенных на них, и значении. Итогом нашей работы будет таблица «Внешнее строение насекомых» в лабораторных тетрадях.

2) Проверка знаний.

 - В начале урока проверим ваши знания по теме «Тип Членистоногие».                   

      Дайте общую характеристику Членистоногих:

       Тело членистоногих покрыто плотным 1 (хитиновым) покровом –    наружным скелетом.              

      У них имеются членистые 2 (конечности).

      Полость тела 3 (смешанная).

      Кровеносная система 4(незамкнутая).

      Органы  5 (чувств) разнообразны и хорошо развиты.

      Членистоногие – самый  6 (многочисленный) по числу видов тип животных.

      Членистоногие произошли от древних  7 (многощетинковых.) червей.

      Первоначально это  были 8 (водные) животные.

      От них произошли современные ракообразные, паукообразные и 9 (насекомые).

3) Изучение нового материала

*Рассказ учителя с демонстрацией наглядных пособий.

 Внешне насекомые очень разнообразны – жуки, бабочки, мухи, стрекозы и другие. Тело насекомых разделено на сегменты, границы между которыми имеют вид насечек. От слова «насекать» и возникло название «насекомые». У них имеются две характерные особенности: твёрдый хитиновый покров и наличие трёх пар конечностей. Уплотнённые наружные покровы не только защищают внутренние органы от повреждений, но и препятствуют испарению воды из организма. Конструкция скелета позволяет насекомым иметь очень мелкие размеры ( менее 1 мм), что способствовало их приспособлению к обитанию в самых разнообразных условиях, а следовательно, к возникновению в процессе эволюции всё новых групп и видов. Поэтому насекомых очень много, более 1 млн. видов, на долю которых приходится 70 % от общего числа видов животных. Насекомых часто называют  шестиногими, при том способе ходьбы и бега, которые выработались у насекомых, дальнейшее уменьшение числа ног невозможно. Дело в том, что при ходьбе в каждый отдельный момент времени тело насекомого опирается на 3 ноги: переднюю и заднюю с одной стороны и среднюю – с другой. Этим достигается устойчивое положение тела при опоре на 3 точки.

      *Работа с учебником, параграф 26.

  Тело насекомых разделено на голову, грудь и брюшко. На голове имеется пара сложных глаз, одна пара усиков и ротовой аппарат, на груди – три пары ног и (у большинства) – крылья; на брюшке у насекомых ног нет. Хитиновые покровы  насекомых препятствуют потере воды. Дышат насекомые с помощью трахей. Кровеносная система незамкнутая, нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки.  Насекомые – наиболее многочисленная и разнообразная группа животных. На Земле обитает более миллиона видов насекомых. Они освоили все среды обитания и встречаются повсеместно (за исключением морей и океанов).

На голове у насекомых имеются органы чувств и ротовой аппарат. Какими они бывают?

    * Выступление  1 ученика:

 Органы чувств – это прежде всего органы зрения, обоняния и осязания. Два глаза расположены по бокам головы и состоят из множества мельчайших, одинаковых по строению фасеток, каждая из которых подобна оптической трубе, изображение у насекомых получается мозаичное. У некоторых насекомых, например у стрекоз, мух  глаза, занимают большую часть головы, что позволяет одновременно видеть предметы, расположенные перед ними, а также сбоку, снизу и частично сзади. У стрекоз в сложном глазу насчитывается до 28 000 фасеток. У насекомых, живущих в темноте, например в пещерах, глаза не развиваются. У пчел кроме сложных глаз имеются и простые.

     Основными органами обоняния и осязания у насекомых служат усики, которые могут иметь разнообразный вид: нитевидные, перистые, пластинчатые и др. Органы обоняния самцов чаще служат для разыскивания неоплодотворённых самок, которые выделяют в воздух специфические пахучие вещества (феромоны), воспринимаемые самцами даже за несколько километров. У насекомых органы обоняния самцов обеспечивают встречу полов. Органы обоняния самок приспособлены для разыскивания той среды обитания, в которой развиваются  личинки. Такими сложными путями насекомые, используя запахи, регулируют свою жизнедеятельность.

* Работа с учебником:

 Рассмотрите рисунок № 99 «Строение ротового аппарата».

