2.2.2. Урок на тему «Размножение и развитие насекомых»
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Образовательные:
- изучить размножение и развитие насекомых;
- рассмотреть особенности организации насекомых, связанных с функцией размножения;
- сформировать понятие о половом диморфизме, внутреннем оплодотворении;
- познакомиться с типами постэмбрионального развития насекомых.
Развивающие:
- развивать умения учащихся работать с учебником, рабочей тетрадью, раздаточным материалом, с различными электронно-образовательными ресурсами (ЭОРами).
-развивать логические универсальные учебные действия: выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы;
- развивать умения учащихся в сфере ИКТ.
Воспитывающие:
- продолжить формирования интереса к предмету;
- осуществлять эстетическое воспитание учащихся;
- показать действие гармонических законов красоты в строении и поведении насекомых.
Средства:
1. Учебник В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс.
2. Электронное учебное издание – мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс.
3. Интернет-ресурс YouTube. Слайд-шоу «Насекомые».
4. Таблица «Золотое сечение бабочки».
5. Фонограмма «Шумы леса».
ХОД УРОКА
I этап. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 мин.)
Приветствие учителя и учащихся.
Проверка присутствующих на уроке и готовности учащихся к уроку.
Учитель сообщает тему и цели урока.
II ЭТАП. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ (5 мин.).
Беседа по вопросам:
Учитель: Верна ли схема? (рис. 1)
Рис.1. Членистоногие
(Ответ учащихся: Нет, кроме указанных на схеме классов к типу членистоногих относится класс насекомых).
Учитель: Назовите представителей класса насекомых.
(Ответ учащихся: жуки, бабочки, вши, муравьи, мухи и т.д.).
2.Интерактивное задание «Узнай силуэты насекомых» [73].
(Ответ учащихся: божья коровка, паук, стрекоза, жужелица, майский жук).
III этап. МОТИВАЦИОННЫЙ (3 мин.).
Учитель: Верно. Молодцы. Третий класс – класс насекомые, с которым мы продолжим знакомиться на сегодняшнем уроке.
1. Демонстрация слайд-шоу «Насекомые».
Звучит фонограмма «Шумы леса».
Один ученик читает стихотворение, выученное дома, а в это время демонстрируются слайды с изображением насекомых, о которых говорится в стихотворении: муравья, жука, мотылька, пчелы, кузнечика, сверчка:
Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг –
Ты многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда – то меж корней
Большой сосны.
На толстый сук
Уселся золотистый жук,
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь!
Во веки не замрет, не прекратится
Поэзия Земли. Когда в листве,
От зноя ослабев, умолкнут птицы,
Мы слышим голос в скошенной траве
Кузнечика. Спешит он насладиться
Своим участьем в летнем торжестве.
То зазвенит, то снова притаится,
То помолчит минутку или две.
Поэзия земли не знает смерти.
Прошла зима. В полях мела метель,
Но вы покою мертвому не верьте.
Трещит сверчок, забившись где – то в щель,
И в ласковом тепле нагретых печек
Нам кажется: в траве звенит кузнечик. (Н. Рубцов)
Учитель: Итак, мы продолжаем разговор о самом многочисленном классе животных на планете – классе насекомых.
У нас сегодня на уроке необычный гость – кузнечик, его зовут Кузя. (На цветке, прикрепленном на доску, сидит сделанный методом оригами кузнечик). Он будет внимательно наблюдать за нашей работой на уроке. Давайте постараемся, чтобы наш урок прошел с пользой. Я уверена, у нас все получится!
IV этап. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (25 мин.).
1.Рассказ учителя с использованием ЭОРов:
Половой диморфизм. (Диск, Класс насекомые, фрагмент №6)
Половые органы самца (приложение 6).
Половые органы самки (приложение 6).
Постэмбриональное развитие (приложение 6).
Непрямое развитие с неполным превращением (Медведка) (приложение 6).
Учитель: Пример развития с неполным превращением – развитие кузнечика или саранчи изучим по учебнику (стр. 165). Рассмотрите внимательно рисунок развития кузнечика.
Задание: Сравните его личинку с взрослым насекомым.
Вопросы учителя:
1.В чем сходство? (среда обитания, образ жизни, внешнее строение).
2.В чем различие? (размеры, недоразвитость крыльев, недоразвита половая система).
Учитель дает пояснение: На рисунке в учебнике мы видим разные стадии личинок размеры личинок разные.
Беседа по вопросам:
Почему? Какое свойство живого организма здесь показано?
(Ответ учащихся: рост).
А как же прочный хитин? Как же происходит рост личинки?
(Ответ учащихся: линька).
Учитель дает пояснение: В зависимости от вида, личинки разных насекомых могут линять от 3 до 30 раз, но в среднем – 5-6 раз. Когда мы сравниваем взрослое насекомое и личинку кузнечика, мы видим сходство в образе жизни, среде обитания. Даже пища общая.
Учитель продолжает задавать вопросы:
Как вы думаете – как скажется такое сходство на их взаимоотношениях?
(Ответ учащихся: может возникнуть конкуренция).
Конкуренция это плохо. А можно ли ее избежать? Давайте помечтаем. Какой должна быть личинка, чтобы конкуренции не было между личинкой и взрослым насекомым?
