3. Игра «Распутай слова». Вот так горе! Вот беда! Как запутались слова! Все они из двух слогов. Кто помочь словам готов? Шок пу, ка бел, жок сне ( пушок, белка, шарик) пушок- Пушок белка- Белка- шарик- Шарик На доске к этим словам на карточках появляются пары - Прочитайте пары слов. Как они произносятся? - Как они записываются? ( С большой и маленькой буквы) – А о чём вы подумали? (О воздушном шарике/о собаке по кличке Шарик.) Проблемная ситуация. - Какой возникает у вас вопрос? -Какая будет тема урока? -Чему будем учится на уроке? – Запишите предложение. У меня есть шарик. – Как же можно написать одинаковые по звучанию слова? (С большой и маленькой буквы.) – Составим план урока. План (примерный) Почему слова звучат одинаково, а пишутся по-разному? Составление предложений с этими словами Если в классе только один вариант ответа – все подумали о воздушном или каком-то другом шарике, то учитель может подсказать: о ком ещё можно сказать Шарик? (О собаке.) – Перестройте предложение так, чтобы стало понятно, о каком шарике идёт речь. У меня есть воздушный шарик. У меня есть собака Шарик. Открытие нового знания. Упр. 158 стр. 108– наблюдение над словами, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному. Работа проводится в группах. Задание 1. – Почему одинаковые по звучанию слова написаны по-разному? Предложите свои версии. Дети делают предположения от групп. Все версии выслушиваются (можно не повторять все, а только добавлять, если есть отличия). Затем делается вывод (обобщение). – Если слова называют имя (Лилия, Роза, Мишка и др.), кличку животного (Шарик, Рыжик, Уголёк, Пушок), город (Орёл, Клин), планету (Земля), то это имена собственные, они пишутся с большой буквы. – А если слова называют животное, предмет, цветок, гриб, то они пишутся с маленькой (строчной) буквы. – Сравните свои выводы с авторским в конце упр. 158. С Винни-Пухом в лес шагаем, Вдруг мы видим у куста – Выше ноги поднимаем, Выпал птенчик из гнезда. Дышим ровно, глубоко, Тихо птенчика берем Нам шагается легко. И назад в гнездо кладем. Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса. Мы лисичку обхитрим – На носочках убежим Задание 2. – Составьте в группах по два предложения так, чтобы было понятно, в каком значении употреблено любое из данных слов. А из других групп назовут нужную букву в каждом случае. Возможные комментарии для отдельных слов. пушок- Пушок белка- Белка Работа в тетради. Запись предложений: Кот Пушок легкий как пушок. Собака Белка увидела на дереве белку. |