Найдите  в тексте параграфа, у каких насекомых какие ротовые аппараты развиты.

 У таракана – грызущий, у пчелы – грызуще-лижущий, у бабочки – сосущий, у мухи – фильтрующий, у комара – колюще- сосущий. Почему насекомые имеют разные типы ротовых аппаратов?

*Выступление 2 ученика:

У  насекомых имеются различные типы ротовых аппаратов, что связано с характером потребляемой пищи. У насекомых, питающихся твёрдой пищей  - грызущий ротовой аппарат состоит из верхней и нижней челюстей, верхней и нижней губ. Всё это -видоизменённые конечности. Грызущий ротовой аппарат имеют жуки, стрекозы, саранча, тараканы. Некоторые насекомые не питаются, их ротовые органы не развиты. Личинки мух не имеют головы и питаются, выделяя пищеварительные соки в скопление пищи и всасывая уже полупереваренную жидкую кашицу поверхностью тела.

 У насекомых, питающихся жидкой пищей – соками растений или кровью животных, ротовые органы сосущего типа, преобразованы в тонкий и длинный хоботок с каналом внутри, по которому всасывается пища. Сосущий ротовой аппарат с длинным хоботком позволяет бабочкам доставать нектар из очень тонких венчиков цветов, производя при этом опыление растений, поэтому истребление  бабочек приведёт к  исчезновению красивоцветущих растений, опыляемых только этими насекомыми.

* Работа  с учебником

Рассмотрите рисунок № 98 Б «Строение конечностей различных насекомых».

На груди располагаются три пары ног. Найдите в тексте параграфа, какие типы ног имеют различные насекомые. У таракана и большинства насекомых ноги  бегательные. У кузнечика, саранчи, блохи задняя пара ног очень длинная и мощная. Это прыгательные ноги. У жука – плавунца и водного клопа гладыша задняя пара ног покрыта длинными волосками, образующими широкую поверхность – своеобразное весло. Это плавательные ноги. У медведки передняя пара ног мощная, плоская и короткая. Это копательные ноги. У богомола ноги хватательного типа, покрыты рядами шипов, они способны хватать жертву, смыкаясь, подобно ножницам.

Лапки ног заканчиваются коготками, которыми насекомые цепляются за неровности при ходьбе и беге. Коготки позволяют подниматься по вертикальной поверхности и даже по нижней стороне листьев, по потолку комнат. У некоторых насекомых между коготками имеются присоски, используемые ими при передвижении по гладкой поверхности, например по стеклу. Основные типы ног сводятся к вариантам: передние ноги могут быть копательными или хватательными, задние – прыгательными или плавательными.

* Выступление 3  ученика:

На груди у насекомых  расположены крылья – совершенные органы полёта. Среди беспозвоночных животных только насекомые обладают крыльями, которые дали им большое преимущество в конкуренции с другими организмами. Крылья функционируют только у взрослых насекомых. При помощи полёта они распространяются на значительные расстояния, в короткие сроки находят особь противоположного пола или благоприятные условия для развития потомства. Скорость полёта особенно велика у бабочек-бражников – 15 м/с, а расстояния, на которые способны перелетать эти бабочки, измеряются сотнями километров. С помощью крыльев саранча совершает миграции, преодолевая  4000 км.

Названия отрядов насекомых дано в основном по строению крыльев: «жесткокрылые», «чешуекрылые», «перепончатокрылые», «двукрылые».

* Выступление 4 ученика:

Брюшко насекомых обычно мягкое, состоит из 8 – 11 члеников. Оно служит в основном для размещения внутренних органов, главным образом пищеварительной системы и органов размножения, и запасных питательных веществ в виде жирового тела. Брюшко прикрепляется к грудному отделу либо неподвижно, как у жуков, либо наоборот, при помощи тонкого стебелька, как у многих перепончатокрылых – муравьёв, ос, пчёл, у которых сохраняется подвижность брюшка, что имеет важнейшее значение. По бокам брюшка расположены маленькие отверстия-дыхальца. На конце брюшка находится заднепроходное отверстие. У самок может быть развит длинный яйцеклад, иногда превращающийся в жало.