(Ответ учащихся: Надо чтобы личинка, была не похожа на взрослое насекомое, питалась другой пищей и вела другой образ жизни).
Учитель продолжает объяснение нового материала: Природа позаботилась об этом и создала таких насекомых. Какие же стадии развития они проходят, давайте посмотрим.
Непрямое развитие с полным превращением (приложение 4).
Учитель задает вопросы:
Как обстоит дело с конкуренцией в этом случае?
(Ответ учащихся: отсутствует).
На ваш взгляд, какой из путей развития более прогрессивный: с полным превращением или с неполным превращением? Почему?
(Ответ учащихся: С полным, ослабляется внутривидовая борьба).
Учитель: У нас есть возможность подсмотреть за рождением бабочки.
2. Демонстрация «Анимация «Рождение бабочки» (Диск, Класс Насекомые, фрагмент № 11).
Дает задание: рассмотрите на рисунке этапы рождения бабочки и переведите с английского их названия.
Ответ учащихся: 1. Яйцо. 2. Гусеница. 3. Куколка. 4. Имаго – взрослое насекомое.
Учитель: В первые минуты после выхода из куколки бабочка ещё не способна летать. Она взбирается на вертикальные возвышения, где остаётся до расправления крыльев, происходящего под действием гидростатического давления гемолимфы. Расправленные крылья отвердевают и приобретают окончательную окраску.
3.Сообщение учащегося «Красота рождения бабочки. Символика бабочки».
Знаменитый американский психолог Э. Эппли писал: «Чудо переходящих одно в другое состояний, это чудо превращения вялой гусеницы, и бесформенной куколки в нежно-прекрасную бабочку, глубоко трогало человека, стало для него подобием собственных душевных превращений, подарило ему надежду на то, что когда-нибудь он оторвется от земли и поднимется в озаренные светом сферы вечности».
Бабочка считается символом Великой Богини (Великой Матери). Образ Великой Богини восходит к древнейшим временам истории человечества. Это верховное божество олицетворяло одновременно небо и землю, жизнь и смерть. С Великой Богиней ассоциировались птицы и летающие насекомые. Одним из насекомых, представлявших богиню, и была бабочка. Римляне верили в то, что бабочки - это души умерших. Древние греки считали бабочку символом бессмертия души. Психея, имя которой значит «душа», представлялась в виде девушки с крыльями бабочки. У японцев бабочка символизирует молодую женщину, а порхающие одна вокруг другой бабочки означают семейное счастье.
Ученики читают стихотворения о бабочках (домашнее задание).
Рассматривание таблицы «Золотое сечение бабочки» [73].
4.Рассматривание таблицы «Классы насекомых, которые проходят развитие с полным и неполным превращением».
Учитель: Ну, что же, ребята! Посмотрите на нашего Кузю. Как вы думаете, ваша работа на уроке ему нравиться? Мне кажется, что да. Улыбнитесь ему, помашите рукой.
V этап. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА (7 мин.).
Самостоятельная работа учащихся.
Задание 1. Выберите правильные утверждения:
1. Одной из стадий развития жука является куколка.
2.Личинки кузнечиков похожи на своих родителей.
3. Превращение личинки во взрослое насекомое называется метаморфозом.
4. Личинки не линяют.
5. Яйцо – личинка – куколка. Это стадии развития с полным превращением.
6. Куколка эта стадия роста и активного питания.
7. К группе насекомых с полным превращением относят бабочек и пчел
8. Прямокрылые, Равнокрылые, Чешуекрылые отряды насекомых с неполным превращением.
(Ответы: 1,2,3,7).
Задание 2. Карточка «Стадии развития животных» (Раздаточный материал). Назовите номера стадий развития для бабочки по порядку.
(Ответы: № 26, 29, 15, 17).
Задание 3.Найди ошибку.
VI этап.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (1 мин.)
Закончить исследовательские проекты по теме «Красота мира насекомых». Подготовить их презентацию.
VII этап. РЕФЛЕКСИЯ (2 мин.)
1 вариант.
Учитель: Ребята, мне очень интересно узнать, что больше всего вам запомнилось при изучении класса насекомых. Прошу ответить каждого, по цепочке, используя, по возможности, для ответа всего одно слово или словосочетание и не повторяться. (Экологическая цепочка).
2 вариант.
На доске изображен рисунок неба. Выходя из класса после урока, учащиеся должны прикрепить птичек разных цветов.
Синяя – все понятно.
Желтая – понятно, но не все.
Черная – ничего не понял
Такая рефлексия направлена на развитие регулятивного универсального учебного умения «оценка и самооценка» деятельности на уроке – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознанию качества и уровня усвоения.
Таким образом, на данном уроке для эстетического воспитания учащихся использовались следующие средства и методические приемы: фонограмма «Шумы леса», стихотворение Н. Рубцова «Когда в душистом сосняке», которые вызывают эстетические чувства, сюрпризный момент (на цветке, прикрепленном на доску, сидит сделанный методом оригами кузнечик), компьютерная анимация «Рождение бабочки», сообщение учащегося на тему «Красота рождения бабочки. Символика бабочки», наглядность (рассматривание таблицы «Золотое сечение бабочки»), ученические исследовательские проекты по теме «Красота мира насекомых».