4) Физминутка         

5) Закрепление

 Лабораторная  работа № 5 «Внешнее строение насекомого».

Найдите в параграфе описание хода  работы, прочитайте и выполните её самостоятельно.

 Заполните в лабораторных тетрадях таблицу «Внешнее строение насекомого»

Отделы тела

Органы

Функции

Голова

Грудь

Брюшко

6) Подведение итогов урока

  С чем вы сегодня познакомились на уроке?

  Что нового вы узнали для себя?

  С чем связано большое разнообразие видов насекомых?

7) Домашнее задание

параграф № 26, вопрос № 3,4, подготовиться к конкурсу презентаций «Мир насекомых».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Особенности строения и жизнедеятельности насекомых" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31 имени Героев Свири»

Г. Ульяновска


Проект урока по биологии в 7 классе


Учитель биологии - Макарова И.В.


Тема: «Особенности строения и жизнедеятельности насекомых»

Тип учебного занятия: открытие новых знаний.

Формы организации образовательного процесса: урок – размышление, лабораторная работа.

Методы обучения: словесно – наглядный, исследовательский, проблемного изложения, эвристической беседы с элементами художественного чтения.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.


Цели: раскрыть особенности строения насекомых в связи с жизнью в наземно-воздушной среде; углубить знания о частях тела насекомого, органах, расположенных на них, и значении; продолжить формирование умений работать с учебником, пользоваться натуральными объектами и рисунками для выполнения лабораторной работы; формировать научное мировоззрение на основе знаний о взаимосвязи организма со средой обитания; способствовать формированию экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности.



Оборудование: коллекции насекомых, лупы, таблицы, выставка книг и журналов, лабораторные тетради, «Большая энциклопедия животного мира»(Бейко В.Б.,М.:Росмэн), интерактивный диск « Наглядная биология», микропрепараты «Ротовой аппарат комара», «Конечность пчелы», фонограмма «В траве сидел кузнечик», видеофрагмент и иллюстрации http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/.









План урока: 1) Орг. момент – 1 мин

2) Проверка знаний – 5 мин

3) Изучение нового материала – 20 мин

4) Физминутка – 1 мин

5) Закрепление – 10 мин

6) Подведение итогов урока – 2 мин

7) Домашнее задание – 1 мин


Ход урока

1) Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вы узнаете об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых в связи с наземно-воздушной средой обитания, о частях тела насекомых, органах, расположенных на них, и значении. Итогом нашей работы будет таблица «Внешнее строение насекомых» в лабораторных тетрадях.



2) Проверка знаний.


- В начале урока проверим ваши знания по теме «Тип Членистоногие».

Дайте общую характеристику Членистоногих:


Тело членистоногих покрыто плотным 1 (хитиновым) покровом – наружным скелетом.

У них имеются членистые 2 (конечности).

Полость тела 3 (смешанная).

Кровеносная система 4(незамкнутая).

Органы 5 (чувств) разнообразны и хорошо развиты.

Членистоногие – самый 6 (многочисленный) по числу видов тип животных.

Членистоногие произошли от древних 7 (многощетинковых.) червей.

Первоначально это были 8 (водные) животные.

От них произошли современные ракообразные, паукообразные и 9 (насекомые).













3) Изучение нового материала


*Рассказ учителя с демонстрацией наглядных пособий.

Внешне насекомые очень разнообразны – жуки, бабочки, мухи, стрекозы и другие. Тело насекомых разделено на сегменты, границы между которыми имеют вид насечек. От слова «насекать» и возникло название «насекомые». У них имеются две характерные особенности: твёрдый хитиновый покров и наличие трёх пар конечностей. Уплотнённые наружные покровы не только защищают внутренние органы от повреждений, но и препятствуют испарению воды из организма. Конструкция скелета позволяет насекомым иметь очень мелкие размеры ( менее 1 мм), что способствовало их приспособлению к обитанию в самых разнообразных условиях, а следовательно, к возникновению в процессе эволюции всё новых групп и видов. Поэтому насекомых очень много, более 1 млн. видов, на долю которых приходится 70 % от общего числа видов животных. Насекомых часто называют шестиногими, при том способе ходьбы и бега , которые выработались у насекомых, дальнейшее уменьшение числа ног невозможно. Дело в том, что при ходьбе в каждый отдельный момент времени тело насекомого опирается на 3 ноги: переднюю и заднюю с одной стороны и среднюю – с другой. Этим достигается устойчивое положение тела при опоре на 3 точки.


*Работа с учебником, параграф 26.

Тело насекомых разделено на голову, грудь и брюшко. На голове имеется пара сложных глаз, одна пара усиков и ротовой аппарат, на груди – три пары ног и (у большинства) – крылья; на брюшке у насекомых ног нет. Хитиновые покровы насекомых препятствуют потере воды. Дышат насекомые с помощью трахей. Кровеносная система незамкнутая, нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки. Насекомые – наиболее многочисленная и разнообразная группа животных. На Земле обитает более миллиона видов насекомых. Они освоили все среды обитания и встречаются повсеместно (за исключением морей и океанов).

На голове у насекомых имеются органы чувств и ротовой аппарат. Какими они бывают?












* Выступление 1 ученика:

Органы чувств – это прежде всего органы зрения, обоняния и осязания. Два глаза расположены по бокам головы и состоят из множества мельчайших, одинаковых по строению фасеток, каждая из которых подобна оптической трубе, изображение у насекомых получается мозаичное. У некоторых насекомых, например у стрекоз, мух глаза, занимают большую часть головы, что позволяет одновременно видеть предметы, расположенные перед ними, а также сбоку, снизу и частично сзади. У стрекоз в сложном глазу насчитывается до 28 000 фасеток. У насекомых, живущих в темноте, например в пещерах, глаза не развиваются. У пчел кроме сложных глаз имеются и простые.

Основными органами обоняния и осязания у насекомых служат усики, которые могут иметь разнообразный вид: нитевидные, перистые, пластинчатые и др. Органы обоняния самцов чаще служат для разыскивания неоплодотворённых самок, которые выделяют в воздух специфические пахучие вещества (феромоны), воспринимаемые самцами даже за несколько километров. У насекомых органы обоняния самцов обеспечивают встречу полов. Органы обоняния самок приспособлены для разыскивания той среды обитания, в которой развиваются личинки. Такими сложными путями насекомые, используя запахи, регулируют свою жизнедеятельность.



* Работа с учебником:

Рассмотрите рисунок № 99 «Строение ротового аппарата».

Найдите в тексте параграфа, у каких насекомых какие ротовые аппараты развиты.

У таракана – грызущий, у пчелы – грызуще-лижущий, у бабочки – сосущий, у мухи – фильтрующий, у комара – колюще- сосущий. Почему насекомые имеют разные типы ротовых аппаратов?


*Выступление 2 ученика:

У насекомых имеются различные типы ротовых аппаратов, что связано с характером потребляемой пищи. У насекомых, питающихся твёрдой пищей - грызущий ротовой аппарат состоит из верхней и нижней челюстей, верхней и нижней губ. Всё это -видоизменённые конечности. Грызущий ротовой аппарат имеют жуки, стрекозы, саранча , тараканы. Некоторые насекомые не питаются, их ротовые органы не развиты. Личинки мух не имеют головы и питаются, выделяя пищеварительные соки в скопление пищи и всасывая уже полупереваренную жидкую кашицу поверхностью тела.







У насекомых, питающихся жидкой пищей – соками растений или кровью животных, ротовые органы сосущего типа, преобразованы в тонкий и длинный хоботок с каналом внутри, по которому всасывается пища. Сосущий ротовой аппарат с длинным хоботком позволяет бабочкам доставать нектар из очень тонких венчиков цветов, производя при этом опыление растений, поэтому истребление бабочек приведёт к исчезновению красивоцветущих растений, опыляемых только этими насекомыми.


* Работа с учебником

Рассмотрите рисунок № 98 Б «Строение конечностей различных насекомых».

На груди располагаются три пары ног. Найдите в тексте параграфа, какие типы ног имеют различные насекомые. У таракана и большинства насекомых ноги бегательные. У кузнечика, саранчи, блохи задняя пара ног очень длинная и мощная. Это прыгательные ноги. У жука – плавунца и водного клопа гладыша задняя пара ног покрыта длинными волосками, образующими широкую поверхность – своеобразное весло. Это плавательные ноги. У медведки передняя пара ног мощная, плоская и короткая. Это копательные ноги. У богомола ноги хватательного типа, покрыты рядами шипов, они способны хватать жертву, смыкаясь, подобно ножницам.

Лапки ног заканчиваются коготками, которыми насекомые цепляются за неровности при ходьбе и беге. Коготки позволяют подниматься по вертикальной поверхности и даже по нижней стороне листьев, по потолку комнат. У некоторых насекомых между коготками имеются присоски, используемые ими при передвижении по гладкой поверхности, например по стеклу. Основные типы ног сводятся к вариантам: передние ноги могут быть копательными или хватательными, задние – прыгательными или плавательными.


* Выступление 3 ученика:

На груди у насекомых расположены крылья – совершенные органы полёта. Среди беспозвоночных животных только насекомые обладают крыльями, которые дали им большое преимущество в конкуренции с другими организмами. Крылья функционируют только у взрослых насекомых. При помощи полёта они распространяются на значительные расстояния, в короткие сроки находят особь противоположного пола или благоприятные условия для развития потомства. Скорость полёта особенно велика у бабочек-бражников – 15 м/с, а расстояния, на которые способны перелетать эти бабочки, измеряются сотнями километров. С помощью крыльев саранча совершает миграции, преодолевая 4000 км.

Названия отрядов насекомых дано в основном по строению крыльев: «жесткокрылые», «чешуекрылые», «перепончатокрылые», «двукрылые».






* Выступление 4 ученика:

Брюшко насекомых обычно мягкое, состоит из 8 – 11 члеников. Оно служит в основном для размещения внутренних органов, главным образом пищеварительной системы и органов размножения, и запасных питательных веществ в виде жирового тела. Брюшко прикрепляется к грудному отделу либо неподвижно, как у жуков, либо наоборот, при помощи тонкого стебелька, как у многих перепончатокрылых – муравьёв, ос, пчёл, у которых сохраняется подвижность брюшка, что имеет важнейшее значение. По бокам брюшка расположены маленькие отверстия-дыхальца. На конце брюшка находится заднепроходное отверстие. У самок может быть развит длинный яйцеклад, иногда превращающийся в жало.


4) Физминутка

5) Закрепление


* Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение насекомого».

Найдите в параграфе описание хода работы, прочитайте и выполните её самостоятельно.


Заполните в лабораторных тетрадях таблицу «Внешнее строение насекомого»


Отделы тела

Органы

Функции

Голова


Грудь


Брюшко




6) Подведение итогов урока

С чем вы сегодня познакомились на уроке?

Что нового вы узнали для себя?

С чем связано большое разнообразие видов насекомых?


7) Домашнее задание

параграф № 26, вопрос № 3,4, подготовиться к конкурсу презентаций «Мир насекомых».








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему: "Особенности строения и жизнедеятельности насекомых"

Автор: Макарова Ирина Валентиновна

Дата: 13.09.2015

Номер свидетельства: 230463

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока « Многообразие  членистоногих» в виде игры « Путешествие по станциям»."
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-mnoghoobraziie-chlienistonoghikh-v-vidie-ighry-putieshiestviie-po-stantsiiam"
    ["file_id"] => string(6) "327430"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463420822"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока биологии по теме "Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-biologhii-po-tiemie-obshchaia-kharaktieristika-ghribov-shliapochnyie-ghriby"
    ["file_id"] => string(6) "121401"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413967347"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока по биологии на тему: "Класс Паукообразные, их многообразие и значение""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_biologhii_na_tiemu_klass_paukoobraznyie_ikh_mnoghoobraziie_i_"
    ["file_id"] => string(6) "387657"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486208235"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока на тему "Влияние абиотических факторов на живые организмы" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vliianiie-abiotichieskikh-faktorov-na-zhivyie-orghanizmy"
    ["file_id"] => string(6) "111954"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408097271"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "8 класс Членистоногие "
    ["seo_title"] => string(25) "8-klass-chlienistonoghiie"
    ["file_id"] => string(6) "178259"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424796772"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства